Судебный акт
О возложении обязанности устранить несанкционированную свалку
Документ от 16.01.2018, опубликован на сайте 23.01.2018 под номером 70954, 2-я гражданская, об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Кузьмин С.М.                                                 Дело № 33а-114/2018 (33а-5551/2017)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             16 января 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10 октября 2017 года, по которому постановлено:

Административные исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером *** общей площадью 40 000 кв.м, расположенном в трех километрах от р.п. Чердаклы Чердаклинского района Ульяновской области.

Обязать Муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора  на земельном участке с кадастровым номером *** общей площадью 40 000 кв.м, расположенном в трех километрах от р.п. Чердаклы Чердаклинского района Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя МУ администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области – Подобрий Ю.Н., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением к МУ администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области об обязании ликвидировать несанкционированную свалку.

В обоснование требований указал, что прокуратурой в ходе проверки исполнения требований природоохранного законодательства установлено наличие несанкционированной свалки на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, а именно на земельном участке с кадастровым номером *** общей площадью 40 000 кв.м, расположенном в трех километрах от р.п. Чердаклы Чердаклинского района Ульяновской области.

Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26.06.2012 установлен запрет на использование указанного земельного участка для эксплуатации свалки бытовых отходов.

Просил признать незаконным бездействие ответчика в части непринятия мер по ликвидации свалки и обязать ликвидировать ее.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе муниципальное образование «Чердаклинский район» Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

Ссылается на положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Закон Ульяновской области от 03.07.2017 №85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственности на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области». Считает, что государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, собственник не определен, в связи с чем полномочий по распоряжению земельного участка администрации МО «Чердаклинский район» не имеет. Обращает внимание на то, что свалка была образована до запрета осуществления деятельности МУП «Чердаклыэнерго». В соответствии с договором аренды земельного участка, заключенным между МУ Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями МУ «Чердаклинский район» и МУП «Чердаклыэнерго», заключенным на срок с 04.10.2011 по 04.09.2012, МУП «Чердаклыэнерго» не должно было допускать действий, направленных на ухудшение экологической обстановки на арендуемом земельном участке, а также должно было выполнять работы по благоустройству территории. Судом на МУ администрацию МО «Чердаклинский район» Ульяновской области необоснованно возложены функции хозяйствующего субъекта по ликвидации свалки.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель Агентства  государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще.

Судебная коллегия  определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной  и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002              № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».    

Из материалов дела следует, что 17.08.2017 проведенной прокуратурой  проверки исполнения требований природоохранного законодательства на территории муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, а именно на земельном участке с кадастровым номером *** общей площадью 40 000 кв.м, расположенном в трех километрах от р.п. Чердаклы Чердаклинского района Ульяновской области, установлено наличие несанкционированной свалки бытовых отходов (бумага, пластик, стекло, ветошь), строительных отходов, пищевых отходов и др.

Удовлетворяя административный иск прокурора Чердаклинского района Ульяновской области, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Следовательно, наличие на территории сельского поселения несанкционированной свалки свидетельствует как о незаконном бездействии и необеспечении ответчиком  создания соответствующих условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и необеспечении проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Судом верно применены  положения п.3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», которая относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами, а также ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», предусматривающих то, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы вышеприведенные правовые нормы относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Состав отходов спорной свалки свидетельствует об образовании отходов в результате жизнедеятельности населения. При этом ответчиком суду не представлено достоверных доказательств, позволяющих установить конкретного собственника несанкционированной свалки, а также лиц, виновных в образовании свалки.

Принимая во внимание названные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области обязанность принять меры к ликвидации несанкционированной свалки.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Административным ответчиком не представлено доказательств загрязнения указанной территории, на которой размещена свалка, конкретными землепользователями, в том числе  ОАО «Чердаклыэнерго». Границы данного земельного участка не определены.  Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что выявленный факт загрязнения является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретными лицами своих обязанностей, связанных с использованием земельного участка на территории  муниципального образования не имеется, а, следовательно, образовавшиеся отходы имеют, по сути, местное, коммунальное происхождение.

Доводы апелляционной жалобы, в том числе ссылка на Закон Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области»,  направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

При этом судебная коллегия отмечает, что в понятие ликвидации несанкционированной свалки включается также и организация, и финансирование проведения указанных работ в случае поручения проведения их другому лицу.

Оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 10 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи