Судебный акт
О назначении пособия по уходу за ребенком
Документ от 19.12.2017, опубликован на сайте 25.12.2017 под номером 70534, 2-я гражданская, о признании незаконным отказ в назнечении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, возложении обязанности назначить ежемесячное пособие по уходу за ребенком, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Токунов Д.В.                                                     Дело № 33-5231/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               19 декабря 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Алексеевой Натальи Сергеевны на решение Инзенского районного суда                      Ульяновской области от 6 октября 2017 года, по которому постановлено:

 

Административное исковое заявление Алексеевой Натальи Сергеевны к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району о признании незаконным отказа в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, возложении обязанности назначить ежемесячное пособие по уходу за ребенком оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Алексеевой Н.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Алексеева Н.С. обратилась в суд с иском к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району о признании незаконным отказа в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, возложении обязанности назначить ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В обоснование иска указала, что является матерью двоих несовершеннолетних детей: А*** А*** Е***, *** года рождения, А*** М*** Е***, *** года рождения. В августе 2017 года она обратилась в Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет - А*** М.Е. Решением Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району ей было отказано в назначении пособия, на основании предоставления неполного комплекта документов, а именно: в представленных документах отсутствовали сведения об отце ребенка, данные о трудоустройстве отца ребенка или сведения о том, что последний является лицом, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности. Считала отказ незаконным и необоснованным, поскольку отец ребенка материальной помощи на содержание сына не оказывает, с отцом ребенка она отношения не поддерживает, совместного хозяйства не ведет. Просила признать отказ Департамента Минздрава по Инзенскому району в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет незаконным, обязать ответчика назначить ей такое ежемесячное пособие на основании заявления от 2 августа 2017 года.

Суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Алексеева Е.С. и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Алексеева Н.С. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что её супруг и отец несовершеннолетнего ребенка – Алексеев Е.С. материальной помощи на содержание сына не оказывает, в трудовых отношениях никогда не состоял. В связи с этим она обращалась в Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району с просьбой направить запрос в органы социальной защиты по месту жительства супруга для получения сведений о назначении либо неназначении последнему пособия по уходу за ребенком до полутора лет, а также просила направить запрос в Пенсионный фонд для подтверждения её доводов о том, что Алексеев Е.С. не состоит в трудовых отношениях и не является застрахованным лицом. Обращает внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 год № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» орган, осуществляющий назначение и выплату государственных пособий, обязан направить запрос в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления и (или) подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации. Предоставление ряда документов является правом, а не обязанностью заявителя. Полагает, что не дав надлежащей оценки её доводам и, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции лишил её сына права на социальное обеспечение.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьего лица Алексеева Е.С., извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Алексеева Н.С. является матерью несовершеннолетних А*** А.Е., *** года рождения, и А*** М.Е., *** года рождения.

02 августа 2017 года Алексеева Н.С. обратилась в Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком – А*** М.Е., *** года рождения, до достижения им возраста полутора лет.

На момент такого обращения Алексеева Н.С. состояла в зарегистрированном браке с Алексеевым Е.С.

К заявлению от 02 августа 2017 года Алексеева Н.С. приложила копии следующих документов: паспорта; свидетельства о рождении ребенка, трудовой книжки, свидетельства о заключении брака, паспорта отца ребенка, справки *** районного отдела судебных приставов УФССП России по *** области в отношении супруга – Алексеева Е.С. (отца ребенка).

Письмом от 03 августа 2017 года Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району Алексеева Н.С. была поставлена в известность об отказе в предоставлении ей государственной услуги по назначению и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет ввиду предоставления неполного пакета документов, а именно: непредоставления сведений об отце ребенка, а также данных о том, что он трудоустроен, или является лицом, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.

Полагая, что ответчик незаконно отказал в назначении пособия по уходу за ребенком по мотиву непредоставления ею необходимых документов и, не запросив их в порядке межведомственного взаимодействия в соответствующем государственном органе, нарушил гарантированное государством право на социальное обеспечение, Алексеева Н.С. обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении требований Алексеевой Н.С., суд первой инстанции согласился с позицией ответчика о невозможности принятия решения о назначении истцу спорного пособия по уходу за ребенком ввиду предоставления ею неполного пакета требуемых документов и указал на отсутствие у ответчика обязанности по запросу недостающих документов, поскольку данный вопрос также являлся предметом спора.

С выводами суда об отсутствии у ответчика обязанности по запросу документов, отсутствующих у истца и необходимых для рассмотрения вопроса о назначении Алексеевой Н.С. пособия по уходу за ребенком, судебная коллегия согласиться не может, так как они противоречат нормам действующего законодательства.

Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81-ФЗ) установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

Статья 3 Федерального закона № 81-ФЗ к числу государственных пособий гражданам, имеющим детей, относит ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Названная норма Федерального закона № 81-ФЗ определяет, что порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в части, не определенной данным Федеральным законом.

Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.

Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия,  регулирует Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об  организации предоставления государственных и муниципальных услуг»  (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).

Статья 7 Федерального закона № 210-ФЗ называет требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ закреплено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 1012н (далее – Порядок).

В соответствии с данным Порядком гражданам, имеющим детей, назначается и выплачивается в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком (п.п. «д» п. 2).

Лица, имеющие право на получение пособий, их законные представители или доверенные лица в целях получения пособий обращаются в организации, назначающие указанные пособия, с заявлением и документами, предусмотренными Порядком, необходимыми для получения пособий (п. 5 Порядка).

В соответствии с п.п. «д» п. 39 Порядка право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях).

Согласно п.п. «в» п. 45 Порядка ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается лицам, указанным в подпунктах «д» - «ж» пункта 39 Порядка, - в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Пункт 54 Порядка устанавливает перечень документов, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком, и называет в числе таковых справку с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия, а в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит) либо обучается по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, - справку из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей в соответствующих случаях), а также для лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком вместо матери (отца, обоих родителей) ребенка (п.п. «ж»).

Из приведенных выше положений законодательства следует, что на органы, предоставляющие государственные услуги, возложена обязанность по истребованию в порядке межведомственного взаимодействия необходимых для оказания услуги документов и сведений, если таковые находятся в распоряжении иного государственного или муниципального органа, также оказывающего государственные услуги.

Как было указано выше, обращаясь к ответчику с заявлением о назначении пособия по уходу за ребенком, Алексеева Н.С. представила ответчику сведения об отце ребенка – копию паспорта супруга Алексеева Е.С. и справку службы судебных приставов о том, что последний уклоняется от уплаты алиментов.

Таким образом, располагая сведениями об отце ребенка, по вопросу назначения пособия по уходу за которым Алексеева Н.С. обращалась к ответчику, Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району имел возможность в порядке межведомственного взаимодействия запросить из органов социальной защиты населения по месту жительства отца ребенка сведения о получении (неполучении) им ежемесячного пособия по уходу за ребенком, так как данные сведения не относятся к числу сведений, указанных в ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ, передача которых невозможна в порядке межведомственного взаимодействия.

Ссылаясь на невозможность запроса сведений из органов социальной защиты населения по месту жительства отца ребенка в отсутствие документа, подтверждающего, что отец ребенка действительно нигде не работает, ответчик не указывает, какой орган уполномочен выдать такой документ.

Вместе с тем представленная истцом справка из службы судебных приставов свидетельствует о том, что исполнительный лист находится на исполнении в *** районном отделе судебных приставов УФССП России по *** области, а не по месту работы должника.

При таких обстоятельствах у Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району отсутствовали основания для отказа в рассмотрении заявления Алексеевой Н.С. о назначении пособия по уходу за ребенком по причине непредоставления Алексеевой Н.С. полного пакета документов, необходимых для разрешения данного вопроса.

С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, а исковые требования Алексеевой Н.С. к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району – частичному удовлетворению; на Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району следует возложить обязанность рассмотреть заявление Алексеевой Н.С. от 02 августа 2017 года о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком – А*** М*** Е***, *** года рождения, до достижения им возраста полутора лет, по существу.

В удовлетворении исковых требований Алексеевой Н.С. о возложении на Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району обязанности назначить ежемесячное пособие по уходу за ребенком – А*** М*** Е***, *** года рождения, до достижения им возраста полутора лет, следует отказать, поскольку они заявлены преждевременно, так как до получения ответчиком сведений о получении (неполучении) отцом ребенка пособия по уходу за ребенком до достижения последним возраста полутора лет, разрешение вопроса о назначении Алексеевой Н.С. интересующего ее пособия невозможно.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области                                               от 6 октября 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Алексеевой Натальи Сергеевны к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району удовлетворить частично.

Обязать Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району рассмотреть заявление Алексеевой Натальи Сергеевны от 02 августа 2017 года о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком – А*** М*** Е***, *** года, до достижения им возраста полутора лет, по существу.

В удовлетворении исковых требований Алексеевой Натальи Сергеевны о возложении на Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Инзенскому району обязанности назначить ежемесячное пособие по уходу за ребенком – А*** М*** Е***, *** года рождения, до достижения им возраста полутора лет, отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи