Судебный акт
Оспаривание лесохозяйственного регламента
Документ от 31.01.2018, опубликован на сайте 07.02.2018 под номером 71227, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-11/2018

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

31 января 2018 года                                                                       город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим в части Лесохозяйственного регламента Базарносызганского лесничества Ульяновской области, утвержденного приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 31 января 2014 года № 4,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

31 января 2014 года Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области принят приказ № 4, которым утвержден Лесохозяйственный регламент Базарносызганского лесничества Ульяновской области.

Текст приказа опубликован 6 февраля 2014 года в газете «Ульяновская правда» № 16.

Первый заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании отдельных положений Лесохозяйственного регламента Базарносызганского лесничества Ульяновской области (далее также Лесохозяйственный регламент, регламент), утвержденного приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 31 января 2014 года № 4 (далее также Министерство).

В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.

В структуру лесохозяйственного регламента входит раздел 1.5 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов»,   включающий таблицу 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов», согласно которой леса в границах лесничеств распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные.

К эксплуатационным лесам отнесены, в том числе, и лесные участки кварталов 2, 3, 5-12, 16-30, 34-38, 41-47, 54-58, 71-74 Базарносызганского лесничества.

Вместе с тем, на территории Базарносызганского лесничества расположены следующие особо охраняемые природные территории: Базарносызганский государственный охотничий заказник и памятник природы «Лесные культуры сосны обыкновенной».

Базарносызганский государственный охотничий заказник создан решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 30 июня 1971 года № 460/14 «Об организации государственного охотничьего заказника в Инзенском районе». Заказник с уточнением границ функционирует в соответствии с приказом Министерства от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения», согласно которому в состав территории заказника входят лесные кварталы 1-30, 34-47, 53-65, 70-74, 80, 81, 87, 88 Базарносызганского участкового лесничества.

Памятник природы «Лесные культуры сосны обыкновенной» образован в соответствии с постановлением Главы администрации Ульяновской области от            2 ноября 1995 года № 172 «Об утверждении памятников природы на территории Ульяновской области».  Памятник природы с уточнением границ функционирует в соответствии с приказом Министерства от 18 марта 2011 года № 7 «Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области», согласно которому в состав территории памятника входит лесной квартал 35 Базарносызганского участкового лесничества.

Прокурор полагает, что отнесение лесных кварталов, включенных в состав заказника и памятника природы, к эксплуатационным лесам противоречит положениям федерального закона, а именно статьям 6, 10, 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации.

В результате неправомерного отнесения лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав Базарносызганского государственного охотничьего заказника, памятника природы «Лесные культуры сосны обыкновенной», к эксплуатационным лесам на территории данных особо охраняемых природных территорий фактически разрешено осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания заказника и памятника природы.

Кроме того, положения раздела 2.1.7 Лесохозяйственного регламента, содержащие ограничения при заготовке древесины, не соответствуют пункту 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474.

Абзацы 2-6 раздела 2.5, регулирующие вопросы использования лесов для осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства, не соответствуют положениям статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 1469-р в перечень объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре, входят вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, егерский кордон и охотничья база. В абзацах 11, 12 раздела 2.5 Лесохозяйственного регламента установлен иной перечень объектов охотничьей инфраструктуры.

В нарушение требований Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 года № 512, положения раздела 2.5 Лесохозяйственного регламента предусматривает иные предельные сроки добычи лося, косули, кабана, белки, норки, рыси, куницы, зайца-беляка, зайца-русака, крота, ондатры, суслика, крысы водяной, боровой и водоплавающей дичи.

В силу пункта 3 части 1 статьи 21 и статьи 44 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются в том числе для морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов. Однако разделом 2.13 Лесохозяйственного регламента такие виды деятельности допускаются для специализированных портов, т.е. объектов, не предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.

Уточнив заявленные требования, прокурор просил признать недействующим Лесохозяйственный регламент Базарносызганского лесничества Ульяновской области, утвержденный приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 31 января 2014 года № 4:

подраздел «Базарносызганское» в части включения кварталов 2, 3, 5-12, 16-30, 34-38, 41-47, 54-58, 71-74 Базарносызганского участкового лесничества в эксплуатационные леса таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» раздела 1.5 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов»;

абзац 8 в части слов «водотоки», абзац 10 в части слов «деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки» и «молодняка»;  абзац 11 в части слов «клейм и номеров на деревьях и пнях», абзац 12 в части слов «за исключением погибших», а также недействующим абзац 9 раздела 2.1.7 «Сроки использования лесов для заготовки древесины и другие сведения»;

абзацы 2-6, 11, 12, а также предельные сроки добычи охотничьих животных:  лося, косули, кабана, белки, норки, рыси, куницы, зайца-беляка, зайца-русака, крота, ондатры, суслика, крысы водяной, боровой и водоплавающей дичи раздела 2.5 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства»;

в части включения в раздел 2.13 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов» слов «специализированных портов».

В судебном заседании представитель административного истца Семенюк С.С. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дала пояснения, аналогичные иску. Дополнительно пояснила, что приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 1 апреля 2011 года № 106 «Об отнесении лесов на территории Ульяновской области к ценным лесам, эксплуатационным лесами и установлении их границ», на который сослалось Министерство, официально опубликован не был и не прошел государственную регистрацию, он не является нормативным правовым актом, обязательным для применения, и не порождает правовых последствий для неопределенного круга лиц.

Представитель административного ответчика Фомин А.С. в судебном заседании исковые требования прокурора признал частично, пояснив, что оспариваемый Приказ был принят Министерством в соответствии с наделенными полномочиями, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования.

Согласно положениям статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиями по отнесению земель лесного фонда к эксплуатационным лесам и установлению их границ обладает исключительно Федеральное агентство лесного хозяйства. Границы и площадь эксплуатационных лесов на территории Ульяновской области установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 1 апреля 2011 года № 106 «Об отнесении лесов на территории Ульяновской области к ценным лесам, эксплуатационным лесами  и установлении их границ».

Режим особой охраны и границы государственных заказников на территории Ульяновской области установлены приказом Министерства от 31 января 2013 года    № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения».

Использование эксплуатационных лесов, входящих в состав особо охраняемой природной территории, расположенной в границах земель лесного фонда, осуществляется с учетом установленного режима их особой охраны.

Проект оспариваемого приказа  до его издания был согласован Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой.

В остальной части заявленные требования признал, пояснив, что доводы прокурора будут учтены при разработке новых лесохозяйственных регламентов в 2018 году. Вместе с тем полагал, что удовлетворение требований прокурора приведет к пробелам в законодательстве, поэтому целесообразно обязать Министерство привести Лесохозяйственный регламент в соответствие с законодательством в течение 24 месяцев.

Представители заинтересованных лиц Правительства Ульяновской области, Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов является полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

31 января 2014 года Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области принят приказ № 4, которым утвержден Лесохозяйственный регламент Базарносызганского лесничества Ульяновской области.

Текст приказа опубликован 6 февраля 2014 года в газете «Ульяновская правда» № 16.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО 
«О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (
www.pravo.gov.ru).

В соответствии с Положением о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 октября 2013 года № 452-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства.

Согласно Положению разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств относятся к полномочиям Министерства.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Оспариваемый приказ действует в редакции приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 29 мая 2017 года    № 47.

Таким образом, оспариваемый         правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Разрешая доводы административного истца о несоответствии отдельных положений Лесохозяйственного регламента Базарносызганского лесничества Ульяновской области законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к выводу о противоречии оспариваемой части нормативного правового акта требованиям федерального законодательства.

Согласно части 2 статьи 6 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (часть 1 статьи 10 ЛК РФ).

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 ЛК РФ), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 ЛК РФ).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 ЛК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

В структуру Лесохозяйственного регламента входит раздел 1.5 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» и таблица 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов», согласно которой леса в границах Базарносызганского лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные. В этой таблице в целевом назначении лесов указаны «эксплуатационные леса», где имеется указание на Базарносызганское участковое лесничество, которое включает в себя номера кварталов и их частей.

Эксплуатационные леса расположены в том числе в следующих кварталах Базарносызганского участкового лесничества: 2, 3, 5-12, 16-30, 34-38, 41-47, 54-58,   71-74.

В вышеперечисленных лесных кварталах расположены особо охраняемые природные территории: Базарносызганский государственный охотничий заказник, а также памятник природы регионального значения «Лесные культуры сосны обыкновенной».

Базарносызганский государственный охотничий заказник был учрежден с целью воспроизводства численности диких полезных животных сроком на десять лет решением исполнительного комитета Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 30 июня 1971 года № 460/14.

Приказом Министерства от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения» утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Базарносызганский государственный охотничий заказник», являющееся Приложением № 1 к указанному приказу.

Как указано в Положении об ООПТ регионального (областного) значения «Базарносызганский государственный охотничий заказник», заказник предназначен для сохранения и восстановления видов животных, отнесенных к объектам охоты, а также редких видов растений и животных, в состав территории заказника входят лесные кварталы 1-30, 34-47, 53-65, 70-74, 80, 81, 87, 88 Базарносызганского участкового лесничества.

Памятник природы «Лесные культуры сосны обыкновенной» объявлен таковым на основании постановления Главы администрации Ульяновской области от 02 ноября 1995 года № 172 «Об утверждении памятников природы на территории Ульяновской области» в целях сохранения природных объектов, имеющих реликтовое, научное, лесоводственное, водоохранное, экологическое значение.

Приказом Министерства от 18 марта 2011 года № 7 «Об утверждении положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения Ульяновской области» утверждено Положение  о памятнике природы регионального значения «Лесные культуры сосны обыкновенной», являющееся Приложением № 43 к Приказу.

Согласно Положению памятник природы имеет природоохранное, лесоводственное, ботаническое значение, в состав его территории входит лесной квартал 35 Базарносызганского участкового лесничества.

Наложение указанных в заявлении прокурора лесных участков (кварталов) Базарносызганского государственного охотничьего заказника и памятника природы «Лесные культуры сосны обыкновенной» на лесные кварталы, отнесенные к эксплуатационным лесам, в ходе рассмотрения дела не оспаривалось участвующими в нем лицами.

Таким образом, доводы прокурора о нарушениях, выразившихся в том, что эксплуатационные леса соотнесены с лесными кварталами, расположенными на территории защитных лесов (особо охраняемой природной территории), нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Принимая во внимание, что в соответствии с Положением об ООПТ регионального (областного) значения «Базарносызганский государственный охотничий заказник» заказник предназначен для сохранения и восстановления охотничьих видов животных, а также редких и исчезающих видов растений и животных, а в соответствии с Положением об ООПТ регионального значения «Лесные культуры сосны обыкновенной» памятник природы создан в целях сохранения природных объектов, имеющих природоохранное, лесоводственное, ботаническое значение, суд приходит к выводу о несоответствии целей освоения, предусмотренных для эксплуатационных лесов, целям создания заказника и памятника природы.

Ссылка представителя ответчика на то, что вне зависимости от целевого назначения земель лесного фонда, на которых расположены государственный природный заказник и памятник природы, к ним применяется правовой режим регулирования, определенный в соответствии с действующим законодательством в отношении особо охраняемых природных территорий, не освобождает Министерство от обязанности при издании нормативных правовых актов учитывать содержание статей 10, 102 и 103 ЛК РФ, согласно которым леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса (в том числе леса на территории государственных природных заказников, если они созданы на землях лесного фонда), эксплуатационные леса и резервные леса.

Суд учитывает, что нормативные правовые акты органов государственной власти Ульяновской области, которыми с 1971 года и позднее были определены территория, границы и статус Базарносызганского государственного охотничьего заказника, памятника природы «Лесные культуры сосны обыкновенной», не утратили силу, никем не оспорены, сохраняют действие и подлежат применению.

Доводы ответчика о том, что полномочиями по отнесению земель лесного фонда к защитным лесам и эксплуатационным лесам обладает исключительно Федеральное агентство лесного хозяйства и что оспоренный прокурором Лесохозяйственный регламент устанавливает принадлежность лесов Базарносызганского лесничества к категории эксплуатационных лесов в составе земель лесного фонда на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 1 апреля 2011 года № 106 «Об отнесении лесов на территории Ульяновской области к ценным лесам, эксплуатационным лесами  и установлении их границ», не принимаются во внимание судом. Федеральным законом не предусмотрено отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к эксплуатационным лесам, тогда как  приказ, на который ссылается представитель ответчика, является ведомственным актом.

Поэтому приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 1 апреля 2011 года № 106 «Об отнесении лесов на территории Ульяновской области к ценным лесам, эксплуатационным лесами и установлении их границ» не подлежит применению в данном деле.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Министерство, относя оспариваемым Лесохозяйственным регламентом Базарносызганского лесничества лесные участки, включенные в особо охраняемую природную территорию, к эксплуатационным лесам, действовало неправомерно, наделение федеральным законодателем субъекта Российской Федерации полномочиями в области лесных отношений не предполагает возможность отнесения участков, включенных в особо охраняемые природные территории, к эксплуатационным. 

Иное толкование означало бы фактическое разрешение нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации осуществления сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещения лесоперерабатывающей инфраструктуры и других видов использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что противоречит требованиям Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Кроме того, в структуру Лесохозяйственного регламента входит раздел 2.1.7 «Сроки использования лесов для заготовки древесины и другие сведения», содержащий правила заготовки древесины и ограничения при ее заготовке.

В абзаце 8 раздела 2.1.7 Лесохозяйственного регламента указывается на необходимость сохранения  дорог, мостов и просек, а также осушительных сетей, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, водотоков, ручьев, рек.

Положения абзаца 9 раздела 2.1.7 регламента требуют при заготовке древесины производить снос возведенных построек, сооружений, установок и приспособлений, рекультивацию занятых ими земель в течение 6 месяцев после окончания вывоза древесины с лесосеки.

Абзацем 10 раздела 2.1.7 регламента запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки), а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению.

Абзац 11 раздела 2.1.7 регламента содержит запрет на уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях.

Согласно абзацу 12 раздела 2.1.7 регламента запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев, за исключением погибших.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее Правила).

В подпункте «в» пункта 12 Правил указано, что при заготовке древесины не допускается повреждение дорог, мостов, просек, осушительной сети, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, русел рек и ручьев.

Согласно пункту «г» Правил при заготовке древесины запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.

Согласно подпункту «д» пункта 12 Правил при заготовке древесины запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков.

В пункте «е» Правил указано, что  запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев.

Положения о сносе возведенных построек, сооружений, установок и приспособлений, рекультивации занятых ими земель в течение 6 месяцев после окончания вывоза древесины с лесосеки действующие Правила не содержат.

Из содержания приведенных норм следует, что включение в абзац 8 слова «водотоки», в абзац 10 слов «деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки» и «молодняка», в абзац 11 слов «клейм и номеров на деревьях и пнях», в абзац 12 слов «за исключением погибших», а также абзаца 9  раздела 2.1.7 Лесохозяйственного регламента не соответствует положениям Правил, имеющих большую юридическую силу.

Кроме того, в структуру Лесохозяйственного регламента входит раздел 2.5 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства».

Статья 36 ЛК РФ «Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» действует в редакции Федерального закона от 23 июня 2016 года № 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства».

Между тем, в оспариваемом регламенте абзацы 2-6 раздела 2.5 соответствуют ранее действовавшей редакции статьи 36 ЛК РФ.

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 1469-р в перечень объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре, входят вольер, питомник диких животных, ограждения для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, егерский кордон и охотничья база.

Вместе с тем в абзацах 11, 12 раздела 2.5 Лесохозяйственного регламента установлен иной перечень объектов охотничьей инфраструктуры – лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Кроме того, разделом 2.5 Лесохозяйственного регламента установлены предельные сроки добычи охотничьих животных:

- лось, косуля – с 1 октября по 15 января (взрослые самцы) на «реву» с 20 августа по 30 сентября,

- кабан – с 1 июня по 15 января,

- белка, норка, рысь – с 15 октября по 28/29 февраля,

- куница – с 1 ноября по 28/29 февраля,

- заяц-беляк, заяц-русак – с 25 октября по 28/29 февраля,

- крот – с 25 июня по 25 октября,

- ондатра – с 15 сентября по 15 марта,

- суслик, крыса водяная – без ограничения,

- боровая дичь – с 2-й субботы августа 28/29 февраля,

- водоплавающая дичь – с 2-й субботы августа по 30 ноября.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 года № 512 утверждены Правила охоты, которыми установлены иные сроки добычи указанных выше охотничьих животных, а именно:

- лось – все половозрастные группы с 1 октября по31 декабря, взрослые самцы – с 1 сентября по 30 сентября, в возрасте до 1 года – с 1 января по 15 января,

- косуля европейская – все половозрастные группы – с 1 октября по 31 декабря, взрослые самцы – с 20 мая по 20 июня, с 15 июля по 15 августа,

- косуля сибирская – все половозрастные группы – с 1 октября по 31 декабря, взрослые самцы – с 25 августа по 20 сентября,

- кабан – все половозрастные группы – с 1 июня по 28 (29) февраля,

- белка, норка, куница – с 3-й субботы августа по 28 (29) февраля,

- рысь – с 1 октября по 28 (29) февраля,

- заяц-беляк, заяц-русак – с 15 сентября по 28/29 февраля,

- крот – с 1 июня по 25 октября,

- ондатра – с 1 октября по 1 апреля,

- суслик-песчаник – с 20 марта по 20 мая,

- суслики (большой, малый, забайкальский, крапчатый, краснощекий, длиннохвостый, американский, кавказский, за исключением суслика-песчаника) – с 1 июля по 30 сентября,

На боровую и водоплавающую дичь осуществляется весенняя охота, а также установлены иные сроки охоты на территории Ульяновской области: на боровую дичь – с 3-й субботы августа по 31 декабря, на водоплавающую дичь – с 3-й субботы августа по 15 ноября.

Следовательно, установленные Министерством в оспариваемом нормативном правовом акте сроки добычи противоречат положениям федерального законодательства – Правилам охоты, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 года № 512.

В структуру Лесохозяйственного регламента входит раздел 2.13 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов», содержащий слова «специализированные порты».

В силу пункта 3 части 1 статьи 21 и статьи 44 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.

Такие объекты, как специализированные порты, приведенными нормами Лесного кодекса Российской Федерации не предусмотрены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям приведенных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.

Судом установлено, что оспоренные прокурором положения нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству, что также не оспаривалось и представителем административного ответчика.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемая часть нормативного правового акта признается не действующей, суд принимает во внимание, что Лесохозяйственный регламент Базарносызганского лесничества, утвержденный приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области  вошел в противоречие с Лесным кодексом Российской Федерации с момента принятия регламента в части включения кварталов 2, 3, 5-12, 16-30, 34-38, 41-47, 54-58, 71-74 Базарносызганского участкового лесничества в эксплуатационные леса.

Также с момента принятия Лесохозяйственный регламент вошел в противоречие с Правилами охоты, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 года № 512, в части установления в разделе 2.5 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» предельных сроков добычи охотничьих животных: лося, косули, кабана, белки, норки, рыси, куницы, зайца-беляка, зайца-русака, крота, ондатры, суслика, крысы водяной, боровой и водоплавающей дичи.

Абзацы 2-6 раздела 2.5 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» стали противоречить федеральному законодательству – статье 36 ЛК РФ с момента вступления в силу изменений в указанную норму, внесенных Федеральным законом от 23 июня 2016 года № 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства», - с      1 января 2017 года.

Абзацы 11, 12, раздела 2.5 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» вошли в противоречие с федеральным законодательством – Перечнем объектов, относящихся к охотничьей инфраструктуре, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2017 года № 1469-р, с момента вступления его в силу, - с 11 июля 2017 года.

Оспариваемые прокурором положения раздела 2.1.7 «Сроки использования лесов для заготовки древесины и другие сведения» вступили в противоречие с Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 474, со дня вступления его в силу – с 10 января 2017 года.

Вместе с тем, как разъяснено в абзаце 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемый Лесохозяйственный регламент до вынесения судом настоящего решения применялся, на основании регламента реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать оспариваемый акт не действующим с момента вступления решения суда в законную силу в части включения кварталов 2, 3, 5-12, 16-30, 34-38, 41-47, 54-58, 71-74 Базарносызганского участкового лесничества в эксплуатационные леса; в части включения в абзац 8 слов «водотоки», в абзац 10 слов «деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки» и «молодняка»; в абзац 11 слов «клейм и номеров на деревьях и пнях», в абзац 12 слов «за исключением погибших», абзаца 9 раздела 2.1.7 «Сроки использования лесов для заготовки древесины и другие сведения»; в части абзацев 2-6, 11, 12, а также в части установления предельных сроков добычи охотничьих животных: лося, косули, кабана, белки, норки, рыси, куницы, зайца-беляка, зайца-русака, крота, ондатры, суслика, крысы водяной, боровой и водоплавающей дичи раздела 2.5 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства».

В части включения в раздел 2.13 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов» слов «специализированных портов» регламент следует признать не действующим с 11 июля 2014 года – со дня вступления в силу Федерального закона от 28 июня 2016 года          № 180-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», учитывая также, что данные положения в Ульяновской области не применялись ввиду отсутствия на ее территории специализированных портов.

Доводы представителя ответчика о возложении на Министерство обязанность привести регламент в соответствие с действующим законодательством суд не принимает, поскольку разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов относится к компетенции Министерства, являющегося органом исполнительной власти субъекта, наделенным нормотворческими полномочиями. Возложение судом обязанности по приведению регламента в соответствие с нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, приведет к нарушению принципа разделения властей.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административные исковые требования первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора об оспаривании отдельных положений Лесохозяйственного регламента Базарносызганского лесничества Ульяновской области, утвержденного приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 31 января 2014 года № 4, удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу Лесохозяйственный регламент Базарносызганского лесничества Ульяновской области, утвержденный приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 31 января 2014 года № 4, в части включения кварталов 2, 3, 5-12, 16-30, 34-38, 41-47, 54-58, 71-74 Базарносызганского участкового лесничества в эксплуатационные леса таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» раздела 1.5 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов».

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу Лесохозяйственный регламент Базарносызганского лесничества Ульяновской области, утвержденный приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 31 января 2014 года № 4, в части включения в абзац 8 слов «водотоки», в абзац 10 слов «деревьев, предназначенных для рубки, - недорубов (за исключением оставления на лесосеках компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки» и «молодняка»; в абзац 11 слов «клейм и номеров на деревьях и пнях», в абзац 12 слов «за исключением погибших», а также недействующим абзац 9 раздела 2.1.7 «Сроки использования лесов для заготовки древесины и другие сведения».

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу абзацы 2-6, 11, 12, а также предельные сроки добычи охотничьих животных:  лося, косули, кабана, белки, норки, рыси, куницы, зайца-беляка, зайца-русака, крота, ондатры, суслика, крысы водяной, боровой и водоплавающей дичи раздела 2.5 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» Лесохозяйственного регламента Базарносызганского лесничества Ульяновской области, утвержденного приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 31 января 2014 года № 4.

Признать недействующим с 11 июля 2014 года Лесохозяйственный регламент Базарносызганского лесничества Ульяновской области, утвержденный приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 31 января 2014 года № 4, в части включения в раздел 2.13 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов» слов «специализированных портов».

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина