Судебный акт
Предоставление жилищной субсидии вдове ветерана ВОВ
Документ от 19.12.2017, опубликован на сайте 25.12.2017 под номером 70567, 2-я гражданская, о признании правомерной постановки на учет в качестве нуэжающейся в жилье и о понуждении предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Грачева Т.Л.                                                   Дело № 33-5414/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               19 декабря 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Деминовой Миннебану Зарифовны на решение Ленинского районного суда                        г. Ульяновска от 5 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении  исковых требований Деминовой Миннебану Зарифовны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия                  Ульяновской области о признании незаконным решения № 15 от 09.06.2017, возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителей       Деминовой М.З. -  Колистратовой Г.Н. и Фролова В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Деминова М.З. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении социальной выплаты, возложении обязанности предоставить социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета. В обоснование требований указала, что является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. В 1998 году она приобрела в собственность долю в квартире по адресу: ***, которую 06.12.2010 подарила своей дочери Колистратовой Г.Н., сохранив право проживания в указанной квартире. 18.12.2015 её дочь Колистратова Г.Н. подарила указанную квартиру своей дочери, то есть ее (истицы) внучке - Колистратовой Е.В. В январе 2015 года Колистратова Г.Н. приобрела в собственность квартиру по адресу: ***, которую в октябре 2016 года также подарила Колистратовой Е.В. Решением мирового судьи судебного участка № 5 Димитровградского судебного района Ульяновской области от 12.04.2017 определен порядок пользования квартирой, расположенной по адресу: ***, Колистратовой Е.В. выделена в пользование жилая комната площадью 16,4 кв.м. Всего в квартире общей площадью 50 кв.м зарегистрировано пять человек, таким образом, она имеет право пользоваться площадью 6,27 кв.м, что менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека, установленной на территории г. Димитровграда Ульяновской области. В мае 2017 года она обратилась в муниципальное казенное учреждение «Управление по реализации социальных программ» г. Димитровграда с просьбой о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации г.Димитровграда она принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако 10.08.2017 Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области была уведомлена о том, что постановка её на учет в качестве нуждающейся в жилье является неправомерной и потому ей отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Считает действия Министерства неправомерными, нарушающими её конституционные права. Просила признать незаконным решение Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании неправомерным решения комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «город Димитровград» от 09.06.2017 и об отказе в предоставлении ей социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения, обязать ответчика предоставить ей социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения общей площадью 36 кв.м  за счет средств федерального бюджета.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены   Колистратова Г.Н., Колистратова Е.В., Моисеев С.Ю., Петухов С.А., муниципальное казенное учреждение «Управление по реализации социальных программ», администрация муниципального образования «город Димитровград».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Деминова М.З. не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные доводам искового заявления. Полагает, что судом не дана правовая оценка справке участкового уполномоченного полиции, в соответствии с которой в квартире по адресу: *** проживает три семьи. Обращает внимание, что Моисеев С.Ю. и Петухов С.А. не являются её родственниками, указанные лица были вселены в квартиру её дочерью и внучкой, которые также ведут с ней отдельные обособленные хозяйства.  Полагает, что  регистрация в жилом помещении и проживание совместно с семьей дочери и семьей внучки не являются свидетельством её обеспеченности жилым помещением надлежащего качества, поскольку она, как вдова участника Великой Отечественной войны, относится к числу лиц, которых в силу их статуса государство определило в качестве нуждающихся в особых мерах социальной защиты и поддержки. Указывает, что ни её умерший супруг, ни она не реализовали предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, а степень благоустроенности жилого помещения, количество зарегистрированных и проживающих в нем лиц, а также возраст и состояние её здоровья, объективно не обеспечивают достойных условий её проживания в квартире, расположенной по адресу: ***. Данное обстоятельство обуславливает её нуждаемость в незамедлительном улучшении жилищных условий.

Дело рассмотрено в отсутствие Деминовой М.З., Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Колистратовой Е.В., Моисеева С.Ю., Петухова С.А., муниципального казенного учреждения «Управление по реализации социальных программ», администрация муниципального образования «город Димитровград», извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Деминова М.З. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны и имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих.

Деминова М.З. зарегистрирована и  фактически проживает  в двухкомнатной квартире №*** дома № ***, общей площадью 50 кв.м,  собственником которой  является  Колистратова Е.В.,  приходящаяся  истице  внучкой.

Собственником 2/3 долей указанной квартиры до декабря 2010 года являлась Деминова М.З., которая 06.12.2010  подарила их своей дочери Колистратовой Г.Н. с условием сохранения права проживания в квартире.

18.12.2015 Колистратова Г.Н. подарила указанную долю в квартире своей дочери, внучке истицы - Колистратовой Е.В., у которой в собственности также имеется квартира № *** дома № *** общей  площадью 51,37 кв.м.

В квартире зарегистрированы: Деминова М.З. и ее дочь Колистратова Г.Н. – с 02.03.1984, внучка Колистратова Е.В. – с 11.11.1995, супруг дочери Петухов С.А. – с 17.12.2015, гражданский супруг внучки Моисеев С.Ю. – с 07.04.2016.

Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 22.06.2016  отказано в удовлетворении иска Деминовой М.З. к муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации социальных программ», администрации г.Димитровграда о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что она обеспечена учетной нормой жилья, поскольку, кроме спорной квартиры, в собственности члена ее семьи - дочери Колистратовой Г.Н. имелась квартира № *** общей  площадью 51,37 кв.м.

22.10.2016, то есть после решения суда, Колистратова Г.Н. подарила указанную квартиру своей дочери Колистратовой Е.В. (внучке истицы).

Решением мирового  судьи судебного участка № 5 Димитровградского судебного  района  Ульяновской области  от 12.04.2017 по иску Колистратовой Е.В.  определен порядок пользования  указанной квартирой: Колистратовой Е.В.  выделена в пользование  жилая комната  площадью 16,40 кв.м, Колистратовой Г.Н., Деминовой М.З. и Петухову С.А. жилая комната  площадью 11,62 кв.м, место жительства Моисеева С.Ю., зарегистрированного в квартире с 07.04.2016, решением суда не определено.

Протоколом  заседания комиссии  по жилищным вопросам  администрации города Димитровограда от 09.06.2017  Деминова М.З. признана  нуждающейся  в улучшении жилищных условий  и принята на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

Между тем, Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области 02.08.2017 Деминовой М.З. отказано в предоставлении  социальной выплаты  на приобретение (строительство)   жилого помещения за  счет средств   федерального бюджета со ссылкой на неправомерную постановку ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью ее и членов ее семьи учетной нормы жилья более установленной нормы (более 100 кв.м в совокупности двух квартир на 5 человек).

Полагая отказ Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области незаконным, Деминова М.З. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995  № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. К числу мер социальной поддержки, предоставляемых указанным лицам, отнесено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также порядок принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст.ст. 51, 52 ЖК РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Постановлением администрации города Димитровграда Ульяновской области от 22.06.2006 № 1472 учетная норма площади жилого помещения в МО «город Димитровград» составляет 12 кв.м.

В силу статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Частями 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что учетной нормой площади жилого помещения, устанавливаемой органом местного самоуправления, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Более того, согласно подп. «б» указанного пункта названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

В абзаце 4 п. 13 того же постановления разъяснено, что учитывая положения   ч.1 ст. 31 ЖК РФ, следует иметь ввиду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселенным им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу.

Судом установлено, что общая площадь двух жилых помещений, принадлежащих  семье  Деминовой М.З. по состоянию на день рассмотрения спора,   имеет площадь более 100 кв.м, то есть существенно превышает учетную норму жилья, в связи с чем решение Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании неправомерным решения комиссии по жилищным вопросам администрации МО «город Димитровград» от 09.06.2017 в отношении истца Деминовой М.З. и об отказе в предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет средств федерального бюджета является законным и обоснованным.

Доводы, приведенные Деминовой М.З. в апелляционной жалобе относительно того, что внучка членом ее семьи не является, в силу чего принадлежащие ей жилые помещения не могут учитываться при определении ее (истицы) нуждаемости в жилье, не могут повлечь отмену решения суда. Согласно материалам дела Деминова М.З. проживала в квартире с момента ее предоставления в 1984 году, Колистратова Е.В. – с момента рождения (*** год) в качестве внучки истицы, отчуждение 2/3 долей квартиры было произведено Деминовой М.З. своей дочери под условием сохранения права постоянного проживания в квартире. С учетом данных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований считать проживающих в квартире лиц не членами одной семьи.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 5 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                           Деминовой Миннебану Зарифовны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: