Судебный акт
Оспаривание процедуры увольнения
Документ от 12.12.2017, опубликован на сайте 25.12.2017 под номером 70543, 2-я гражданская, о признании незаконным приказа об увольнении, изменении формулировки увольнения и компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кудряшева Н.В.                                                Дело № 33-5173/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             12 декабря 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Довгомели Александра Ивановича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Довгомеле Александру Ивановичу к                             Комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации                                      г. Димитровграда Ульяновской области о признании незаконной процедуры увольнения с должности *** МУП «Г***», компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Довгомели А.И. – Райхман А.Ю., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области Слюняева П.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Довгомеля А.И. обратился в суд с иском к Комитету по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области о признании незаконной процедуры увольнения с должности *** муниципального унитарного предприятия «Г***», компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что приказом Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области от 30 декабря 2016 года № *** он назначен на должность *** муниципального унитарного предприятия (далее – МУП) «Г***» на срок с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года. Приказом Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда от 02 августа 2017 года № *** он уволен с занимаемой должности на основании п. 2 ст.278 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Основанием для увольнения послужил протокол заседания аттестационной комиссии по проведению аттестации руководителей МУП «Г***» от 31 июля 2017 года. Согласно п. 7.4 заключенного с ним трудового договора работодатель принимает решение о расторжении трудового договора с руководителем предприятия на основании п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации после предварительного одобрения аттестационной комиссии. Вышеназванная процедура предусматривает обязательное личное участие работника в проведении аттестации. В нарушение данного правила его о проведении заседания аттестационной комиссии не уведомляли, в результате чего он был лишен возможности давать пояснения по поводу своей трудовой деятельности, о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что свидетельствует о наличии в действиях работодателя злоупотребления правом и незаконности увольнения. Просил признать незаконной процедуру его увольнения с должности *** МУП «Г***» от 02 августа 2017 года, взыскать с Комитета по жилищно-коммунальному комплексу администрации города Димитровграда Ульяновской области компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Довгомеля А.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что по результатам проведенной Государственной инспекцией труда проверки установлено, что процедура его увольнения по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации нарушена. При увольнении работодатель не мог ссылаться на решение аттестационной комиссии руководителей МУП «Г***», так как это является нарушением ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации в части обязанности работодателя соблюдать условия заключенных трудовых договоров. Не соглашается с выводом суда о том, что со стороны истца не представлено доказательств, подтверждающих, что принимая решение об его увольнении, ответчик поступил вопреки интересам МУП «Г***». Указывает, что он заявлял в своих исковых требованиях о том, что за период его работы на предприятии произошли существенные положительные экономические изменения. Обращает внимание, что деятельность МУП «Г***» с момента его образования всегда характеризовалась как убыточная. Считает необоснованным вывод суда об отсутствии нарушений процедуры его увольнения по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации,  так как в п. 7.4 его трудового договора закреплено, что расторжение трудового договора с руководителем предприятия по указанному выше основанию возможно только после предварительного одобрения аттестационной комиссии. При этом установлено, что протокол заседания аттестационной комиссии руководителей МУП «Г***» от 31 июля 2017 года не может служить основанием для расторжения трудового договора п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

В возражениях на жалобу Комитет по жилищно-коммунальному комплексу г.Димитровграда Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 1 января 2017 года между Комитетом по жилищно-коммунальному комплексу администрации г.Димитровграда, являющегося учредителем МУП «Г***», и осуществляющим права его собственника от имени муниципального образования «Город Димитровград»,  и  Довгомеля А.И. заключен трудовой договор №***, в соответствии с которым Довгомеля А.И. принят на должность  *** МУП «Г***».

Трудовой договор между сторонами был заключен на определенный срок, период действия договора с 01 января по 31 декабря 2017 года.

Приказом  Комитета по жилищно-коммунальному комплексу  администрации г.Димитровграда  от  02 августа 2017 №  ***  Довгомеля А.И.  уволен с должности ***  МУП «Г***» на основании  п.2 ст.278 Трудового кодекса Российской Федерации.

Полагая, что ответчиком не была соблюдена процедура увольнения, Довгомеля А.И. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.

В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июня 2015 года № 21 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», разъяснено, что при рассмотрении споров лиц, уволенных по пункту 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, судам следует учитывать, что решение о прекращении трудового договора с руководителем организации по данному основанию может быть принято только уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом).

Уполномоченные органы юридического лица вправе принимать решение о досрочном прекращении полномочий руководителя организации в том случае, если это отнесено к их компетенции, определяемой в соответствии с федеральным законом и учредительными документами.

Пунктом 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации допускается возможность прекращения трудового договора с руководителем организации по решению собственника имущества организации, уполномоченного лица (органа) без указания мотивов принятия решения. По названному основанию с руководителем организации может быть прекращен трудовой договор, заключенный как на неопределенный срок, так и на определенный срок,

Прекращение трудового договора с руководителем организации по основанию, установленному пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, не является мерой юридической ответственности (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июня 2015 года № 21).

Как было указано выше, решение о прекращении трудового договора с Довгомелей А.И. принято Комитетом по жилищно-коммунальному комплексу администрации г. Димитровграда, то есть уполномоченным органом.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что установленная законом процедура увольнения истца по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации ответчиком соблюдена.

При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что возможность увольнения руководителя организации уполномоченным собственником лицом (органом) прямо предусмотрена законом, и нормами действующего законодательства в зависимость от каких-либо условий не поставлена.

Не имеется оснований утверждать и о том, что ответчиком при увольнении истца по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации были нарушены условия трудового договора, а именно его п. 7.4, устанавливающего, что «решение о расторжении трудового договора принимается в соответствии с п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации после предварительного одобрения аттестационной комиссией».

Из материалов дела следует, что решение о досрочном прекращении трудового договора с руководителем МУП «Г***» Довгомелей А.И. было одобрено аттестационной комиссией 31 июля 2017 года.

Тот факт, что Довгомеля А.И. не был извещен о проведении аттестационной комиссии и на заседании последней не присутствовал, не может служить поводом для признания незаконной процедуры увольнения истца по п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации, применение которого возможно в отношении руководителя организации уполномоченным лицом без указания мотивов принятия такого решения.

В связи с этим доводы апелляционной жалобы о надлежащем исполнении истцом трудовых обязанностей какого-либо правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеют.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                 Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области                       от 4 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                      Довгомели Александра Ивановича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи