УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Судья Челбаева Е.С.
Дело № 33а-5030/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.
Ульяновск
05 декабря
2017 года
Судебная
коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Трифоновой Т.П.,
судей Смирновой
Ю.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре Бешановой Э.Е.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам общества с ограниченной
ответственностью «Фаворит», общества с
ограниченной ответственностью «Благо» на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 19 сентября 2017 года,
с учетом определения того же суда об исправлении описки от 06 октября 2017
года, по которому постановлено:
административное
исковое заявление Министерства сельского, лесного хозяйства и природных
ресурсов Ульяновской области удовлетворить частично.
Обязать
общество с ограниченной ответственностью «Фаворит», общество с ограниченной
ответственностью «Благо» ликвидировать несанкционированную свалку,
расположенную на земельном участке с кадастровым номером *** в районе д.
Екатериновка Барышского района Ульяновской области, в 1 километре на юго-запад
по полевой дороге, ведущей в старый щебенчатый карьер.
В иске к
акционерному обществу «Ульяновская сетевая компания» Министерству сельского,
лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области отказать.
Взыскать с
общества с ограниченной ответственностью «Фаворит» государственную пошлину в
доход местного бюджета 150 руб.
Взыскать с
общества с ограниченной ответственностью «Благо» государственную пошлину в
доход местного бюджета 150 руб.
Заслушав доклад
судьи Смирновой Ю.В., пояснения
представителя ООО
«Фаворит» - Ильичевой Н.С., подержавшей
доводы апелляционной жалобы, представителя ООО «Благо» - Булыгина А.А.,
поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации МО «Барышский район»
Ульяновской области – Чумаченко Д.В., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Министерство сельского, лесного хозяйства и природных
ресурсов Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к
обществу с ограниченной ответственностью «Фаворит» о возложении обязанности
ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в районе с.Екатериновка,
Барышского района Ульяновской области в 1500 метрах на юго-запад по полевой дороге, ведущей в старый щебенчатый карьер, и
произвести рекультивацию загрязненной территории.
В
обоснование иска указало, что согласно акту рейдового задания
от 15 мая 2017 года на земельном участке с кадастровым номером *** обнаружена
свалка твердых коммунальных отходов на
открытом грунте площадью около 7000 кв.
м с объемом более 1000 куб.м.
Согласно
объяснениям, данным директором ООО «Фаворит», чьи машины с отходами были
обнаружены на месте свалки, разрешение на вывоз отходов на данный участок было
дано Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО
«Барышский район» Ульяновской области.
Земельный
участок статуса полигона твердых коммунальных отходов не имеет, в реестр
объектов размещения отходов не включен.
Данный
земельный участок был передан в аренду ООО «Сим-Карс» под размещение полигона
твердых бытовых отходов, но сведения о том, что последний имеет проект
строительства полигона с положительным заключением экологической экспертизы,
отсутствуют.
Просил
возложить на ООО «Фаворит» обязанность ликвидировать несанкционированную свалку
и произвести рекультивацию загрязненной
территории.
Судом к участию
в деле в качестве административных соответчиков привлечены ООО «Благо» и АО
«Ульяновская сетевая компания».
Определением от 19 сентября 2017 года прекращено производство по делу в части возложения обязанности произвести
рекультивацию загрязненной территории в связи с отказом административного истца
от административного иска.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной
жалобе ООО «Фаворит» просит решение суда отменить и направить дело на новое
рассмотрение. В жалобе указывает, что
ООО «Фаворит» действительно вывозило твердые бытовые отходы на земельный
участок по просьбе и с письменного
разрешения администрации МО «Барышский район».
Администрация заключила договор аренды земельного участка с ООО «Сим-Карс» под размещение полигона
твердых бытовых отходов. В обязанности администрации и ООО «Сим-Карс» входило
оборудование данного полигона.
В апелляционной
жалобе ООО «Благо» просит решение суда отменить и
направить дело на новое рассмотрение. Считает, что решение принято с нарушением норм материального
и процессуального права. В основу решения суд положил показания свидетелей М***
А.Н. и А*** П.А., которые на фотографиях
опознали автомобиль марки «Камаз»,
осуществлявший выгрузку мусора в
месте несанкционированной свалки в районе д.Екатериновка. К показаниям
данных свидетелей суду следовало
отнестись критически, поскольку они являются действующими сотрудниками ООО «Фаворит»,
находятся в материальной зависимости от руководства. Также фотографии,
представленные со стороны ответчика, сделаны не на месте несанкционированной
свалки, а на городской свалке в г.Барыше, на фотографиях отсутствуют какие-либо
опознавательные знаки автомобиля.
ООО «Благо» не занимается размещением отходов, оно их только собирает и
передает ООО «Гео-Сервис», которое занимается приемом
и захоронением твердых коммунальных отходов.
ООО «Благо»
было привлечено к участию в деле по ходатайству ответчика, что является недопустимым. Каких-либо исковых
требований истец к обществу не
предъявлял.
В возражениях
на апелляционную жалобу АО «УСК» просит
решение суда в части отказа
Министерству в удовлетворении требований к АО «УСК» оставить без
изменения.
В заседание
суда апелляционной инстанции
представители Министерства
сельского, лесного хозяйства и
природных ресурсов Ульяновской
области, ООО «Сим-Карс»,
АО «УСК» не явились. О месте и времени
рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная
коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на них, судебная коллегия
приходит к следующему.
Право граждан
на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия,
вызванного хозяйственной и иной деятельностью, закреплено
в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В ходе
рассмотрения дела установлено, что в Барышском районе
Ульяновской области в районе с.Екатериновка, в 1000 м на юго-запад по полевой
дороге, ведущей в старый щебенчатый карьер, расположена
несанкционированная свалка твердых
коммунальных отходов площадью 7000 кв.м
с объемом более 1000 куб.м.
Земельный
участок, с кадастровым номером ***, на
котором расположена несанкционированная свалка, имеет вид разрешенного
использования: под размещение полигона твердых бытовых отходов.
На основании
постановления администрации МО «Барышский район» № 1876-А от 05.12.2013 и договора аренды земельного участка № 118 от
13.12.2013 указанный земельный участок
передан Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям
МО «Барышский район» в аренду ООО «Сим-Карс» на срок до 01.12.2062.
Сведения о создании на указанном земельном
участке объекта размещения отходов и внесение такого объекта в государственный
реестр объектов размещения отходов в порядке, определенном уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти,
суду не представлены. Соответственно, основания для кого-либо использования
указанного земельного участка в целях размещения, захоронения, складирования
или временного хранения отходов производства и потребления в настоящее время отсутствуют.
В силу ч. 7 ст. 12
Федерального закона от 24.06.1998 №
89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный
реестр объектов размещения отходов запрещается.
Между тем, возлагая
обязанность по ликвидации
несанкционированной свалки на ООО
«Благо», ООО «Фаворит», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установлен факт размещения ООО «Фаворит» и
ООО «Благо» на земельном участке
отходов производства и потребления при отсутствии законных на то оснований.
Данный вывод суда первой инстанции нельзя
признать обоснованным, он противоречит положениям действующего законодательства.
Частью 1 статьи
22 Федерального закона от 30.03.1999 №
52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что
отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению,
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и
способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания
и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 13
Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат
регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и
иными требованиями.
Организация
деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных
отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии
с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 ст. 8
указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов
местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами
относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному
сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению
твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы
местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области
обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в
организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и
транспортированию твердых коммунальных отходов, на территориях сельских
поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а
также на межселенной территории.
Аналогичные
положения содержатся в ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об
охране окружающей среды».
Положения
данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет, в том
числе, круг полномочий органов местного самоуправления в РФ.
В соответствии
со ст. 14 указанного Федерального закона участие в организации деятельности по
сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на
территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления
соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются
вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно
п.1, 2 ст. 13 Земельного кодекса
Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков,
землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны
проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель о загрязнения отходами
производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не
являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные
участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны
наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других
природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при
использовании земельных участков требования градостроительных регламентов,
строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил,
нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение
земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42
Земельного кодекса Российской
Федерации).
Таким образом, из приведенных правовых норм
указанных Федеральных законов, следует, что организация сбора, вывоза,
утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к вопросам
местного значения городского округа, именно на органы местного самоуправления
возложена обязанность участвовать в организации деятельности, связанной с
ликвидацией коммунальных отходов на территории муниципального района.
ООО
«Фаворит» осуществляло деятельность
по вывозу твердых бытовых отходов на земельный участок с разрешения
Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям
МО «Барышский район», поэтому оснований для возложения на общество обязанности
по ликвидации данной свалки не имелось. Кроме того, общество вывозит мусор только с февраля 2017
года. Также в суде апелляционной
инстанции представитель ООО «Фаворит»
указал, что мусор на данный
земельный участок вывозят жители г.Барыша.
Оснований для
привлечения судом по своей инициативе
ООО «Благо» к участию в деле в
качестве соответчика применительно к ч.5 ст. 41 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в данном случае не
имелось, так как в связи с характером
правоотношений рассмотрение дела без участия данной организации было возможным.
При этом истец, которому принадлежит право
выбора ответчика, в ходе рассмотрения дела
не предъявлял к ООО «Благо» соответствующих требований, а суд не вправе
был самостоятельно разрешить данный вопрос.
В связи с указанным решение суда в части удовлетворения исковых требований к ООО
«Благо» и ООО «Фаворит» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, взыскании судебных расходов подлежит отмене, с принятием в данной части нового решения об отказе в
иске.
Руководствуясь
ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
решение
Барышского городского суда Ульяновской области от 19 сентября 2017 года, с учетом определения того же суда об
исправлении описки от 06 октября 2017
года в части удовлетворения
исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Благо», обществу
с ограниченной ответственностью «Фаворит» об обязании ликвидировать
несанкционированную свалку, взыскании
судебных расходов отменить.
Принять в
данной части новое решение, которым
в удовлетворении административного искового заявления Министерства сельского, лесного
хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области к обществу с ограниченной
ответственностью «Фаворит», обществу с ограниченной ответственностью «Благо»
об обязании ликвидировать
несанкционированную свалку, взыскании судебных расходов отказать.
В остальной части решение
оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи