Судебный акт
О предоставлении жилья
Документ от 23.01.2018, опубликован на сайте 25.01.2018 под номером 70995, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Арзамасова Л.В.                                                 Дело № 33-301/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 23 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение                                     Радищевского районного суда Ульяновской области от 9 ноября 2017 года, по которому постановлено:

Исковые требования исполняющего обязанности прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области включить Авхадиева Эльдара Вячеславовича,                                          *** года рождения, в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Авхадиева Эльдара Вячеславовича, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным на территории г. Ульяновска.

В иске к администрации МО «Старокулаткинский район»                      Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца Авхадиева Э.В., возражавшего против доводов жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Исполняющий обязанности прокурора Старокулаткинского района Ульяновской области, действуя в интересах Авхадиева Э.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, администрации муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области об о возложении обязанности включить Авхадиева Э.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, и обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории г. Ульяновска.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Авхадиев Э.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его одинокая мать – Г***а – А*** Р.Г., решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 8 мая 2001 года лишена родительских прав.

Постановлением главы администрации Засвияжского района г. Ульяновска от 8 июня 1992 года № *** несовершеннолетний Авхадиев Э.В. определен в детское государственное учреждение.

В период с 5 июля 1992 года по 17 октября 2000 года Авхадиев Э.В. воспитывался в приемной семье Д*** Р.А.

Постановлением Главы Старокулаткинского района Ульяновской области от 18 сентября 2000 года № *** несовершеннолетний Авхадиев Э.В. определен в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно представленным сведениям, собственником объектов недвижимости Авхадиев Э.В. не является.

В период с 31 января 2005 года по 28 сентября 2007 года Авхадиев Э.В. отбывал наказание в ФКУ ***, с 23 июля 2008 года по 11 марта 2016 года – в ФКУ ***.

05 октября 2016 года Авхадиев Э.В. через своего бывшего опекуна обратился в органы опеки и попечительства по вопросу включения в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, однако не был включен из-за отсутствия необходимых документов.

17 марта 2017 года Авхадиев Э.В. обратился в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, однако получил отказ, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», он не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с достижением возраста 23 лет.

Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, администрацию муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области включить Авхадиева Э.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, администрацию муниципального образования «Старокулаткинский район» Ульяновской области обеспечить Авхадиева Э.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного на территории г. Ульяновска.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилые помещения не представлены по причине отсутствия в настоящее время в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 № 466-П Авхадиева Э.В. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 4000 рублей с приложением соответствующих документов.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчиков, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Авхадиев Э.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его одинокая мать – Г*** – А*** Р.Г., решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 8 мая 2001 года лишена родительских прав.

Решением Засвияжского районного совета народных депутатов от 5 декабря 1991 года № *** несовершеннолетний Авхадиев Э.В. определен в государственное детское учреждение.

Постановлением главы администрации Засвияжского района г. Ульяновска от 8 июня 1992 года № *** несовершеннолетний Авхадиев Э.В. определен в детское государственное учреждение.

С 4 июня 1992 года до выбытия в семейный детский дом Д*** (***) несовершеннолетний Авхадиев Э.В. воспитывался на полном обеспечении в специальном (коррекционном) детском доме для детей с ограниченными возможностями здоровья «***».

В период с 5 июля 1992 года по 17 октября 2000 года Авхадиев Э.В. воспитывался в приемной семье Д*** Р.А.

Постановлением Главы Старокулаткинского района Ульяновской области от 18 сентября 2000 года № *** несовершеннолетний Авхадиев Э.В. определен в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 17 октября 2000 года по 7 сентября 2001 года Авхадиев Э.В. находился в Областном государственном казенном общеобразовательном учреждении «***».

С 1 сентября 2001 года по 30 июня 2003 года Авхадиев Э.В. обучался в областном государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования ***

Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» Авхадиев Э.В. собственником объектов недвижимости не является.

В период с 31 января 2005 года по 28 сентября 2007 года Авхадиев Э.В. отбывал наказание в ФКУ ***, с 23 июля 2008 года по 11 марта 2016 года – в ФКУ ***и.

Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального развития и спорта Ульяновской области от 7 апреля 2017 года на основании заявления Авхадиева Э.В. ему отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, так как в установленный законом срок с заявлением о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения в орган местного самоуправления до достижения 23 возраста он не обращался.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к лицам, имеющим право на внеочередное получение жилья по социальному найма в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем в силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013 г. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.

По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Как следует из материалов дела и из письма Министерства образования Ульяновской области, Авхадиев Э.В. в 2007 году обращался в отдел по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска по вопросу признания его нуждающимся в жилье. До рассмотрения вопроса о признании его нуждающимся, Авхадиеву Э.В. было предоставлено жилое помещение по договору найма жилого помещения маневренного фонда.  В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в возрасте до 23 лет истец  начал процесс реализации права на обеспечение жилым помещением, но не был обеспечен жильем. В связи с чем имелись основания  для  включения его в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы, приведенные Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Радищевского районного суда Ульяновской области                                     от 9 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: