Судебный акт
Об обеспечении лекарственными средствами
Документ от 30.01.2018, опубликован на сайте 12.02.2018 под номером 71298, 2-я гражданская, об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                                        Дело № 33-418/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               30 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 октября 2017 года с учетом определения того же суда от 04 декабря 2017 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, действующего в интересах  Шарифуллиной Анисы Калимулловны  к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, о возложении обязанности обеспечить   медицинскими  изделиями удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Шарифуллину  Анису Калимулловну   изделиями медицинского назначения: *** в количестве  40 штук, в соответствии  с назначением врача и в соответствии с поставленным  диагнозом с учетом выписанных рецептов от 05 мая и 07 июля 2017 года.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Шарифуллиной А.К. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями. В обоснование иска указал, что Шарифуллина А.К., *** года рождения, является инвалидом *** группы, состоит на диспансерном учете в государственном учреждении здравоохранения «Чердаклинская районная больница» с диагнозом «***», имеет право на льготное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. 05 мая, 07 июля, 04 августа 2017 года Шарифуллиной А.К. были выписаны рецепты для получения *** в объеме 0,2 упаковки по каждому рецепту. При обращении Шарифуллиной А.К. в аптечное учреждение АО «УльяновскФармация» в выдаче указанных медицинских изделий было отказано по причине их отсутствия в аптечной сети. Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца жизненно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным. Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Шарифуллину А.К. медицинскими изделиями – *** в количестве 48 штук согласно назначению врача в соответствии с медицинскими показаниями.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение здравоохранения «Чердаклинская районная больница», Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области и рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что Министерство производило закупку медицинских изделий – *** по государственному контракту. Полагает, что необеспечение Шарифуллиной А.К. медицинскими изделиями возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Обращает внимание, что приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 110 от 12 февраля 2007 года «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» не предусмотрена возможность выписки врачом льготных рецептов с целью восполнения недостающего пациенту количества лекарственного препарата, изделия медицинского назначения. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица медицинским изделием.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень включены инвалиды *** группы, которые подлежат обеспечению по рецептам врачей бесплатно всеми лекарственными препаратами и средствами медицинской реабилитации, а также заболевание «***», при котором лица, имеющие данный диагноз, обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами, *** (100 г в месяц), ***, ***, *** к ним, средствами диагностики.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Шарифуллина А.К. является инвалидом *** группы, имеет диагноз «***», в связи с чем нуждается в подкожном введении инсулина, контроле уровня сахара крови, для чего необходимы  ***.

05 мая, 07 июля, 04 августа 2017 года Шарифуллиной А.К. лечащим врачом были выписаны рецепты на получение *** в количестве 0,2 упаковки (20 штук) по каждому рецепту.

13 сентября 2017 года в связи с истечением срока действия рецептов на иглы инъекционные Шарифуллиной А.К. был выписан новый рецепт на *** в количестве 20 штук.

14 сентября 2017 года Шарифуллина А.К. обеспечена по данному рецепту *** в количестве 20 штук.

Вместе с тем, по рецептам от 05 мая и от 07 июля 2017 года Шарифуллина А.К. не была обеспечена *** в количестве 40 штук (20 штук по каждому рецепту).

Удовлетворяя частично заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Шарифуллиной А.К. медицинскими изделиями, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Шарифуллиной А.К. бесплатно на период лечения инсулиновыми препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов и медицинских изделий может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах и изделиях медицинского назначения.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Шарифуллину А.К. медицинскими изделиями (***) по рецептам от 05 мая и от 07 июля 2017 года.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Шарифуллина А.К.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 октября 2017 года с учетом определения того же суда от 04 декабря 2017 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи