Судебный акт
Включение периода в выслугу лет, перерассчет пенсии
Документ от 16.01.2018, опубликован на сайте 29.01.2018 под номером 70888, 2-я гражданская, об обязании включить период работы в выслугу лет, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                 Дело № 33-106/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                16 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по          Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска                      от 11 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

исковые требования  Шлопака Игоря Ивановича – удовлетворить частично.

Возложить на Управление Министерства внутренних дел                            Российской Федерации по Ульяновской области обязанность включить в выслугу лет для перерасчета пенсии период работы Шлопака Игоря Ивановича в должности ***                        Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Ульяновской области с 06.07.1993 года по 31.12.1993 года и произвести                 Шлопаку Игорю Ивановичу перерасчет пенсии за выслугу лет за три года.

В остальной части иска - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика  Управления Министерства внутренних дел РФ по Ульяновской области  Камалетдиновой Ю.Б., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Шлопака И.И. Мусихина М.Л.,  возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Шлопак И.И. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности включить период работы в выслугу лет и перерасчете пенсии за выслугу лет.

В обоснование исковых требований Шлопак И.И. указал, что с 1993 года по 2003 год он проходил службу в органах налоговой полиции и получает пенсию за выслугу лет.

При расчете пенсии за выслугу лет ему не был включен период работы в органах налоговой полиции с 06.07.1993 по 01.01.1994.

Полагал, что указанный период подлежит включению в выслугу лет для расчета пенсии, поскольку 06.07.1993 он был назначен на должность *** Управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Ульяновской области и исполнял данные обязанности до 01.01.1994. Приказами директора Департамента налоговой полиции  РФ от 01.03.1994 № *** и начальника Управления Департамента налоговой полиции РФ по Ульяновской области от 21.03.1994 № *** ему было присвоено специальное звание – старший лейтенант налоговой полиции. 01.01.1994 он был зачислен на службу в Департамент налоговой полиции Российской Федерации по той же должности *** с той же оплатой труда.

Просил обязать УМВД России по Ульяновской области включить ему в выслугу лет для исчисления размера пенсии за выслугу лет период его работы в должности *** Управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Ульяновской области с 06.07.1993 по 01.01.1994 и произвести перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет с 01.07.2003.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе УМВД России по Ульяновской области полагает  решение суда незаконным, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Не соглашается с выводом суда о том, что оснований для применения срока исковой давности в отношении исковых требований не имеется. Указывает, что расчет выслуги лет для назначения пенсии произведен органами налоговой полиции в 2003 году при увольнении истца со службы. Шлопак И.И. был ознакомлен с расчетом в 2003 году, при этом претензии и замечания появились у него лишь в 2017 году. В судебном заседании доказательств, уважительности причины пропуска срока обращения с иском не представлено.

Считает несостоятельной ссылку суда на нормы закона Российской Федерации от 12.02. 993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», поскольку данная норма предусматривает, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В тоже время полагает, что вина органа, назначившего пенсию, не установлена.

По мнению автора жалобы, ссылка суда на пп. «б» п. 6 Инструкции о порядке выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, согласно которому в выслугу лет сотрудника налоговой полиции для выплаты процентной надбавки также засчитывается время его работы в органах налоговой полиции в качестве работника, не имеющего специального звания налоговой полиции, если он впоследствии был зачислен на службу в органы налоговой полиции в качестве сотрудника налоговой полиции, является неправомерной.

Обращает внимание, что данная норма предусматривает включение в выслугу лет указанного периода для назначения процентной надбавки за выслугу лет, а не для назначения пенсии. Выплата процентной надбавки за выслугу лет не дает оснований для зачета выслуги лет при увольнении.

Также полагает несостоятельной ссылку суда на ч. 3 ст. 50 Положения «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», которая предусматривала, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествующего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.

Вывод суда о том, что данной нормой предусмотрен дополнительный порядок исчисления выслуги лет для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции, а потому имеются основания для включения в выслугу лет для назначения пенсии периода работы Шлопак И.И. в должности *** Управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Ульяновской области считает ошибочным, поскольку он основан на неправильном толковании данной нормы, носящей отсылочный характер, и сделан без учета других нормативных правовых актов, регулирующих спорные отношения.

Более того, положение данной нормы не распространяется на истца, поскольку до поступления на службу в органы налоговой полиции Шлопак И.И. работал в *** Управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Ульяновской области на должности, не предусматривающей присвоение специального звания.

Указывает, что период работы истца с 06.07.1993 по 01.01.1994, в течение которого он являлся работником в органах налоговой полиции, не может быть засчитан в выслугу лет для назначения пенсии.

В возражениях на апелляционную жалобу Шлопак И.И., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  истца Шлопака И.И., извещенного о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суд в апелляционном порядке  являются в том числе  нарушение или неправильное  применение норм материального права.

Не правильным  применением норм материального права являются: неприменение  закона, подлежащего применению, применение закона, не подлежащего применению.

Удовлетворяя требования Шлопака И.И. в части возложения на ответчика обязанности  включить в выслугу лет периода   его работы в должности *** Управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Ульяновской области с 06.07.1993 по 01.01.1994 и произвести перерасчет назначенной пенсии за выслугу лет с 01.07.2003, суд необоснованно руководствовался пп. «б» п. 6 Инструкции о порядке выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, согласно которому в выслугу лет сотрудника налоговой полиции для выплаты процентной надбавки также засчитывается время его работы в органах налоговой полиции в качестве работника, не имеющего специального звания налоговой полиции, если он впоследствии был зачислен на службу в органы налоговой полиции в качестве сотрудника налоговой полиции, является неправомерной. При этом, положения Постановления Правительства РФ от 22.09.1993  № 941 (в ред. от 15.12.2017) «О порядке исчисления выслуги  лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов..» судом применены не были, что привело к вынесению неправосудного решения.

Исходя из вышеизложенного, решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 11.10.2017 по иску  Шлопака И.И. к Управлению Министерства внутренних дел Ульяновской области об обязании зачесть в выслугу лет периода работы в должности *** Ульяновской области Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Ульяновской области с 06.07.1993 по 31.12.1993 и  произвести перерасчет пенсии  с момента ее назначения подлежит отмене.

Из материалов дела следует, что Шлопак  И.И.    был назначен на должность *** Управления Департамента налоговой полиции РФ по Ульяновской области с 06.07.1993  исполнял данные обязанности  в полном объеме до 01.01.1994.

Приказами  Директора ДНП РФ от 01.03.1994  за №*** и начальника УДНП РФ по Ульяновской области от 21.03.1994 за № ***  истцу  было присвоено специальное звание – старший лейтенант налоговой полиции, с 01.01.1994 года Шлопак И.И.   был зачислен на службу в Департамент налоговой полиции РФ по той же должности ***, которую занимал  с 06.07.1993  по 01.10.1994.

Приказом  Управления Федеральной службы налоговой полиции за *** от  28.06.2003  Шлопак И.И.  был 30.06.2003  уволен из органов налоговой полиции по сокращению штатов с правом на пенсию.

При расчете пенсии  за выслугу лет истцу не включен период его работы с 06.07.1993  по 31.12.1993 в должности  *** Управления Департамента налоговой полиции РФ по Ульяновской области.

В соответствии с ч.5  ст.17 Закона РФ от 24.06.1993 № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции», действовавшего до 01.07.2003, пенсионное  обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу  в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом  наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В силу пункта «б» части 1  статьи 11 Закона РФ отт12.02.1993 № 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах н6алоговой полиции, осуществляется МВД России.

Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом Федеральной службы налоговой полиции  РФ от 21.05.1996 № 169 были урегулированы вопросы исчисления  выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции.

Данная Инструкция принята во исполнение  Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» и закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, Постановления Правительства  РФ от 20.02.1995 № 155 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий  и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям».

Постановлением Правительства РФ ОТ 20.02.1995 № 155 (в ред. от 24.12.2014) «О порядке исчисления выслуги лет, для  назначения  и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим  службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям» распространено действие  Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам,  проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих  сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации на лиц, проходивши службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, и их семей с учетом особенностей прохождения службы в этих органах.

Данным  Постановлением Совета Министров – Правительства РФ  установлено, что в выслугу лет  засчитывается  служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 2.6 Инструкции от 21.05.1996 № 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы  и учреждения налоговой полиции: в судах, органах прокуратуры, других правоохранительных органах, органах  юстиции и органах Государственной налоговой службы РФ на должностях, по которым  предусмотрено присвоение  классных чинов (званий); в Министерстве финансов РФ и бывшего СССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей; в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после 17.12.1992, если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.

Из системного анализа  вышеприведенных специальных норм следует, что обязательным условием для зачета в выслугу лет для назначения  соответствующей пенсии необходимо прохождение службы на аттестованных должностях, т.е. должностях с присвоением специальных званий (классных чинов).

Шлопак И.И. работал в должности *** Управления Департамента налоговой полиции РФ по Ульяновской области. Уволен  по статьей 31 КЗоТ РФ (по собственному желанию). В последующем в связи с учреждением Департамента налоговой   полиции РФ, проводимыми  в тот период организационно-штатными мероприятиями, Постановлением Совета Министров РФ от 11.10.1993 № 107 утверждены Положения о Департаменте налоговой полиции РФ, а также перечень  новых должностей, про которым предусмотрено присвоение специальных званий. В том числе была введена должность «***».

С 01.01.1994 Шлопак И.И. назначен  на введенную аттестованную  должность *** Управления Департамента налоговой полиции РФ по Ульяновской области в звании старшего лейтенанта.

Таким образом, истцу обоснованно в выслугу лет был зачтен период его службы в органах налоговой полиции с 01.01.1994.

Период с 06.07.1993 по 31.12.1993  в течение которого Шлопак И.И. являлся работником в органах налоговой полиции, не подлежит зачету в выслугу лет. Соответственно исковые требования  как в данной части, так и в части  перерасчета размера пенсии с момента ее назначения удовлетворению не подлежат.

Доводы истца и его представителя в части того, что  пп. «б» п. 6 Инструкции о порядке выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, предусматривает включение  в выслугу лет сотрудника налоговой полиции для выплаты процентной надбавки время его работы в органах налоговой полиции в качестве работника, не имеющего специального звания налоговой полиции, если он впоследствии был зачислен на службу в органы налоговой полиции в качестве сотрудника налоговой полиции, несостоятельны.

Так, данная норма предусматривает включение в выслугу лет спорного периода только для назначения  процентной надбавки за выслугу лет, а не для назначения пенсии.

Как указывалось выше, порядок подсчета выслуги лет, дающей право на пенсию, предусмотрен специальными нормами, в число которых Инструкция о порядке выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам федеральных органов налоговой полиции не входит. 

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                      Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 11 октября 2017 года  отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Шлопака Игоря Ивановича к Управлению Министерства внутренних дел России по Ульяновской области  об обязании  зачесть  в выслугу лет период с 06.07.1993 по 31.12.1993 и произвести  перерасчет пенсии с даты назначения отказать.

 

Председательствующий                                                 Судьи: