УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Тураева Т.Е.
Дело № 33-302/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
23 января 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А., Герасимовой
Е.Н.
при секретаре
Штукатурове С.В.
с участием прокурора
Данилова Е.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 октября 2017 года, по
которому постановлено:
исковые требования
прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Нурутдиновой
Ирины Александровны удовлетворить частично.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечить Нурутдинову Ирину Александровну изделиями
медицинского назначения: *** по рецептам от 02.06.2017,
03.07.2017, 02.08.2017 в общем количестве 0,6 упаковки (60 штук), *** по
рецепту от 04.07.2017 в количестве 1 упаковка.
В удовлетворении
требования о возложении обязанности обеспечить Нурутдинову Ирину Александровну
лекарственным препаратом *** 100 МЕ/мл/3 мл - 0,8 упаковки по рецепту от
03.04.2017 отказать.
Заслушав доклад судьи
Фоминой В.А., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах
Нурутдиновой И.А. к Министерству здравоохранения семьи и социального
благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить
лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
В обоснование
исковых требований указал, что Нурутдинова И.А., ***
года рождения, является инвалидом *** группы, состоит на диспансерном учете в
ГУЗ «Чердаклинская районная больница» с диагнозом «***», в связи с чем имеет
право на льготы в части лекарственного обеспечения.
В апреле, июне, июле
и августе 2017 года Нурутдинова И.А. обращалась в ГУЗ «Чердаклинская районная
больница», где ей были выписаны рецепты на *** 100 МЕ/мл/3 мл - 0,8 упаковки
(03.04.2017), *** 0,2 упаковки (02.06.2017, 03.07.2017, 02.08.2017) и *** - 1
упаковка (03.07.2017). Однако указанными медицинскими изделиями
Нурутдинова И.А. обеспечена не была.
Просил обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечить Нурутдинову И.А. медицинскими
изделиями *** 100 МЕ/мл/3 мл в количестве 0,8 упаковки, *** в количестве 60 штук
и *** в количестве 1 упаковки согласно назначению врача в соответствии с
медицинскими показаниями.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУЗ «Чердаклинская районная больница».
Рассмотрев данный
спор, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда в части возложения на
Министерство обязанности обеспечить Нурутдинову И.А. изделиями
медицинского назначения: *** по рецептам от 02.06.2017,
03.07.2017, 02.08.2017 в общем количестве 0,6 упаковки (60 штук), *** по
рецепту от 04.07.2017 в количестве 1 упаковки, просит его отменить и принять
новое решение.
Указывает, что
Министерством закупались медицинские изделия – ***, ***
согласно государственному контракту об оказании услуги по обеспечению отдельных
категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в
аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области.
Обращает внимание,
что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом
Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и
выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на
лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и
хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера
заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для
обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.
Полагает, что
необеспечение Нурутдиновой И.А. медицинскими изделиями - ***, ***
по рецептам от 02.06.2017, 03.07.2017, 02.08.2017 возникло по вине АО
«УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению
наличия медицинских изделий и их отпуску по выписанным льготным рецептам в
рамках заключенного с Министерством контракта.
Ссылаясь на приказ
Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.02.2007 № 110 «О порядке
назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского
назначения и специализированных продуктов лечебного питания», указывает, что обеспечение
медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в
рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.
Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения
медицинскими изделиями. Кроме того, медицинские показания могут измениться, и
Нурутдинова И.А., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими
изделиями, лекарственными препаратами.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и
времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились,
на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение
дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Нурутдинова И.А., ***
года рождения, является инвалидом *** группы, состоит на диспансерном учете в
ГУЗ «Чердаклинская районная больница» с диагнозом «***».
03.04.2017,
02.06.2017, 03.07.2017, 02.08.2017, 04.07.2017 Нурутдиновой И.А. были выписаны
рецепты серии *** №№ ***, ***, ***, ***, *** на *** 100 МЕ/мл/3 мл - 0,8
упаковки, медицинские изделия - *** по 0,2 упаковки и *** № 50 - 1
упаковка.
Вышеуказанными медицинскими
изделиями Нурутдинова И.А. не была обеспечена в связи с
отсутствием в аптеке, *** по рецепту серии *** №№ *** от 03.04.2017 ей выдан.
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации
каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь
в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов,
других поступлений.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17
июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют
право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных
услуг.
Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав
предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1
Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в
соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными
препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты,
медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов
для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для
медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских
организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных
продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми
осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки
формирования таких перечней.
На основании п.1.2. Положения о Министерстве
здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства
Ульяновской области от 18 мая 2015 года № 11/204-П «О Министерстве
здравоохранения Ульяновской области», Министерство является правопреемником
Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по всем
правам и обязательствам в пределах установленных полномочий.
В силу п.п.3 п.2.1.2 вышеуказанного Положения
Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет организацию
обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на
получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения
социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 ст.6.2 Федерального закона
от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»,
лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями,
а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов.
В соответствии с Положением о Министерстве
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области,
утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 №
14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти
Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области
государственной политики сфере охраны здоровья, социального развития и
социальной защиты населения, государственной семейной политики и
демографической политики Российской Федерации.
Пунктом 2.2.1 Положения Министерство осуществляет
организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих
право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от
получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2
Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими
изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для
детей-инвалидов.
Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и
распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками
которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального
бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную
собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
здравоохранения.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень
входит заболевание ***. Все лекарственные средства, *** (100 г в месяц), ***, ***
1 и 2, ***, *** отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Нурутдинова И.А. на
основании ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет
право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных
услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения
лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями
по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия.
Учитывая, что Федеральным законом «О государственной
социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрена норма о
предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в
предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие
медицинских изделий в аптечной сети не может являться основанием для отказа в
удовлетворении заявленных прокурором требований.
Доводы жалобы
ответчика о том, что в настоящее время Министерством заключен соответствующий
государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских
изделий для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание,
поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право
истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том
числе на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых
для поддержания жизнедеятельности.
При этом суд
правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения
Нурутдиновой И.А. бесплатно на период лечения
лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.
Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения
медицинскими изделиями по рецептам, срок действия которых истек, не может
служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества
медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают
выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции,
необоснованность их отражена в судебном решении. Нарушений норм процессуального
и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 27 октября 2017 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: