Судебный акт
Обеспечение водоотведения
Документ от 15.08.2017, опубликован на сайте 01.02.2018 под номером 71128, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия администрации МО Красносельское сельское поселение в части непринятия мер по выбору способа управления многоквартирным домом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дементьева Н.В.                                                         Дело № 33а-3042/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               15 августа 2017 года                                                                       

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной  жалобе администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 24 апреля 2017 года, которым постановлено:

 

Иск прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неограниченного круга граждан, жителей муниципального образования Красносельское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Красносельское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области в части непринятия мер по способу управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: У***, Н***, с.Р***, ул. ***, д. ***

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Красносельское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области и администрации муниципального образования «Новоспасский район» в части не организации должного водоотведения в доме, расположенном по адресу: У***, Н***, с.Р***, ул.*** ***, д. ***, и обязать администрацию муниципального образования Красносельское сельское поселение Новоспасского района Ульяновской области и администрацию муниципального образования «Новоспасский район» обеспечить организацию водоотведения в вышеуказанном доме.

В удовлетворении остальных требования прокурору Новоспасского района отказать

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя администрации МО «Новоспасский район» Нагаткина М.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Федечко Ф.И., просившего решение суда оставить без изменения,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов неограниченного круга граждан к администрации муниципального образования Красносельское сельское поселение и администрации муниципального образования «Новоспасский район» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обеспечении выбора способа управления многоквартирным домом, в не организации должного водоотведения многоквартирного жилого дома и возложении обязанности обеспечить надлежащее водоотведения в многоквартирном жилом доме.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района была проведена проверка по коллективному обращению жильцов дома № *** по ул. 70 лет Октября!% в с. Р***  К*** *** *** Н***, в ходе которой были выявлены нарушения жилищного законодательства.

Вышеуказанный жилой дом был построен ООО «Никан», 11.12.2015 отделом архитектуры и благоустройства администрации МО «Новоспасский район» выдано разрешение на ввод его в эксплуатацию.

29.02.2016 указанный жилой дом был передан в собственность МО Красносельское сельское поселение. 14.03.2016 выданы свидетельства о регистрации права собственности муниципального образования на квартиры в данном доме.

В канализационную систему данного дома входит станция глубокой биохимической очистки ALTA BIO. Согласно паспорту данной станции, она предназначена для очистки методом биофильтрации хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от отдельного коттеджа или группы коттеджей. Кроме того, в технической документации указано, что станция требует регулярного техосмотра.

Вышеуказанный дом является собственностью МО Красносельское сельское поселение, жилые помещения в доме предоставлены гражданам по договорам социального найма. Наймодатель – в данном случае администрация МО Красносельское сельское поселение - в силу Жилищного кодекса РФ обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное в наем жилое помещение, и обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимые коммунальные услуги, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В соответствии со ст. 6 ФЗ № 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям исполнительного органа местного самоуправления муниципального района, в данном случае администрации МО «Новоспасский район», отнесено принятие мер по организации водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В нарушение приведенных норм администрацией МО Красносельское сельское поселение не предпринято  мер для выбора способа управления многоквартирным домом, расположенным по вышеуказанному адресу, что приводит к ухудшению состояния объекта, находящегося в собственности МО, и, как следствие, к нарушению жилищных прав граждан.

Отсутствие должной организации водоотведения в указанном доме по причине бездействия ответчиков привело к ненадлежащему функционированию канализационной системы, и ухудшению условий проживания граждан, обязанных, по причине бездействия муниципалитета, за счет собственных средств устранять негативные последствия ненадлежащей работы системы водоотведения. Указанные нарушения привели к бесхозяйственной работе канализационной системы и последующей ее поломке. До настоящего времени работоспособность автоматизированной канализационной системы не восстановлена, водоотведение в многоквартирном доме не организовано.    

Согласно технической документации и количества проживающих в доме граждан данная станция не была предназначена для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от данного многоквартирного дома.

Для устранения вскрытых нарушений прокуратурой направлялось представление в адрес главы администрации МО «Красносельское сельское поселение», по результатам рассмотрения которого каких либо действенных мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан, принято не было.

В связи с этим прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области в части непринятия мер по выбору способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: У***, Н***, с.Р***, ул. *** ***, и организовать мероприятия, направленные на обеспечение выбора способа управления вышеуказанным многоквартирным домом.

Признать  незаконным бездействие администрации муниципального образования «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области и администрации муниципального образования «Новоспасский район» в части не организации должного водоотведения в вышеуказанном доме и обязать обоих ответчиков обеспечить организацию водоотведения в вышеуказанном доме.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области просит решение отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование жалобы указывает на нарушение судом норм материального права.

При принятии решения судом не учтено, что Федеральные законы № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и № 416-ФЗ от 07.12.2011«О водоснабжении и водоотведении» возлагают на органы местного самоуправления  организацию в границах поселения водоснабжения и водоотведения. Во исполнение положений законов по итогам открытого аукциона между администрацией МО «Новоспасский район» и ООО «Комстройсервис» был заключен договор аренды от 10.01.2017 водопроводных сетей, расположенных в границах муниципального образования «Новоспасский район». 

Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих органы местного самоуправления оборудовать водоотведение возле конкретных жилых домов.

Пункт 5 статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает альтернативные виды удаления жидких бытовых отходов, образуемых в процессе жизнедеятельности человека, а не только исключительно по централизованным канализационным сетям.

Поскольку дома № *** по ул. *** в с. Р*** не подключен к централизованным канализационным сетям, жильцы дома обязаны  самостоятельно заключить договоры с организацией, предоставляющей услуги по вывозу жидких бытовых отходов.

ООО «Комстройсервис», с которой жильцы дома отказались заключить подобные договоры ввиду высокой стоимости услуги, не является монополистом в данной сфере.

Установление в многоквартирном жилом доме неисправного септика является основанием для возложения обязанности по устранению указанного недостатка на собственника дома, которым является администрация МО «Красносельское сельское поселение».

Администрация МО «Новоспасский район» не является собственником дома. Исполнение решения суда приведет к нецелевому расходованию средств бюджета района.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Новоспасского района Ульяновской области просит оставить решении суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебное заседание не явились представители администрации МО «Красносельское сельское поселение», ООО «Комстройсервис». О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. 

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

 

В ходе рассмотрения дела установлено, что по коллективному обращению жильцов дома № *** по ул. *** в с.Р*** Н*** в октябре 2016 года прокуратурой Новоспасского  района была проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения жилищного законодательства.

Так, вышеуказанный жилой дом был построен ООО «Никан». Разрешение на строительство указанного дома было выдано 19 мая 2015 года отделом архитектуры и благоустройства администрации МО «Новоспасский район».  В разделе имеющихся сетей и систем инженерно-технического обеспечения предусмотрено: газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и канализация.

11.12.2015 года отделом архитектуры и благоустройства администрации МО «Новоспасский район» выдано разрешение на ввод дома в эксплуатацию. Данное разрешение было утверждено главой МО «Новоспасский район».

Согласно передаточному акту 29.02.2016 указанный жилой дом был передан в собственность МО «Красносельское сельское поселение» как участнику долевого строительства в соответствии с договором от 20.05.2015.

14.03.2016 МО «Красносельское сельское поселение» были выданы свидетельства о регистрации права собственности на квартиры в данном доме ***

Таким образом, вышеуказанный дом является собственностью МО Красносельское сельское поселение. Дом состоит из 6 квартир, одна из них приватизирована, а пять квартир предоставлены по договорам социального найма гражданам - переселенцам из ветхого и аварийного жилья. 

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.

 

В ходе рассмотрения дела установлено, что в нарушение положений действующего законодательства собственником многоквартирного жилого дома – администрацией МО «Красносельское сельское поселение» с момента сдачи дома в эксплуатацию и до обращения прокурора в суд с настоящим иском  способ управления многоквартирным жилым домом не выбирался. В связи с  этим суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие администрации МО «Красносельское поселение» в части непринятия мер по выбору способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: У*** Н*** с.Р***, ул. ***

В удовлетворении требований прокурора о возложении на администрацию МО «Красносельское сельское поселение» обязанности принять меры по выбору способа управления многоквартирным жилым домом отказано, поскольку  21.04.2017 администрацией МО «Красносельское сельское поселение» на официальном сайте была опубликована информация о проведении торгов для отбора управляющей организации на право заключения договора на управление многоквартирным жилым домом.

В ходе прокурорской проверки также было установлено, что водоотведение из дома по адресу: У*** Н*** *** с.Р*** ул. ***, осуществляется при помощи системы автономной канализации, резервуары которой находятся вблизи дома. В канализационную систему данного дома входит станция глубокой биохимической очистки ALTA BIO. Согласно паспорту данной станции, она предназначена для доочистки  методом биофильтрации хозяйственно-бытовых сточных вод, поступающих от отдельного коттеджа или группы коттеджей. Кроме того, в технической документации указано, что станция требует регулярного техосмотра.

Из ответа изготовителя указанной станции биохимической очистки на обращение старшей по дому Ивановой Т.Б. следует, что производительность станции составляет 2 кубических м в сутки и залповый сбор 550л, что соответствует стабильной очистке стока от 10 постоянных пользователей в условиях наличия на объекте двух-трех полноценно оборудованных санузлов и кухни. Основные технические характеристики отстойника – производительность по предварительной очистке 2 кубических м в сутки. Учитывая, что станция установлена в многоквартирном илом доме, в котором проживают 18 человек, количество санузлов и кухонь значительно превышает вышеуказанные приемлимые для оборудования показатели, а это, в свою очередь, формирует недопустимый по объему залповый сброс в периоды одновременного использования канализации. Оборудование для данного объекта подобрано не верно, и корректно работать в заявленных условиях не может.

Также указано, что в процессе эксплуатации оборудование не должно проваливаться и крениться, корпуса оборудования не должны деформироваться. Исходя из полученной информации, после годовой эксплуатации оборудование провалилось и накренилось, в связи с чем сделан  вывод о том, что имеют место ошибки в его монтаже.

Фактически в настоящее время система водоотведения в доме не работает. Жители дома вынуждены за счет собственных средств с привлечением сторонних организаций производить откачку  канализационных вод.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о возложении обязанности по обеспечению водоотведения в многоквартирном доме на администрацию МО «Красносельское сельское поселение», как собственника дома  и наймодателя, который в силу ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 39, 65,158 ЖК РФ должен нести бремя расходов по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома и обеспечивать предоставление нанимателям необходимых коммунальных услуг надлежащего качества.

Доводы администрации МО «Новоспасский район» о том, что она является ненадлежащим ответчиком по делу,   не состоятельны.

Как было указано выше, разрешение на строительство дома, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию было выдано отделом архитектуры и благоустройства администрации МО «Новоспасский район».

В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Указанной статьей предусмотрена процедура выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, список документов, необходимых для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Выдавая разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, администрация МО «Новоспасский район» не проверила соответствие многоквартирного дома строительным требованиям, в частности,  правомерность установления в доме системы канализации, которая по своим техническим характеристикам  не предназначена для установления в многоквартирном жилом доме. 

Не состоятельна ссылка в апелляционной жалобе на то, что в соответствии с положениями ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» жители дома должны самостоятельно заключить договоры на вывоз жидких бытовых отходов, поскольку дом не подключен к централизованной системе канализации.

В соответствии с указанной статьей абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Жители дома являются нанимателями квартир в указанном многоквартирном жилом доме, способ управления домом собственником дома не выбран, в связи с  чем у жильцов дома отсутствуют основания для самостоятельного заключения с какой-либо организацией договора на вывоз жидких бытовых отходов.

Также не может согласиться судебная коллегия с доводом администрации МО «Новоспасский район» об отсутствии у прокурора права на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц в данном случае определен – это 18 жильцов дома по ул. ***, *** в с. Р***, Н*** У***.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, (пункт 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В данном случае в результате неисправности системы канализации в указанном доме нарушаются жилищные права не только жителей данного дома, а также права неопределенного круга лиц – жителей села Репьевка на благоприятную окружающую среду, поскольку в результате неисправности системы канализации в многоквартирном доме канализационные воды выступают на поверхность земли, что приводит к нарушению санитарных норм.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от
24 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную  жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: