Судебный акт
О взыскании расходов на погребение бывшего несовершеннолетнего узника фашизма
Документ от 12.12.2017, опубликован на сайте 25.12.2017 под номером 70542, 2-я гражданская, о возмещении расходов на погребение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                 Дело № 33-5219/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               12 декабря 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Афанасьевой Татьяны Арсентьевны на решение Ленинского районного суда                       г. Ульяновска от 21 марта 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Афанасьевой Татьяны Арсентьевны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области, Министерству обороны Российской Федерации, Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по Засвияжскому району г.Ульяновска о взыскании расходов на погребение, взыскании невыплаченной пенсии, возложении обязанности выдать удостоверение и компенсации морального вреда – отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Афанасьева Т.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области), Министерству обороны Российской Федерации, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области (далее – ГУ-УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска) о взыскании расходов на погребение, невыплаченной пенсии, возложении обязанности выдать удостоверение и компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что является дочерью Х*** М.М., *** года рождения, умершей *** года. При жизни Х*** М.М. имела статус несовершеннолетнего узника фашизма, являлась инвалидом *** группы, вдовой инвалида Великой Отечественной войны. После смерти Х*** М.М. она (истец) обратилась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области с требованием о выплате расходов на погребение Х*** М.М. и 3-х кратного размера пенсии Х*** М.М., а также с требованием выдать ей удостоверение вдовы инвалида Великой Отечественной войны на имя Х*** М.М. Однако указанные требования были оставлены ответчиками без удовлетворения. Просила взыскать: с ответчиков - расходы на погребение Х*** М.М., имевшей при жизни статус несовершеннолетнего узника фашизма, с ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области сумму невыплаченной пенсии за 3 месяца, обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области выдать ей удостоверение вдовы инвалида Великой Отечественной войны на имя Х*** М.М., а также взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда 300 000 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, Военный комиссариат Ульяновской области и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Афанасьева Т.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство обороны Российской Федерации, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Афанасьева Т.А. является дочерью Х*** М*** М***, *** года рождения, умершей *** года.

При жизни Х*** М.М. имела статус несовершеннолетнего узника фашизма, являлась инвалидом *** группы, вдовой инвалида Великой Отечественной войны.

В связи со смертью Х*** М.М. Афанасьева Т.А. понесла расходы на ее погребение.

После смерти Х*** М.М. Афанасьева Т.А. обратилась в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о выплате расходов на погребение Х*** М.М. и 3-х кратного размера пенсии Х*** М.М., а также с требованием выдать ей (истцу) удостоверение вдовы инвалида Великой Отечественной войны на имя Х*** М.М.

Полагая, что ответчиками было незаконно отказано в удовлетворении данных требований, Афанасьева Т.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании в пользу истца расходов на погребение, суд первой инстанции правильно исходил из того, что отношения, связанные с установлением статуса и предоставлением мер социальной поддержки бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, регулируются Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235) и Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.

Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 предусмотрено, что бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1 данного указа).

Согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

В соответствии с пунктом 5 утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года № 20 разъяснения «О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны» при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с выходом Федерального закона «О ветеранах» для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.

Таким образом, бывшие несовершеннолетние узники фашизма имеют право на льготы и меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

12 января 1995 года был принят Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), определивший правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.

В статье 1 указанного федерального закона предусмотрены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны, на которых распространяется действие данного закона.

Статьями 2 и 4 этого же закона определен круг лиц, относящихся к категориям ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны.

В статье 13 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг, медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установлен статьями 14 и 15 Федерального закона «О ветеранах» и включает различные льготы материально-бытового характера, в частности льготы по пенсионному обеспечению, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, обеспечение протезами и протезно-ортопедическими изделиями, внеочередную установку квартирного телефона, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередной прием в организации социального обслуживания.

Вместе с тем указанные нормы Федерального закона «О ветеранах» не определяют в качестве меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны возмещение расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников.

Вопросы, касающиеся оказания ритуальных услуг, регулируются статьей 24 Федерального закона «О ветеранах».

Согласно данной норме закона погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (пункты 1, 2 статьи 24 данного закона).

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.

Приведенными нормативными положениями установлен особый порядок погребения погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, а также иных категорий ветеранов с учетом заслуг этих лиц по защите Отечества и безупречной военной службы. При этом в перечень лиц, на которых распространяется особый порядок погребения, включающий возмещение расходов на погребение, изготовление и установку надгробного памятника, такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашизма, не включена.

В то же время при погребении умерших бывших несовершеннолетних узников фашизма применяются положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», устанавливающие гарантированный перечень услуг по погребению умерших и социальное пособие на погребение.

Таким образом, объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма, предоставляемый в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 и пунктом 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, определен статьями 14, 15 Федерального закона «О ветеранах». Этими статьями не предусмотрена такая мера социальной поддержки, как возмещение расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, а положения статьи 24 Федерального закона «О ветеранах» и пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», предусматривающие гарантии оказания ритуальных услуг лицам, названным в данных нормах, не содержат указаний о распространении их действия на бывших несовершеннолетних узников фашизма.

Из изложенного также следует, что гарантии оказания ритуальных услуг, предусмотренные статьей 24 Федерального закона «О ветеранах», пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», не относятся к льготам и мерам социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, соответственно, право на возмещение за счет средств федеральных органов исполнительной власти расходов, понесенных в связи с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников, у лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение бывших несовершеннолетних узников фашизма, не возникает.

Суд первой инстанции правомерно не усмотрел и оснований для взыскания в пользу Афанасьевой Т.А. 3-х кратного размера пенсии умершей Х*** М.М.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае смерти пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера, производится прекращение выплаты страховой пенсии.

Материалами дела подтверждено и лицами, участвующими в деле не оспаривалось, что Х*** М.М. являлась получателем пенсии по линии Пенсионного фонда Российской Федерации, а именно получала в ГУ-УПФ в Засвияжском районе г.Ульяновска пенсию по старости, ежемесячную денежную выплату, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, как бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания созданных фашистами и их союзниками, ежемесячной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.

Х*** М.М. умерла *** года, и выплата пенсии прекращена ей с *** 2015 года, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть пенсионера.

Все причитающиеся Х*** М.М. выплаты были произведены ей по *** 2015 года включительно.

Выплата пенсии за месяцы, следующие за месяцем смерти пенсионера, действующим законодательством не предусмотрена.

Вопреки утверждениям истца, предусмотренные законом основания для выдачи Афанасьевой Т.А. удостоверения вдовы инвалида Великой Отечественной войны на имя Х*** М.М. отсутствуют.

Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» закреплено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий согласно статье 28 Федерального закона «О ветеранах» осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Порядок и условия реализации прав и льгот, установленных Федеральным законом «О ветеранах», определяются Инструкцией «О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года № 69.

Пунктом 2.7 указанной Инструкции предусмотрено, что права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), - на основании соответствующих удостоверений, указанных в пунктах 2.1 - 2.6 данной Инструкции, и справки учреждения медико-социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности. В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».

В соответствии с пунктом 2.16 указанной Инструкции членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона «О ветеранах», права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года № 209.

Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»). Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: «Вдова (мать, отец) погибшего воина», а также справка установленной формы о гибели военнослужащего.

Материалами дела подтверждено, что 24 марта 2006 года мать истца - Х*** М*** М***, *** года рождения, получила удостоверение несовершеннолетнего узника фашизма. Ранее, 12 марта 2003 года, ею была получена справка вдовы инвалида Великой Отечественной войны, которая имела юридическую силу удостоверения. На основании данных документов Х*** М.М. получала при жизни все необходимые выплаты.

С целью получения удостоверения вдовы инвалида Великой Отечественной войны Х*** М.М. в органы социальной защиты при жизни не обращалась. Выдача удостоверения вдовы инвалида Великой Отечественной войны посмертно не осуществляется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                       Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                      Афанасьевой Татьяны Арсентьевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                            

 

Судьи