Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 16.01.2018, опубликован на сайте 01.02.2018 под номером 70939, 2-я гражданская, об обязании обеспечить изделиями медицинского назначения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                Дело № 33-5530/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 16 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре  Скала П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                  Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска                   от 3 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в интересах *** к   Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить ***, в интересах которой действует законный представитель Сычев Алексей Радиевич, по рецепту *** от 05.06.2017 ***, по рецепту *** от 07.07.2017 - ***, по рецепту *** от 07.07.2017 -  ***.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Федечко Ф.И., пролагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах *** к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями. В обоснование требований указал, что ***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается в поликлиническом отделении № 2 Государственного учреждении здравоохранения «Городская клиническая больница № 1» (далее – ГУЗ «ГКБ № 1») с диагнозом «***». 05.06.2017 *** врачом педиатром поликлинического отделения № 2 ГУЗ «ГКБ № 1» выписан льготный рецепт №*** на получение изделия медицинского назначения – ***. 07.07.2017 *** врачом педиатром поликлинического отделения № 2 ГУЗ «ГКБ № 1» выписан льготный рецепт №*** на получение изделий медицинского назначения - ***, а также льготный рецепт № *** на получение ***. Однако указанными изделиями медицинского назначения *** обеспечена не была, по причине их отсутствия в аптечной сети акционерного общества «УльяновскФармация». Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить *** *** по рецепту от 05.06.2017 №***, *** по рецепту от 07.07.2017 № ***, *** в крови по рецепту от 07.07.2017 № ***.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Министерством закупались медицинские изделия - *** и *** согласно государственному контракту об оказании услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области. Полагает, что не обеспечение *** медицинскими изделиями по выписанным льготным рецептам возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Обращает внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Указывает, что обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Таким образом, полагает, что суд не может решать за лечащего врача какое медицинское изделие должно быть назначено и в какой дозировке. Кроме того, медицинские показания могут измениться и ***, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что ***, *** года рождения, является ребёнком-инвалидом, страдает заболеванием ***, лечащим врачом в установленном порядке  05.06.2017 и 07.07.2017  *** были выданы рецепты на бесплатное получение изделий медицинского назначения – *** *** и ***.

Однако указанные медицинские изделия не были выданы законному представителю истца в виду их отсутствия в аптечной сети, в связи с чем прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

В силу  п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация  работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и  благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, установлено, что Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации (п.1.1). На  Министерство возложена обязанность по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (п.2.2.1).

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В утвержденный Перечень включены лица, страдающие диабетом  по всем лекарственным средствам.

На основании вышеуказанных нормативно-правовых актов, с учетом того обстоятельства, что истец не был обеспечен лекарственным препаратом по рецептам, выданным в установленном законом порядке, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования прокурора.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, относительно того, что обеспечение заявителя лекарственными препаратами относится к компетенции АО «УльяновскФармация»,  не могут повлечь отмену решения суда, поскольку доказательств наличия необходимого запаса лекарственных средств в АО «УльяновскФармация» для обеспечения  *** медицинскими  изделиями по выписанным ей рецептам Министерством суду не представлено.

Довод об отсутствии рекомендаций лечащего врача несостоятельны, поскольку истцом представлены рецепты на медицинские изделия, нуждаемость в которых на день вынесения решения суда ответчиком  не опровергнута.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 3 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: