Судебный акт
Оспаривание лесохозяйственного регламента
Документ от 31.01.2018, опубликован на сайте 07.02.2018 под номером 71226, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-10/2018

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

31 января 2018 года                                                                       город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора о признании недействующим в части Лесохозяйственного регламента Карсунского лесничества Ульяновской области, утвержденного приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 5 октября 2015 года № 75,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

5 октября 2015 года Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области принят приказ № 75, которым утвержден Лесохозяйственный регламент Карсунского лесничества Ульяновской области.

Текст приказа опубликован 23 октября 2015 года в газете «Ульяновская правда» № 148.

Первый заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании отдельных положений Лесохозяйственного регламента Карсунского лесничества Ульяновской области (далее также Лесохозяйственный регламент, регламент), утвержденного приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 5 октября 2015 года № 148 (далее также Министерство).

В обоснование заявленных требований прокурор указал следующее.

В структуру лесохозяйственного регламента входит раздел 1.5 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов»,   включающий таблицу 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов», согласно которой леса в границах лесничеств распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные.

К эксплуатационным лесам отнесены, в том числе, и лесные участки кварталов 44-49, 57-64, 77-82, 98-103 Суховского участкового лесничества Карсунского лесничества.

Вместе с тем, на территории Суховского участкового лесничества расположена особо охраняемая природная территория - государственный охотничий заказник «Сосновский».

Государственный охотничий заказник «Сосновский» создан решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 25 ноября 1972 года № 845/26 «Об организации государственного охотничьего заказника в Карсунском районе». Заказник с уточнением границ функционирует в соответствии с приказом Министерства от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения», согласно которому в состав территории заказника входят лесные кварталы 40-49,      53-65, 72-82, 95-103 Суховского участкового лесничества.

Прокурор полагает, что отнесение лесных кварталов, включенных в состав заказника, к эксплуатационным лесам противоречит положениям федерального закона, а именно статьям 6, 10, 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации.

В результате неправомерного отнесения лесохозяйственным регламентом лесных участков, включенных в состав Государственного охотничьего заказника «Сосновский», к эксплуатационным лесам на территории данной особо охраняемой природной территории фактически разрешено осуществление сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует цели создания заказника.

Кроме того, положения раздела 2.1.7 лесохозяйственного регламента, содержащие ограничения при заготовке древесины, не соответствуют пункту 12 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474.

Положения разделов 2.5, 2.12, 2.14, 2.15 регламента, устанавливающие сроки использования лесов, не соответствуют положениям части 3 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 3 части 1 статьи 21 и статьи 44 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются в том числе, для морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов. Однако разделом 2.13 Лесохозяйственного регламента такие виды деятельности допускаются для специализированных портов, т.е. объектов, не предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации.

Уточнив заявленные требования, прокурор просил признать недействующим приказ Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 5 октября 2015 года № 5:

подраздел «Суховское» в части включения лесных кварталов 44-49, 57-64,       77-82, 98-103 в раздел «Эксплуатационные леса» таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» Лесохозяйственного регламента Карсунского лесничества Ульяновской области;

абзац 8 в части слов «водотоков», абзац 10 в части слов «клейм и номеров на деревьях и пнях» раздела 2.1.7 Лесохозяйственного регламента Карсунского лесничества Ульяновской области;

абзац 7 раздела 2.5, абзац 2 раздела 2.12, абзац 3 раздела 2.14, абзац 3 раздела 2.15 Лесохозяйственного регламента Карсунского лесничества Ульяновской области;

раздел 2.13 Лесохозяйственного регламента Карсунского лесничества Ульяновской области в части слов «специализированных портов».

В судебном заседании представитель административного истца Семенюк С.С. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дала пояснения, аналогичные иску. Дополнительно пояснила, что приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 1 апреля 2011 года № 106 «Об отнесении лесов на территории Ульяновской области к ценным лесам, эксплуатационным лесами и установлении их границ», на который сослалось Министерство, официально опубликован не был и не прошел государственную регистрацию, он не является нормативным правовым актом, обязательным для применения, и не порождает правовых последствий для неопределенного круга лиц.

Представитель административного ответчика Фомин А.С. в судебном заседании исковые требования прокурора признал частично, пояснив, что оспариваемый Приказ был принят Министерством в соответствии с наделенными полномочиями, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования.

Согласно положениям статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиями по отнесению земель лесного фонда к эксплуатационным лесам и установлению их границ обладает исключительно Федеральное агентство лесного хозяйства. Границы и площадь эксплуатационных лесов на территории Ульяновской области установлены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 1 апреля 2011 года № 106 «Об отнесении лесов на территории Ульяновской области к ценным лесам, эксплуатационным лесами установлении их границ».

Режим особой охраны и границы комплексного регионального государственного охотничьего заказника «Сосновский» на территории Карсунского района Ульяновской области установлены приказом Министерства от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения».

Использование эксплуатационных лесов, входящих в состав особо охраняемой природной территории, расположенной в границах земель лесного фонда, осуществляется с учетом установленного режима их особой охраны.

Проект оспариваемого приказа  до его издания был согласован Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой.

В остальной части заявленные требования признал, пояснив, что доводы прокурора будут учтены при разработке новых лесохозяйственных регламентов в 2018 году. Вместе с тем полагал, что удовлетворение требований прокурора приведет к пробелам в законодательстве, поэтому целесообразно обязать Министерство привести Лесохозяйственный регламент в соответствии с законодательством в течение 24 месяцев.

Представители заинтересованных лиц Правительства Ульяновской области, Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Согласно пункту «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ) разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов является полномочием Российской Федерации в области лесных отношений, переданным органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

5 октября 2015 года Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области принят приказ № 75, которым утвержден Лесохозяйственный регламент Карсунского лесничества Ульяновской области.

Текст приказа опубликован 23 октября 2015 года в газете «Ульяновская правда» № 148.

В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО 
«О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (
www.pravo.gov.ru).

В соответствии с Положением о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 октября 2013 года № 452-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства.

Согласно Положению разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств относятся к полномочиям Министерства.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

Оспариваемый приказ действует в редакции приказа Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 1 декабря 2017 года № 88, опубликованного в газете «Ульяновская правда» от 22 декабря 2017 года                     № 97.

Таким образом, оспариваемый         правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Разрешая доводы административного истца о несоответствии отдельных положений Лесохозяйственного регламента Карсунского лесничества Ульяновской области законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к выводу о противоречии оспариваемой части нормативного правового акта требованиям федерального законодательства.

Согласно части 2 статьи 6 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (часть 1 статьи 10 ЛК РФ).

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 ЛК РФ), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 ЛК РФ).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 ЛК РФ подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Эксплуатационные леса имеют другие цели освоения: для устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (часть 3 статьи 12 ЛК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

В структуру Лесохозяйственного регламента входит раздел 1.5 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» и таблица 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов», согласно которой леса в границах Карсунского лесничества распределены по целевому назначению на защитные и эксплуатационные. В этой таблице в целевом назначении лесов указаны «эксплуатационные леса», где имеется указание на Суховское участковое лесничество, которое включает в себя номера кварталов и их частей.

Эксплуатационные леса расположены, в том числе, в следующих кварталах Суховского участкового лесничества: 44-49, 57-64, 77-82, 98-103.

В вышеперечисленных лесных кварталах расположена особо охраняемая природная территория государственного охотничьего заказника регионального (областного) значения «Сосновский».

Государственный охотничий заказник «Сосновский» был учрежден с целью воспроизводства численности диких полезных животных сроком на десять лет решением исполнительного комитета Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 25 ноября 1972 года № 845/26.

Приказом Министерства от 31 января 2013 года № 05 «Об утверждении положений особо охраняемых природных территорий регионального (областного) значения» утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального (областного) значения «Государственный охотничий заказник «Сосновский», являющееся Приложением № 6 к указанному приказу.

Как указано в Положении об ООПТ регионального (областного) значения «Государственный охотничий заказник «Сосновский», заказник предназначен для сохранения и восстановления охотничьих видов животных, а также редких и исчезающих видов растений и животных, в состав территории заказника входят лесные кварталы 40-49, 53-65, 72-82, 95-103 Суховского участкового лесничества Карсунского лесничества.

Наложение указанных в заявлении прокурора лесных участков (кварталов) государственного охотничьего заказника регионального (областного) значения «Сосновский» на лесные кварталы, отнесенные к эксплуатационным лесам, в ходе рассмотрения дела не оспаривалось участвующими в нем лицами.

Таким образом, доводы прокурора о нарушениях, выразившихся в том, что эксплуатационные леса соотнесены с лесными кварталами, расположенными на территории защитных лесов (особо охраняемой природной территории), нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.

Принимая во внимание, что в соответствии с Положением об ООПТ регионального (областного) значения «Государственный охотничий заказник «Сосновский», заказник предназначен для сохранения и восстановления охотничьих видов животных, а также редких и исчезающих видов растений и животных, суд приходит к выводу о несоответствии целей освоения, предусмотренных для эксплуатационных лесов, целям создания заказника.

Ссылка представителя ответчика на то, что вне зависимости от целевого назначения земель лесного фонда, на которых расположен государственный природный заказник, к нему применяется правовой режим регулирования, определенный в соответствии с действующим законодательством в отношении особо охраняемых природных территорий, не освобождает Министерство от обязанности при издании нормативных правовых актов учитывать содержание статей 10, 102 и 103 ЛК РФ, согласно которым леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса (в том числе леса на территории государственных природных заказников, если они созданы на землях лесного фонда), эксплуатационные леса и резервные леса.

Суд учитывает, что нормативные правовые акты органов государственной власти Ульяновской области, которыми с 1972 года и позднее были определены территория, границы и статус государственного охотничьего заказника регионального (областного) значения «Сосновский», не утратили силу, никем не оспорены, сохраняют действие и подлежат применению.

Доводы ответчика о том, что полномочиями по отнесению земель лесного фонда к защитным лесам и эксплуатационным лесам обладает исключительно Федеральное агентство лесного хозяйства, и что оспоренный прокурором Лесохозяйственный регламент устанавливает принадлежность лесов Карсунского лесничества к категории эксплуатационных лесов в составе земель лесного фонда на основании приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 1 апреля 2011 года № 106 «Об отнесении лесов на территории Ульяновской области к ценным лесам, эксплуатационным лесами установлении их границ», не принимается во внимание судом. Федеральным законом не предусмотрено отнесение лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, к эксплуатационным лесам, тогда как  приказ, на который ссылается представитель ответчика, является ведомственным актом.

Поэтому приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 1 апреля 2011 года № 106 «Об отнесении лесов на территории Ульяновской области к ценным лесам, эксплуатационным лесами установлении их границ» не подлежит применению в данном деле.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Министерство, относя оспариваемым Лесохозяйственным регламентом Карсунского лесничества лесные участки, включенные в особо охраняемую природную территорию, к эксплуатационным лесам, действовало неправомерно, наделение федеральным законодателем субъекта Российской Федерации полномочиями в области лесных отношений не предполагает возможность отнесения участков, включенных в особо охраняемые природные территории, к эксплуатационным. 

Иное толкование означало бы фактическое разрешение нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации осуществления сплошных и выборочных рубок с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и других видов использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что противоречит требованиям Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Кроме того, в структуру Лесохозяйственного регламента входит раздел 2.1.7 «Сроки использования лесов для заготовки древесины и другие сведения», содержащий правила заготовки древесины и ограничения при ее заготовке.

В абзаце 8 раздела 2.1.7 Лесохозяйственного регламента указывается на необходимость сохранения  дорог, мостов и просек, а также осушительных сетей, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, водотоков, ручьев, рек.

Абзац 10 раздела 2.1.7 регламента содержит запрет на уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 сентября 2016 года № 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее Правила).

В подпункте «в» пункта 12 Правил указано, что при заготовке древесины не допускается повреждение дорог, мостов, просек, осушительной сети, дорожных, гидромелиоративных и других сооружений, русел рек и ручьев.

Согласно подпункту «д» пункта 12 Правил при заготовке древесины запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков.

Из содержания приведенных норм следует, что включение в абзац 8 слова «водотоки», в абзац 10 слов «клейм и номеров на деревьях и пнях» раздела 2.1.7 Лесохозяйственного регламента не соответствует положениям Правил, имеющих большую юридическую силу.

Отдельные положения Лесохозяйственного регламента Карсунского района Ульяновской области устанавливают сроки использования лесов при осуществлении различных видов деятельности.

Так, абзацем 7 раздела 2.5 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании лесохозяйственных соглашений установлен срок от 20 до 49 лет.

Абзац 2 раздела 2.12 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых» предусматривает предоставление лесных участков в аренду на срок от 1 года до 49 лет без проведения аукциона.

Абзацем 3 раздела 2.14 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» предусмотрено предоставление лесных участков в аренду на срок от 1 года до 49 лет без проведения аукциона.

Абзацем 3 раздела 2.15 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов» регламентировано  предоставление лесных участков в аренду на срок от 10 до 49 лет.

Между тем, согласно части 3 статьи 72 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных статьями 36, 43 - 46, пунктом 3 части 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса. Указанный договор заключается в случаях, предусмотренных статьей 36 настоящего Кодекса, на срок, не превышающий срока действия соответствующего охотхозяйственного соглашения, в случаях, предусмотренных статьями 43, 45, пунктом 3 части 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса, на срок до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных статьями 44, 46 настоящего Кодекса, на срок от одного года до сорока девяти лет.

Следовательно, установленные Министерством в оспариваемом нормативном правовом акте сроки использования лесных земель противоречат положениям федерального законодательства - Лесного кодекса Российской Федерации.

В структуру Лесохозяйственного регламента входит раздел 2.13 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов», содержащий слова «специализированные порты».

В силу пункта 3 части 1 статьи 21 и статьи 44 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются, в том числе для морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов.

Такие объекты, как специализированные порты, приведенными нормами Лесного кодекса Российской Федерации не предусмотрены.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям приведенных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, и нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.

Согласно положениям частей 2 и 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В резолютивной части решения указывается на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен быть опубликован оспариваемый нормативный акт.

Судом установлено, что оспоренные прокурором положения нормативного правового акта противоречат федеральному законодательству, что также не оспаривалось и представителем административного ответчика.

Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемая часть нормативного правового акта признается не действующей, суд принимает во внимание, что Лесохозяйственный регламент Карсунского лесничества, утвержденный приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области  вошел в противоречие с Лесным кодексом Российской Федерации с момента принятия регламента в части включения кварталов 44-49, 57-64, 77-82, 98-103 Суховского участкового лесничества в эксплуатационные леса, в части установления сроков использования лесов, а также в части включения в раздел 2.13 слов «специализированных портов».

Оспариваемые прокурором положения раздела 2.1.7 «Сроки использования лесов для заготовки древесины и другие сведения» вступили в противоречие с Правилами заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13 сентября 2016 года   № 474, со дня вступления его в силу – с 10 января 2017 года.

Вместе с тем, как разъяснено в абзаце 3 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемый Лесохозяйственный регламент до вынесения судом настоящего решения применялся, на основании регламента реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать оспариваемый акт недействующим с момента вступления решения суда в законную силу в части включения кварталов 44-49, 57-64, 77-82, 98-103 Суховского участкового лесничества в эксплуатационные леса; в части включения в абзац 8 слов «водотоки», в абзац 10 слов «клейм и номеров на деревьях и пнях» раздела 2.1.7 «Сроки использования лесов для заготовки древесины и другие сведения»; в части включения в абзац 7 раздела 2.5 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» слов «на срок от 20 до 49 лет»; в абзац 2 раздела 2.12 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых» слов «от 1 года до 49 лет без проведения аукциона»; в абзац 3 раздела 2.14 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» слов «на срок от 1 года до 49 лет без проведения аукциона»; в абзац 3 раздела 2.15 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов» слов «на срок от 10 до 49 лет».

В части включения в раздел 2.13 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов» слов «специализированных портов» регламент следует признать недействующим со дня принятия нормативного правового акта, поскольку данные положения в Ульяновской области не применялись ввиду отсутствия на ее территории специализированных портов.

Доводы представителя ответчика о возложении на Министерство обязанность привести регламент в соответствие с действующим законодательством суд не принимает, поскольку разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов относится к компетенции Министерства, являющегося органом исполнительной власти субъекта, наделенным нормотворческими полномочиями. Возложение судом обязанности по приведению регламента в соответствие с нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, приведет к нарушению принципа разделения властей.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административные исковые требования Первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора об оспаривании отдельных положений Лесохозяйственного регламента Карсунского лесничества Ульяновской области, утвержденного приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 5 октября 2015 года № 75, удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу Лесохозяйственный регламент Карсунского лесничества, утвержденный приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 5 октября 2015 года № 75, в части включения кварталов 44-49, 57-64, 77-82, 98-103 Суховского участкового лесничества в эксплуатационные леса таблицы 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» раздела 1.5 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов».

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу Лесохозяйственный регламент Карсунского лесничества, утвержденный приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 5 октября 2015 года № 75, в части включения в абзац 8 слов «водотоки», в абзац 10 слов «клейм и номеров на деревьях и пнях» раздела 2.1.7 «Сроки использования лесов для заготовки древесины и другие сведения».

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу Лесохозяйственный регламент Карсунского лесничества, утвержденный приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 5 октября 2015 года № 75, в части включения в абзац 7 раздела 2.5 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» слов «на срок от 20 до 49 лет»; в абзац 2 раздела «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых» слов «от 1 года до 49 лет без проведения аукциона»; в абзац 3 раздела 2.14 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов» слов «на срок от 1 года до 49 лет без проведения аукциона»; в абзац 3 раздела 2.15 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов» слов «на срок от 10 до 49 лет».

Признать недействующим со дня принятия Лесохозяйственный регламент Карсунского лесничества, утвержденный приказом Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 5 октября 2015 года № 75 в части включения в раздел 2.13 «Нормативы, параметры и сроки использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов» слов «специализированных портов».

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина