Судебный акт
Об обеспечении лекарственными средствами
Документ от 19.12.2017, опубликован на сайте 25.12.2017 под номером 70538, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить ребенка-инвалида лекартсенными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зеленцова И.А.                                                 Дело № 33-5307/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               19 декабря 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области на решение Николаевского районного суда                      Ульяновской области от 12 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Николаевского района Ульяновской области, предъявленного в интересах К*** Е*** А***, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ГУЗ Николаевская районная больница по отказу выписать К*** Е*** А*** рецепты на бесплатное получение в августе 2017 года лекарственных средств *** и ***, обязать ГУЗ Николаевская районная больница выписывать К*** Е*** А*** рецепты на бесплатное получение лекарственных средств *** и ***

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечивать К*** Е*** А*** лекарственными средствами *** и ***.

Отказать в удовлетворении требований к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконными бездействий по не обеспечению                                                             К*** Е*** А*** в августе 2017 года                             лекарственными средствами *** и ***, по возложению обязанности обеспечить за август 2017 года ее же лекарственными средствами *** и ***.

Решение суда в части возложении обязанности на ГУЗ                           Николаевская районная больница выписывать                                                           К*** Е*** А*** рецепты на бесплатное получение  лекарственных средств *** и ***, на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия                   Ульяновской области обеспечивать К*** Е*** А*** лекарственными средствами *** и ***, обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Николаевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней К*** Е.А. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о признании незаконным бездействия по необеспечению бесплатными лекарственными средствами, возложению обязанности обеспечить лекарственными средствами, к государственному учреждению здравоохранения «Николаевская районная больница» (далее – ГУЗ «Николаевская РБ») о признании незаконными действий по отказу в выписке рецептов на бесплатные лекарства, возложению обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты. В обоснование иска указал, что К*** Е.А., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, в связи с чем имеет право на льготы в части обеспечения лекарственными препаратами. Согласно выписному эпикризу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр сердечно - сосудистой хирургии Министерства здравоохранения Российской Федерации» (далее – ФГБУ «ФЦССХ Минздрава России) от 27 июля 2017 года К*** Е.А. нуждается в лекарственном препарате *** в дозе не менее 31,25 мг х 2 раза в день постоянно, а также в препарате *** в дозе 25 мг х 4 раза в день постоянно. Однако с июля 2017 года ежемесячные рецепты на указанные препараты К*** Е.А. лечащим врачом ГУЗ «Николаевская РБ» не выписывались. Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца жизненно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным. Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области,  выразившееся в необеспечении К*** Е.А. в августе 2017 года бесплатно лекарственным препаратом *** в дозе не менее 31,25 мг х 2 раза в день постоянно, а также препаратом *** в дозе 25 мг х 4 раза в день; признать незаконным действие (бездействие) ГУЗ «Николаевская РБ», выразившееся в отказе в выписке К*** Е.А. в августе 2017 года медицинского рецепта для получения бесплатно лекарственного препарата ***, а также препарата ***; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечить К*** Е.А. лекарственными препаратами *** в дозе не менее 31,25 мг х 2 раза в день, а также препаратом *** в дозе 25 мг х 4 раза в день, недополученных в августе 2017 года; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечивать К*** Е.А. всеми необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями; обязать государственное учреждение здравоохранения «Николаевская РБ» выдавать медицинские рецепты К*** Е.А. для получения всех необходимых лекарственных препаратов в соответствии с медицинскими показаниями.

Суд привлек к участию в деле законного представителя несовершеннолетней К*** Е.А. - Кононову Г.В., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - акционерное общество (далее – АО) «Ульяновскфармация», ФГБУ «ФЦССХ Минздрава России и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что К*** Е.А. обеспечивается лекарственными препаратами *** Льготные рецепты на получение лекарственных препаратов *** К*** Е.А. лечащим врачом не выписывались. Обращает внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Указывает, что льготная лекарственная помощь гражданам предоставляется за счет средств областного бюджета в рамках Перечня препаратов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2885-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год», а также территориального Перечня лекарственных препаратов, специализированного лечебного питания и изделий медицинского назначения, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 19 декабря 2016 года № 1403 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Лекарственный препарат *** не входит в вышеуказанные перечни. Кроме того лекарственный препарат имеет противопоказание – возраст менее 18 лет и множество побочных эффектов.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, К*** Е.А.,  *** года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до  01 января 2018 года.

Согласно выписному эпикризу ФГБУ «ФЦССХ Минздрава России от 27 июля 2017 года,  заключению врачебной комиссии № *** от 20 июля 2017 года, К*** Е.А. в связи с проведенной операцией «***»  по жизненным показаниям необходим прием следующих лекарственных препаратов - *** 25 мгх4 раза в день  постоянно, ***31,25мгх2 раза  в день постоянно.

В названном выше эпикризе прямо  указано, что  прием препаратов не отменять.

20 июля 2017 года, 29 сентября 2017 года  ГУЗ «Николаевская РБ» направила в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области заявку на обеспечение К*** Е.А. бесплатно лекарственными препаратами *** соответственно.

Рецепты на данные лекарственные препараты ГУЗ «Николаевская РБ» не выписывались и ребенок-инвалид бесплатно необходимыми ей по жизненным показаниям лекарственными препаратами не обеспечивалась.

Полагая действия ответчиков незаконными, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу о частном удовлетворении исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

Статьей 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Правительство Российской Федерации утверждает Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с данным Перечнем правом на бесплатное получение всех лекарственных средств и изделий медицинского назначения обладают дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2885-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, в который  включен лекарственный препарат ***.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента (часть 5).

Порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 года №1175н (далее – Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Пунктом 3 Порядка установлено, что назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским работником по торговому наименованию.

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Пунктом 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, предусмотрено, что за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения  в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (п. 2.3).

Согласно п. 7 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 июля 2017 года №403н, лекарственные препараты отпускаются в количестве, указанном в рецепте.

Установив, что несовершеннолетняя К*** Е.А. по жизненным показаниям нуждается в постоянном приеме лекарственных препаратов *** и *** последний из которых не включен в утвержденные и названные выше перечни, и данными препаратами не обеспечивается, суд первой инстанции обоснованно, следуя существующим порядкам, описанным выше, обязал лечебное учреждение выписывать К*** Е.А. рецепты на указанные препараты, а Министерство – соответственно обеспечивать  ребенка-инвалида лекарственными препаратами.

Тот факт, что лекарственный препарат *** не включен в федеральный и территориальный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 года, в данном случае не свидетельствует о невозможности оформления на него рецепта и обеспечения данным препаратом ребенка-инвалида, которому препарат показан комиссией врачей по жизненным показаниям.

При этом п. 6 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов от 20 декабря 2012 года № 1175н содержит прямой запрет выписывать рецепты лишь на лекарственные препараты: при отсутствии медицинских показаний; не зарегистрированные на территории Российской Федерации; препараты, которые в соответствии с инструкцией по медицинскому применению используются только в медицинских организациях; на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в список II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года №681, зарегистрированные в качестве лекарственных препаратов для лечения наркомании.

Лекарственный препарат *** на территории Российской Федерации зарегистрирован, и как следует из материалов дела, с октября 2017 года Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечивает ребенка данным препаратом.

Поскольку лекарственный препарат *** назначен К*** Е.А. по жизненным показаниям комиссией врачей, наличие у препарата возрастного ограничения в применении и ряда противопоказаний, на что обращено внимание в жалобе, не опровергает выводы суда.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области                                      от 12 октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия                  Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи