Судебный акт
Об обеспечении лекарственными препаратами
Документ от 28.11.2017, опубликован на сайте 18.12.2017 под номером 70200, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ибрагимова Е.А.                                                    Дело № 33-4871/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     28 ноября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 августа 2017 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выраженное в необеспечении Иваненко Николая Михайловича лекарственным препаратом *** 0,25 мкг № 60 по рецепту от 13.01.2017г. серии *** № ***.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Иваненко Николая Михайловича лекарственным препаратом *** 0,25 мкг № 60 в соответствии с рецептом от 13.01.2017г. серии *** № ***.

В удовлетворении исковых требований в остальной части и в исковых требованиях к Государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 4» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Иваненко Н.М., возражавшего против доводов жалобы, мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска обратился в суд в интересах Иваненко Н.М. с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 4» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование исковых требований указал, что Иваненко Н.М. является инвалидом *** группы, наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом «***». Согласно назначениям врачей истец нуждается в обеспечении следующими лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения: ***. Однако с января 2017 года ежемесячные рецепты на указанные препараты и изделия истцу лечащим врачом в соответствии с нуждаемостью не выписывались. Так, на *** в апреле 2017 года рецепт выписан не был, выписанный 13.01.2017 рецепт аптечным учреждением обслужен не был. На *** рецепты не выписывались в феврале, апреле, мае, июне текущего года. На *** рецепт не выписывался в феврале 2017 года. Несмотря на назначения врачей, на *** и *** бесплатные рецепт выписаны не были.

Просит признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Городская поликлиника № 4», выразившееся в необеспечении Иваненко Н.М. бесплатно лекарственными препаратами: ***: обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Городская поликлиника № 4» бесплатно обеспечить Иваненко Н.М. за период с января по июль 2017 года лекарственными препаратами: *** дозировкой 0,25 мкг, № 120, *** дозировкой 200 мг, № 180, *** дозировкой по 1 таб. 3 раза в сутки 10 дней в месяц, *** дозировкой 5 мг, № 100, *** дозировкой 20 мг, № 120; изделиями медицинского назначения: *** 0,30 мм х 8 мм № 700, ***, в соответствии с назначениями врачей: обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области бесплатно обеспечивать Иваненко Н.М. лекарственными препаратами: ***; изделиями медицинского назначения: ***, в соответствии с назначениями врачей, решение обратить к немедленному исполнению.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение.

Указывает, что Министерство не бездействовало по обеспечению Иваненко Н.М. лекарственным препаратом «***», так как Министерством заключён соответствующий государственный контракт №0168200002416007724-0029238-02 от 27.12.2016 об оказании услуги по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области.

Полагает, что необеспечение Иваненко Н.М. лекарственным препаратом «***» по рецепту от 13.01.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта.

Также указывает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

В возражении на жалобу прокурор Засвияжского района г.Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.

Представители ответчиков, третьих лиц, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Иваненко Н.М., *** года рождения, является инвалидом *** группы, имеет заболевание ***, состоит на учете в ГУЗ «Городская поликлиника № 4».

13.01.2017 Иваненко Н.М. был выписан рецепт серии *** № *** на лекарственный препарат *** 1 упаковка (0,25 мкг № 60).

Указанным лекарственным препаратом Иваненко Н.М. не был обеспечен в связи с отсутствием в аптеке.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

На основании п.1.2. Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года № 11/204-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по всем правам и обязательствам в пределах установленных полномочий.

В силу п.п.3 п.2.1.2 вышеуказанного Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года №2724-р, лекарственный препарат «***» внесен в указанный перечень, следовательно, Иваненко Н.М. на основании ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие лекарственных препаратов в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Доводы жалобы ответчика о том, что в настоящее время Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Иваненко Н.М. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственным препаратом по рецепту, срок действия которого истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований сторонами не оспаривается.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: