Судебный акт
Ремонт дорог
Документ от 05.12.2017, опубликован на сайте 14.12.2017 под номером 70266, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                              Дело № 33а-5009/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               05 декабря 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновск на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 августа 2017 года, по которому постановлено:

 

административный иск прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образовании «город Ульяновск», выраженное в неисполнении обязанностей по содержанию внутриквартальных проездов вдоль домов №№ ***, ***, ***, *** по проспекту С*** в Заволжском районе г.Ульяновска, (исключая земельные участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами №*** с кадастровым номером ***, №*** с кадастровым номером ***, №*** с кадастровым номером ***, № *** с кадастровым номером ***), в части устранения в пределах проезжей части посторонних предметов, не имеющих отношение к его обустройству, а также многочисленных ям, трещин и просадок, затрудняющих движение транспортных средств и расположенных: между домом №*** и домом №*** по пр.С*** г.Ульяновска, между домом №*** и домом №*** по пр.С*** г.Ульяновска, между домом № *** и домом № *** по пр.С*** г.Ульяновска и примыкающей с торца дома №*** автомобильной четырехполосной дороге проспекта С*** г.Ульяновска, между домом № *** и домом № *** по пр. С*** г. Ульяновска и примыкающей с торца дома № *** к автомобильной четырехполосной дороге проспекта С*** г. Ульяновска.

Обязать муниципальное образование «город Ульяновск» произвести ремонт проезжей части внутриквартальных проездов, вдоль домов №№***, ***, ***, *** по проспекту С*** в Заволжском районе г.Ульяновска, (исключая земельные участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами №*** с кадастровым номером ***, №*** с кадастровым номером ***, №*** с кадастровым номером ***, №*** с кадастровым номером ***), в части устранения в пределах проезжей части посторонних предметов, не имеющих отношение к его обустройству, а также многочисленных ям, трещин и просадок, затрудняющих движение транспортных средств и расположенных: между домом №*** и домом №*** по пр.С*** г.Ульяновска, между домом №*** и домом №*** по пр.С*** г.Ульяновска, между домом № *** и домом № *** по пр.С*** г.Ульяновска и примыкающей с торца дома №*** автомобильной четырехполосной дороге проспекта С*** г.Ульяновска, между домом № *** и домом № *** по пр. С*** г. Ульяновска и примыкающей с торца дома № *** к автомобильной  четырехполосной дороге проспекта С*** г. Ульяновска.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора      Данилова Е.В., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района города Ульяновск обратился в суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности произвести ремонт проезжей части автодороги.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы организации благоустройства и дорожного движения на территории  Заволжского района г.Ульяновска, выявлены нарушения требования ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы, а именно: на внутриквартальном проезде, проходящим вдоль домов №№ ***, ***, ***, *** по проспекту С*** в Заволжском районе г. Ульяновска имеется смешанный тип дорожного покрытия, наличие в пределах проезжей части посторонних предметов, не имеющих отношение к его обустройству, а также многочисленных ям, трещин и просадок, затрудняющих движение транспортных средств, в том числе по размерам, превышающим допустимые требования ГОСТ. Ненадлежащее состояние дорог создает угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами, поскольку может привести к дорожно-транспортным происшествиям.

В связи с этим прокурор просил: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении обязанностей по содержанию внутриквартальных проездов вдоль домов №№    ***, ***, ***, *** по проспекту С*** в Заволжском районе г.Ульяновска, (исключая земельные участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами №*** с кадастровым номером ***46, №*** с кадастровым номером ***, №*** с кадастровым номером ***, № *** с кадастровым номером ***), в части неустранения в пределах проезжей части посторонних предметов, не имеющих отношение к его обустройству, а также многочисленных ям, трещин и просадок, затрудняющих движение транспортных средств и расположенных: между домом №*** и домом №*** по пр.С*** г.Ульяновска, между домом №*** и домом №*** по пр.С*** г.Ульяновска, между домом № *** и домом № *** по пр.С*** г.Ульяновска и примыкающей с торца дома №*** автомобильной четырехполосной дороге проспекта С*** г.Ульяновска, между домом № *** и домом № *** по пр. С*** г. Ульяновска и примыкающей с торца дома № *** к автомобильной  четырехполосной дороге проспекта С*** г. Ульяновска;  обязать муниципальное образование «город Ульяновск» произвести ремонт проезжей части внутриквартальных проездов, вдоль домов №№***, ***, ***, *** по проспекту С*** в Заволжском районе г.Ульяновска, (исключая земельные участки, расположенные под многоквартирными жилыми домами №*** с кадастровым номером ***, №*** с кадастровым номером ***, *** с кадастровым номером ***, №*** с кадастровым номером ***), в части устранения в пределах проезжей части посторонних предметов, не имеющих отношение к его обустройству, а также многочисленных ям, трещин и просадок, затрудняющих движение транспортных средств и расположенных: между домом №*** и домом №*** по пр.С*** г.Ульяновска, между домом №*** и домом №*** по пр.С*** г.Ульяновска, между домом № *** и домом № *** по пр.С*** г.Ульяновска и примыкающей с торца дома №*** автомобильной четырехполосной дороге проспекта С*** г.Ульяновска, между домом № *** и домом № *** по пр. С*** г. Ульяновска и примыкающей с торца дома № *** к автомобильной  четырехполосной дороге проспекта С*** г. Ульяновска

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, УМВД России по городу Ульяновску.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением, просит его отменить.  В обоснование жалобы указывает, что дорожную деятельность в МО «город Ульяновск» осуществляет отраслевой (функциональный) орган администрации города Ульяновска - Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.

На основании распоряжения Управления дорожного хозяйства и транспорта  администрации г.Ульяновска от 30.12.2016 № 40 МБУ «Дорремстрой» было выдано муниципальное задание на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствии с которым на данное учреждение возложена обязанность по организации содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений в их составе в МО «г.Ульяновск».

Заявленные в иске участки дорог не являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения. Данные участки дорог проходят по земельным участкам под многоквартирными жилыми домами по пр. С***, ***, ***, *** и ***. В соответствии со ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» с момента формирования земельного участка, проведения его государственного кадастрового учета, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В силу ст. 36 ЖК РФ, а также п. 8.2 Правил благоустройства территории МО «Город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации г.Ульяновска от 01.06.2017 № 1406, организация работ по содержанию и благоустройству дворовых, придомовых территорий многоквартирных домов производится собственниками помещений в многоквартирных домах, либо лицами, осуществляющими по договору  управление многоквартирными домами.   

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Заволжского района г. Ульяновска Коломиец В.О. не соглашается с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.

В судебное заседание не явились представители Администрации г.Ульяновска, Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, УГИБДД УМВД России по Ульяновской области. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 12 статьи 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу пункта 6 указанной статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

В силу приведенных выше требований пункта 13 Основных положений обязанность по содержанию дорог и дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил возложена на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и в силу статьи 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск» к вопросам местного значения городского округа относится  дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования, предъявляемые к автомобильным дорогам, определены в «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденном  Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221). В п. 3.1.2 указанного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Помощником прокурора Заволжского района г. Ульяновска совместно с государственным инспектором дорожного надзора ГИБДД УМВД России по г. Ульяновску 13 июля 2017 г. была проведена проверка эксплуатационного состояния проездов к домам ***, ***, ***, *** по проспекту С*** Заволжского района г. Ульяновска. В результате  проверки установлено: дороги, ведущие к домам № ***, № ***, № ***, № *** по проспекту С*** Заволжского района города Ульяновска, служат для подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям. Покрытие проезжей части подъездных дорог к вышеуказанным домам имеет повреждения в виде многочисленных выбоин, затрудняющие движение транспортных средств.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию г.Ульяновска, как собственника автомобильных дорог  местного значения в границах городского округа, обязанность по приведению указанных дорог в надлежащее состояние, отвечающее требованиям «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Довод апелляционной жалобы о том, что указанные автомобильные проезды не является автомобильными дорогами, а входят в границы придомовых территорий многоквартирных домов по пр-ту С***, ***, ***, *** и ***, является несостоятельным.

По сведениям публичной кадастровой карты г.Ульяновска земельные участки под указанными многоквартирными домами сформированы и поставлены на кадастровый учет. Вместе с тем подъездные пути к указанным домам, а также между домами не входят в границы земельных участков под многоквартирными домами. Суд признал незаконным бездействие администрации г.Ульяновска в части ненадлежащего содержания автомобильных дорог, а также возложил обязанность по приведению дорог в надлежащее состояние, только в отношении участков дорог, не входящих в границы земельных участков, расположенных под многоквартирными жилыми домами №*** с кадастровым номером ***, №*** с кадастровым номером ***, №*** с кадастровым номером ***, № *** с кадастровым номером ***.    

Учитывая, что принятое по делу решение соответствует положениям действующего законодательства, оснований для его отмены не имеется.

 

Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 августа 2017 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновск – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: