Судебный акт
Ликвидация несанкционированной свалки
Документ от 28.11.2017, опубликован на сайте 01.12.2017 под номером 70085, 2-я гражданская, О возложении обязанности ликвидироватьь несанкц. свалку, расположенную в г. Барыш по ул. Советская между домами 208-210 напротив Свято Троицкого храма и произвести рекультивацию загрязненной территории, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Челбаева Е.С.                                                            Дело № 33а-4932/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           28 ноября 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Барышский район» на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 07 сентября 2017 года, по которому постановлено:

 

Обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в г. Барыш, по ул. Советская между домами 208 и 210 напротив Свято-Троицкого храма площадью около 300 кв.м. с объемом более 40 куб.м.

В остальной части в удовлетворении административного иска Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя администрации МО «Барышский район» Чумаченко Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Барышский район» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в г.Барыше по ул. Советской, между домами 208 и 210, напротив Свято-Троицкого храма, и произвести рекультивацию загрязненной территории.

Исковые требования мотивированы тем, что указанная свалка твердых коммунальных отходов (строительные отходы, отработанные шины, утеплитель, срезки веток, картонные коробки, старые доски, битое стекло, старая мебель, пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые отходы) площадью около 300 кв.м с объемом более 40 куб.м, была обнаружена в рамках рейдового задания, о чем составлен акт от 10.05.2017. 

18.03.2017 Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области направило обращение в администрацию МО «Барышский район» о принятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, поскольку данная свалка находится на территории МО «Барышский район». До настоящего времени свалка не ликвидирована.

В связи с  этим Министерство просило возложить на администрацию муниципального образования «Барышский район» обязанность ликвидировать указанную несанкционированную свалку и произвести рекультивацию загрязненной территории.

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Барышский район» просит отменить решение суда ввиду нарушения норм действующего законодательства при его принятии.

Указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов относится к полномочиям субъектов РФ.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения муниципального района относится лишь участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Аналогичные положения содержатся в ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Перераспределение полномочий между органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления, в том числе финансирование переданных полномочий, законами Ульяновской области не предусмотрено. 

Администрация МО «Барышский район», исполняя требования федерального законодательства по участию в организации сбора, хранения, транспортировке ТБО, полностью выполнила свои обязательства: организовала процесс сбора и вывоза ТБО с территории поселений,  разработала соответствующие нормативные правовые акты, подготовила инвестиционную площадку с целью строительства предприятия глубокой автоматической сортировки ТБО с межмуниципальным полигоном.

Указывает на то, что при рассмотрении дела судом не принята во внимание позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в постановлениях от 26 апреля 2016 № 13-П и от 13 октября 2015 г. № 26-П.

Судом не учтено, что факт исполнения  администрацией «МО Барышский район» своих обязанностей в области обращения с отходами подтвержден постановлением Верховного Суда РФ от 23 ноября 2015 года № 80-АД15-2.

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не имеет полномочий на обращение с иском к ненадлежащему ответчику.

Рейдовое мероприятие не является основанием для применения санкции (позиция Верховного Суда РФ от 16 мая 2016 года № 303-КН16-5382), поскольку предписание об устранении выявленных в ходе государственного экологического надзора нарушений может быть выдано только по результатам проверки, проведенной в рамках Федерального закона № 294-ФЗ. Вместе с тем проверка администрации в определенном вышеуказанным законом порядке не назначалась.

В соответствии с действующим законодательством с 01.01.2016 осуществление полномочий в области обращения с отходами (сбор, вывоз и транспортировка) отнесено к компетенции субъекта РФ. Органы местного самоуправления осуществляют лишь участие.

В судебное заседание не явился представитель Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. О дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной  и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».   

При рассмотрения дела установлено, что 10 мая 2017 года в ходе проведения государственным инспектором Ульяновской области в области охраны окружающей среды Ховриным В.В. рейдового задания Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области было установлено, что на территории, расположенной в г. Барыше, между домами № 208 и 210 по ул. Советской, напротив Свято-Троицкого храма выявлена свалка твердых коммунальных отходов (строительные отходы, отработанные шины, утеплитель, срезки веток, картонные коробки, старые доски, битое стекло, старая мебель, пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые отходы) площадью около 300 кв.м с объемом более 40 куб.м.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что  отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей п. 2 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Аналогичные положения содержатся в ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет, в том числе, круг полномочий  органов местного самоуправления в РФ.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

С учетом вышеприведенных положений законодательства суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о возложении обязанности по ликвидации указанной свалки на администрацию МО «Барышский район», поскольку несанкционированная свалка расположена на территории указанного района. 

Доводы апелляционной жалобы администрации МО «Барышский район» о том, что администрация МО «Барышский район» является ненадлежащим ответчиком по делу, ликвидация несанкционированной свалки относится к полномочиям субъекта РФ, в силу вышеприведенных положений законодательства являются несостоятельными.

Вопреки доводам апелляционной жалобы Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области вправе было обратиться в суд с требованием о возложении на администрацию МО «Барышский район» обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.  В соответствии с п.1.1 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий, в том числе и по выявлению  и пресечению нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Довод апелляционной жалобы о том, что рейдовое мероприятие не является основанием для применения санкции, поскольку предписание об устранении выявленных в ходе государственного экологического надзора нарушений может быть выдано только по результатам проверки, проведенной в рамках Федерального закона № 294-ФЗ, является несостоятельным. В данном случае речь не  идет о применении к административному ответчику каких-либо санкций, об исполнении требований предписания. Никаких предписаний в адрес административного ответчика истцом не выносилось. 

Ссылка на Постановления Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2016 №13-П и от 13 октября 2015 г. № 26-П является несостоятельной, поскольку в указанных Постановлениях речь идет о возложении на органы местного самоуправления городских округов обязанности по ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 07 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: