Судебный акт
О сносе незаконной постройки
Документ от 16.01.2018, опубликован на сайте 31.01.2018 под номером 71074, 2-я гражданская, о возложении обязанности снести незаконно (самовольно) возведенной постройки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Росляков В.Ю.                                                                          Дело № 33-45/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            16 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Костенко А.П. и Парфеновой И.А.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,  

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Михеевой Тамары Петровны на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 23 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Администрации муниципального образования «Инзенский район» к Михеевой Тамаре Петровне о сносе незаконной постройки удовлетворить.

Обязать Михееву Тамару Петровну произвести демонтаж пристроя размером 10,3 м на 5,2 м по адресу: У*** область, г. И***, пер. ***, д. *** кв. ***, ограждения по вышеуказанному адресу длиной 13,7 м от данного пристроя до деревянных сараев,  признав их незаконной постройкой.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Администрация МО «Инзенский район» Ульяновской области обратилась в суд с иском к Михеевой Т.П. о сносе незаконной постройки.

В обоснование заявленных требований указала, что Михеева Т.П. является собственником квартиры *** в доме *** по пер. *** в г. И***.

14.04.2017 сотрудниками Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Инзенский район» выявлено использование Михеевой Т.П. земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, без оформления правоустанавливающих документов на него.

Кроме того, установлено наличие на самовольно занятом земельном участке капитальных строений (пристроя к несущей стене дома, бетонного забора), которые не указаны в техническом паспорте домовладения, возведены без получения необходимого разрешения и поэтому являются самовольными постройками.

Михеева Т.П. не согласовала возведение пристроя к дому с муниципальным образованием «Инзенский район» Ульяновской области, являющимся собственником квартир №№ *** в указанном многоквартирном доме.

В результате произведенной ответчицей реконструкции жилого дома произошло уменьшение площади общего имущества дома.

Ответчица произвела реконструкцию кровли крыши дома с изменением формы и угла её ската. При этом возведенная постройка блокирует пожарный проезд.

Истец просил признать пристрой размером 10,3 м на 5,2 м к несущей стене многоквартирного жилого дома и бетонное ограждение, расположенные по адресу: У*** область, г. И***, пер. ***, ***, незаконно возведенными постройками; обязать Михееву Т.П. произвести демонтаж указанных строений.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе (основной и дополнительной) Михеева Т.П. просит отменить решение суда.

В обоснование доводов жалобы указывает, что она не возводила никаких самовольных строений. Она лишь утеплила старую веранду жилого дома. При этом её (ответчицы) действия не нарушают права и законные интересы других лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан. С 14.04.2017 она начала оформлять документы на приватизацию земельного участка и возведенных строений.

Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу ч. ч. 1, 2, 3, 4 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Согласно ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2, 4, 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации  разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.

Согласно п.п. 1, 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что Комитетом по управлению муниципальным  имуществом и земельным отношениям МО «Инзенский район» Ульяновской области 14.04.2017 в рамках муниципального земельного контроля осуществлена проверка и выявлено использование  Михеевой Т.П. земельного участка, расположенного по адресу: У*** область, г. И***, пер. ***, д.***, кв.***, площадью 480, 6 кв.м без правоустанавливающих документов. При этом установлено, что ответчица возвела пристрой к принадлежащей ей на праве собственности квартире № *** в указанном доме, а также ограждение  длиной 13,7 м.

За выдачей разрешения на осуществление реконструкции жилого помещения в органы местного самоуправления Михеева Т.П. не обращалась.

Направленное в адрес Михеевой Т.П. предписание об устранении выявленных нарушений не исполнено.

Из материалов дела усматривается, что при возведении Михеевой Т.П. пристроя увеличилась общая площадь, как принадлежащей ей квартиры, так и всего многоквартирного жилого дома, следовательно, изменился объект права собственности (и квартира, и многоквартирный дом), который отличается от первоначального размерами, планировкой и площадью. Кроме того, согласия всех собственников многоквартирного дома ответчицей также не получено.

Более того из акта проверки использования земли от 14.04.2017 следует, что Михеева Т.П. по указанному выше адресу самовольно использует земельный участок площадью 480, 6 кв.м, кадастровый номер земельному участку не присвоен. При этом Михеева Т.П. обязалась оформить спорный земельный участок в установленном законом порядке.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше нормы материального права, суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика обязанности осуществить демонтаж самовольно возведенного пристроя и ограждения.

Доводы апелляционной жалобы Михеевой Т.П. о том, что с 14.04.2017 она начала оформлять документы на приватизацию земельного участка и строений, не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку доказательств о передаче спорного недвижимого имущества в собственность ответчицы не представлено.

Более того, представленные к дополнительной апелляционной жалобе копии схемы расположения земельного участка, копии квитанций об оплате за предоставление сведений из ЕГРН, по договору, не являются правоустанавливающими документами на спорное недвижимое имущество, а поэтому не служат основанием для отмены принятого судом решения.

Другие доводы жалобы не опровергают правильности выводов суда, направлены на ошибочное толкование норм действующего законодательства и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.

На основании вышеизложенного, обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает.

Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 23 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Михеевой Тамары Петровны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: