Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 16.01.2018, опубликован на сайте 29.01.2018 под номером 70856, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                 Дело № 33-104/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 16 января 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора  Федечко Ф.И.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по                                               апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и                        социального благополучия Ульяновской области на решение                              Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 октября 2017 года,                           по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Железнодорожного района                              города Ульяновска, действующего в интересах Инковой Татьяны Николаевны - удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Инкову Татьяну Николаевну, *** года рождения, лекарственным препаратом ***г на основании рецептов от 01.02.2017 года, 16.03.2017 года, 23.05.2017 года, 21.06.2017 года, 02.08.2017 года.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Инковой Т.Н. Савченко Н.В., возражавшей против доводов жалобы, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Железнодорожного района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Инковой Т.Н. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Железнодорожного района города Ульяновска проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Инкова Т.Н., *** года рождения, является инвалидом *** группы, наблюдается в Государственном учреждении здравоохранения «Городская больница № 3» с диагнозом: ***», в связи с чем имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения. Врачом – нефрологом диализного центра для коррекции *** обмена Инковой Т.Н. назначен препарат *** 1 раз в день, ежедневно.

01.02.2017, 16.03.2017, 18.04.2017, 23.05.2017, 21.06.2017, 02.08.2017 Инковой Т.Н. выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственного средства - ***.

Однако указанным лекарственным средством Инкова Т.Н. по рецептам от 01.02.2017, 16.03.2017,  23.05.2017, 21.06.2017, 02.08.2017 до настоящего времени не обеспечена.

Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечивать Инкову Т.Н. лекарственным препаратом *** по рецептам от 01.02.2017, 16.03.2017, , 23.05.2017, 21.06.2017, 02.08.2017.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, акционерное общество «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника № 3».

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области. Полагает, что не обеспечение Инковой Т.Н. лекарственным препаратом «***» по выписанным льготным рецептам от 01.02.2017, 16.03.2017, 23.05.2017, 21.06.2017, 02.08.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия медицинских изделий и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Инковой Т.Н. – Савченко Н.В., Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменений, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени  судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Инкова Т.Н., *** года рождения, состоит на диспансерном  учете в ГУЗ Горбольница № 3 поликлиника № 2 с 14.05.2012 с диагнозом: ***, является инвалидом *** группы.

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов  лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

01.02.2017, 16.03.2017, 18.04.2017, 23.05.2017, 21.06.2017, 02.08.2017 Инковой Т.Н. выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственного средства - ***.

Однако указанным лекарственным средством Инкова Т.Н. по рецептам от 01.02.2017, 16.03.2017,  23.05.2017, 21.06.2017, 02.08.2017 до настоящего времени не обеспечена, что подтверждено представленными выпиской из журнала отсроченного обеспечения АО «УльяновскФармация» Аптека № 66, Отчетом ГУЗ Горбоница № 3  о лекарственных средствах, выписанных льготнику за период с 01.01.2017 по 17.08.2017, а также представленными объяснениями  заведующей аптекой № 66 АО «УльяновскФармация»  С*** Г.Н. Согласно указанным объяснениям  препарат «***» является дорогостоящим, поэтому распределяется  Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области  по разнарядке. На Инкову Т.Н. в 2017 году данный препарат не поступал.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Исходя из Положения   о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области, утвержденного  Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 года за № 14/275-П, к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и(или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.

Постановлением Правительства Ульяновской области от  29.12.2016  года за № 661-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством.

Таким образом, дав верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив закон, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Инкову Т.Н. лекарственным средством «***» по рецептам от 01.02.2017, 16.03.2017, 23.05.2017, 21.06.2017, 02.08.2017.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив 27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует бездействие и ответственность за необеспечение Инковой Т.Н. указанным лекарственным препаратом должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Как указывалось выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать  наличие в аптечной сети АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том числе инвалидов, лекарственным препаратом «***» было полным и невыдача указанного лекарства Инковой Т.Н. по предъявленным  ею рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку необходимость обеспечения инвалида лекарственным препаратом «***» носит постоянный характер, соответственно обеспечение  указанным препаратом по рецептам от 01.02.2017, 16.03.2017, 23.05.2017, 21.06.2017, 02.08.2017  в текущем году  не приведет  к тому, что истица будет им обеспечена свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Инковой Т.Н. лекарственным препаратом по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора города Димитровграда Ульяновской области, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска                                               от 13 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: