Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 23.01.2018, опубликован на сайте 30.01.2018 под номером 71034, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                         Дело № 33-209/2018 (№ 33-5664/2017)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               23 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора  Заволжского  района города Ульяновска, действующего в интересах  Медведевой Альфии Асхатовны, удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Медведеву Альфию Асхатовну,  ***   года рождения,  лекарственным  препаратом «***» в объеме №100 лекарственного средства в количестве 4 единиц в соответствии с ее диагнозом по 4 единицы препарата 3 раза в день в течение 30 дней по рецепту от 04 августа 2017 года.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Медведевой А.А. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство), акционерному обществу «УльяновскФармация» (далее – АО «УльяновскФармация») о возложении обязанности по обеспечению лекарственным препаратом. В обоснование иска указал, что Медведева А.А., *** года рождения, является инвалидом *** группы, наблюдается в государственном учреждении здравоохранения «Городская поликлиника № 3» (далее – ГУЗ «Городская поликлиника № 3») с диагнозом «***», в связи с чем нуждается в приеме лекарственного препарата  «***» 04 августа 2017 года Медведевой А.А. лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника № 3» был выписан рецепт для получения лекарственного средства «***» дозировкой № 100 в количестве 4 единиц. При обращении Медведевой А.А. в аптечное учреждение АО «УльяновскФармация» в выдаче указанного препарата было отказано по причине его отсутствия в аптечной сети. Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца жизненно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным. Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязать обеспечить Медведеву А.А. лекарственным препаратом «***» в объеме № 100 лекарственного средства в количестве 4 единиц по рецепту от 04 августа 2017 года в соответствии с ее диагнозом по 4 таблетки 3 раза в день (4 упаковки).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что Министерство производило закупку лекарственного препарата «***» по государственному контракту. Полагает, что необеспечение Медведевой А.А. лекарственным препаратом возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Обращает внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом. Указывает, что дальнейшее обеспечение Медведевой А.А. спорным лекарственным препаратом Министерством осуществляется. Просит учесть, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок. Кроме того, медицинские показания могут измениться и Медведева А.А., возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями и лекарственными препаратами.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень включены инвалиды второй группы, которые подлежат обеспечению по рецептам врачей бесплатно всеми лекарственными препаратами.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Медведева А.А. является инвалидом *** группы, имеет диагноз «***», в связи с чем нуждается в приеме лекарственного препарата «***».

Лекарственный препарат «*** включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2885-р.

04 августа 2017 года Медведевой А.А. лечащим врачом был выписан рецепт на получение бесплатно лекарственного препарата «***» дозировкой 100 мг в количестве 4 единиц.

Однако лекарственный препарат по рецепту врача Медведевой А.А. предоставлен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Медведевой А.А. лекарственным препаратам, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Медведевой А.А. бесплатно на период лечения инсулиновыми препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Указание в апелляционной жалобе на то, что дальнейшее обеспечение Медведевой А.А. лекарственным препаратом осуществляется, не ставит под сомнение правильность принятого судом решения, не опровергает выводы о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.  

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Медведеву А.А. лекарственным препаратом по рецепту от 04 августа 2017 года.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Медведева А.А.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи