УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Зеленцова И.А. Дело № 33-5307/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
19 декабря 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой
Е.Н., Фоминой В.А.,
при секретаре Воронковой
И.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия
Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 12
октября 2017 года, по которому
постановлено:
Иск прокурора
Николаевского района Ульяновской области, предъявленного в интересах К*** Е***
А***, удовлетворить частично.
Признать незаконными
действия ГУЗ Николаевская районная больница по отказу выписать К*** Е*** А***
рецепты на бесплатное получение в августе 2017 года лекарственных средств *** и
***, обязать ГУЗ Николаевская районная больница выписывать К*** Е*** А***
рецепты на бесплатное получение лекарственных средств *** и ***
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечивать К*** Е*** А*** лекарственными средствами *** и ***.
Отказать в
удовлетворении требований к Министерству здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области о признании незаконными бездействий по не
обеспечению
К*** Е*** А*** в
августе 2017 года
лекарственными средствами *** и ***, по возложению обязанности
обеспечить за август 2017 года ее же лекарственными средствами *** и ***.
Решение суда в части
возложении обязанности на ГУЗ Николаевская
районная больница выписывать
К*** Е*** А*** рецепты на бесплатное получение лекарственных средств *** и ***, на
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечивать К*** Е*** А*** лекарственными средствами *** и ***, обратить к
немедленному исполнению.
Заслушав доклад
судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор
Николаевского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетней
К*** Е.А. к
Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области (далее – Министерство) о признании незаконным бездействия по
необеспечению бесплатными лекарственными средствами, возложению обязанности
обеспечить лекарственными средствами, к государственному учреждению здравоохранения
«Николаевская районная больница» (далее – ГУЗ «Николаевская РБ») о признании незаконными
действий по отказу в выписке рецептов на бесплатные лекарства,
возложению обязанности выписывать рецепты на лекарственные препараты. В
обоснование иска указал, что К*** Е.А., *** года рождения, является
ребенком-инвалидом, в связи с чем имеет право на льготы в части обеспечения
лекарственными препаратами. Согласно выписному
эпикризу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр
сердечно - сосудистой хирургии Министерства здравоохранения Российской
Федерации» (далее – ФГБУ «ФЦССХ Минздрава России) от 27 июля 2017 года К***
Е.А. нуждается в лекарственном препарате *** в дозе не менее 31,25 мг х 2 раза
в день постоянно, а также в препарате *** в дозе 25 мг х 4 раза в день
постоянно. Однако с июля 2017 года ежемесячные рецепты на указанные препараты К***
Е.А. лечащим врачом ГУЗ «Николаевская РБ» не выписывались.
Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению
истца жизненно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав на бесплатную
медицинскую помощь и является незаконным. Просил признать незаконным
бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области, выразившееся в необеспечении К***
Е.А. в августе 2017 года бесплатно лекарственным препаратом ***
в дозе не менее 31,25 мг х 2 раза в день постоянно, а также препаратом *** в
дозе 25 мг х 4 раза в день; признать незаконным действие (бездействие) ГУЗ
«Николаевская РБ», выразившееся в отказе в выписке К*** Е.А. в августе 2017 года медицинского рецепта для
получения бесплатно лекарственного препарата ***, а также препарата ***; обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно
обеспечить К*** Е.А. лекарственными препаратами *** в дозе не менее 31,25 мг х 2 раза в
день, а также препаратом *** в дозе 25 мг х 4 раза в день, недополученных в
августе 2017 года; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области бесплатно обеспечивать К*** Е.А. всеми необходимыми
лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями; обязать государственное
учреждение здравоохранения «Николаевская РБ» выдавать медицинские
рецепты К*** Е.А. для получения всех необходимых лекарственных препаратов в
соответствии с медицинскими показаниями.
Суд привлек к
участию в деле законного представителя несовершеннолетней К*** Е.А. - Кононову
Г.В., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования
относительно предмета спора, - акционерное общество (далее – АО)
«Ульяновскфармация», ФГБУ «ФЦССХ Минздрава России и, рассмотрев заявленные
требования по существу, постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что К*** Е.А.
обеспечивается лекарственными препаратами *** Льготные рецепты на получение
лекарственных препаратов *** К*** Е.А. лечащим врачом не выписывались. Обращает
внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии
с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении
порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм
рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных
бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести
и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются
основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.
Указывает, что льготная лекарственная помощь гражданам предоставляется за счет
средств областного бюджета в рамках Перечня препаратов, утвержденного
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года №
2885-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных
препаратов для медицинского применения на 2017 год», а также территориального
Перечня лекарственных препаратов, специализированного лечебного питания и
изделий медицинского назначения, утвержденного постановлением Правительства
Ульяновской области от 19 декабря 2016 года № 1403 «О программе государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на
плановый период 2018 и 2019 годов». Лекарственный препарат *** не входит в
вышеуказанные перечни. Кроме того лекарственный препарат имеет противопоказание
– возраст менее 18 лет и множество побочных эффектов.
Судебная коллегия
полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса,
извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной
инстанции надлежащим образом.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как
установлено судом и следует из материалов дела, К*** Е.А., *** года рождения, является
ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до 01 января 2018 года.
Согласно
выписному эпикризу ФГБУ «ФЦССХ Минздрава России от 27 июля 2017 года, заключению врачебной комиссии № *** от 20
июля 2017 года, К*** Е.А. в связи с проведенной операцией «***» по жизненным показаниям необходим прием
следующих лекарственных препаратов - *** 25 мгх4 раза в день постоянно, ***31,25мгх2 раза в день постоянно.
В
названном выше эпикризе прямо указано,
что прием препаратов не отменять.
20 июля
2017 года, 29 сентября 2017 года ГУЗ «Николаевская
РБ» направила в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области заявку на обеспечение К*** Е.А. бесплатно лекарственными
препаратами *** соответственно.
Рецепты на данные
лекарственные препараты ГУЗ «Николаевская РБ» не выписывались и ребенок-инвалид
бесплатно необходимыми ей по жизненным показаниям лекарственными препаратами не
обеспечивалась.
Полагая действия
ответчиков незаконными, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд
первой инстанции правильно установил характер взаимоотношений сторон и закон,
подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу о частном
удовлетворении исковых требований.
Вывод суда
мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона
от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее –
Федеральный закон № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.
Статьей 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ
установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий,
указанных в статье 6.1
данного Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе
обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно п. 3
Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О
государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении
обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и
изделиями медицинского назначения» Правительство Российской Федерации
утверждает Перечень
групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых
лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с данным Перечнем правом на бесплатное
получение всех лекарственных средств и изделий медицинского назначения обладают
дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28
декабря 2016 года № 2885-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших
лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, в
который включен лекарственный препарат ***.
В соответствии со ст. 70 Федерального закона
от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное
обследование и лечение пациента (часть 2).
Лечащий врач, рекомендуя пациенту
лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт
лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента
о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата,
медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или
заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с
законодательством Российской Федерации (часть 4).
Лечащий врач устанавливает диагноз, который
является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с
использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании
(состоянии) пациента, в том числе явившемся причиной смерти пациента (часть 5).
Порядок назначения и
выписывания лекарственных препаратов утвержден постановлением Правительства
Российской Федерации от 20 декабря 2012 года №1175н (далее – Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка назначение и
выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером,
акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.
Пунктом 3 Порядка установлено, что назначение
и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по
международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии -
группировочному наименованию. В случае отсутствия международного
непатентованного наименования и группировочного наименования лекарственного
препарата, лекарственный препарат назначается и выписывается медицинским
работником по торговому наименованию.
При наличии медицинских показаний
(индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной
комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание
лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по
торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации
фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Пунктом 2.1 Порядка предоставления набора
социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29
декабря 2004 года № 328, предусмотрено, что за предоставлением необходимых
лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в
лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную
помощь.
При обращении гражданина в соответствующее
лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра
выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия
медицинского назначения в соответствии с
перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем
лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии
лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения
и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов,
утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России (п. 2.3).
Согласно п. 7 Правил отпуска лекарственных
препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических
лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными
предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность,
утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11
июля 2017 года №403н, лекарственные препараты отпускаются в количестве,
указанном в рецепте.
Установив, что несовершеннолетняя К*** Е.А.
по жизненным показаниям нуждается в постоянном приеме лекарственных препаратов ***
и *** последний из которых не включен в утвержденные и названные выше перечни,
и данными препаратами не обеспечивается, суд первой инстанции обоснованно,
следуя существующим порядкам, описанным выше, обязал лечебное учреждение
выписывать К*** Е.А. рецепты на указанные препараты, а Министерство –
соответственно обеспечивать
ребенка-инвалида лекарственными препаратами.
Тот факт, что
лекарственный препарат *** не включен в федеральный и территориальный перечень
жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского
применения на 2017 года, в данном случае не свидетельствует о невозможности
оформления на него рецепта и обеспечения данным препаратом ребенка-инвалида,
которому препарат показан комиссией врачей по жизненным показаниям.
При этом п. 6
Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов от 20 декабря 2012
года № 1175н содержит прямой запрет выписывать рецепты лишь на лекарственные
препараты: при отсутствии медицинских показаний; не зарегистрированные на
территории Российской Федерации; препараты, которые в соответствии с
инструкцией по медицинскому применению используются только в медицинских
организациях; на наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в
список II Перечня наркотических
средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в
Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 июня 1998 года №681, зарегистрированные в качестве
лекарственных препаратов для лечения наркомании.
Лекарственный
препарат *** на территории Российской Федерации зарегистрирован, и как следует
из материалов дела, с октября 2017 года Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области обеспечивает ребенка данным
препаратом.
Поскольку
лекарственный препарат *** назначен К*** Е.А. по жизненным показаниям комиссией
врачей, наличие у препарата возрастного ограничения в применении и ряда
противопоказаний, на что обращено внимание в жалобе, не опровергает выводы
суда.
Доводы, приведенные
в апелляционной жалобе Министерством здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является
правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Николаевского районного суда
Ульяновской области от 12
октября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи