Судебный акт
О постановке на учет объектов культурного наследия
Документ от 21.11.2017, опубликован на сайте 29.11.2017 под номером 70041, 2-я гражданская, о возложении обязанности принять установленные законодательством РФ меры к постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Гельвер Е.В.                                                              Дело № 33а-4711/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             21 ноября 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Ларионовой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 07 сентября 2017 года, которым постановлено:

 

Административное исковое заявление Правительства Ульяновской области – Управления по охране объектов культурного наследия администрации  Губернатора Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области принять установленные законодательством РФ меры к постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения:  «Покровская церковь», расположенную в с. Аристовка Инзенского района Ульяновской области; «Церковь», расположенную в с. Городище Инзенского района Ульяновской области; «Церковь Рождественская», расположенную в с. Неклюдово Инзенского района Ульяновской области; «Усадьбу с постройками и церковь», расположенную в с. Панциревка Инзенского района Ульяновской области; «Казанскую церковь», расположенную в                    с. Первомайское Инзенского района Ульяновской области; «Церковь», расположенную в с. Поддубное Инзенского района Ульяновской области; «Церковь Архангельская», расположенную в с. Сюксюм Инзенского района Ульяновской области; «Никольская церковь», расположенную в с. Чумакино Инзенского района Ульяновской области; «Церковь Казанская», расположенную в с. Вырыпаевка Инзенского района Ульяновской области, поставленные на государственную охрану.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области (далее -Управление) обратилось в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Инзенский  район» Ульяновской области о постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения. В обоснование требований указало, что согласно государственным спискам недвижимых памятников истории и культуры народов Российской Федерации на территории Инзенского района Ульяновской области находятся объекты культурного наследия регионального значения, поставленные на государственную охрану решением исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12.02.1990  № 79. В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют местные  администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы. В адрес администрации муниципального образования «Инзенский район» направлялось письмо о необходимости в срок до 01.09.2016 принять меры к постановке на учёт бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения, однако со стороны администрации муниципального образования необходимых мер предпринято не было.

Административный истец просил обязать администрацию муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учёт бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения: «Покровская церковь» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Аристовка, центр), «Церковь» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Городище, центр), «Церковь «Рождественская» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Неклюдово, центральная часть), «Усадьба с постройками и церковь» (Ульяновская область, Инзенский  район. с. Панциревка), «Казанская церковь» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Первомайское (Сурский Острог), сев.-зап. угол),  «Церковь» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Поддубное, центр (Старые Домоседки),  «Церковь» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Репьевка, центр),  «Церковь Архангельская» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Сюксюм, центр), «Церковь» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Чамзинка, центр), «Никольская церковь» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Чумакино, центр), «Церковь Казанская» (Ульяновская область, Инзенский район, Вырыпаевка), поставленные на государственную охрану решением исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12.02.1990 № 79.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Указывает, что административным истцом не представлено доказательств того, что церкви являются объектом культурного наследия муниципального уровня. Ссылка на то, что указанные объекты культурного наследия не имеют собственника, несостоятельна, поскольку установление статуса культурного объекта регионального значения автоматически устанавливает обязанность органа исполнительной власти Ульяновской области организовать весь спектр действий по оформлению права собственности на объекты. Статья 225 ГК РФ не предусматривает обязанность органа местного самоуправления обращаться с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости. Поскольку указанные объекты культурного наследия были созданы в период, когда все объекты находились в государственной собственности, то в случае не передачи объектов в собственность субъекта Российской Федерации, либо в муниципальную собственность, объекты находятся в федеральной собственности. Таким образом, объекты должны быть переданы в собственность Ульяновской области.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статьей 48 названного Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (часть 1).

Судом установлено, что решением исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12.02.1990  № 79  «Покровская церковь» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Аристовка центр), Церковь» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Городище, центр), Церковь «Рождественская» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Неклюдово, центральная часть), «Усадьба с постройками и церковь» (Ульяновская область, Инзенский  район. с. Панциревка), «Казанская церковь» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Первомайское (Сурский Острог), сев.-зап. угол),  Церковь» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Поддубное, центр (Старые Домосерки) ,  «Церковь» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Репьевка, центр),  «Церковь Архангельская» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Сюксюм, центр), «Церковь» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Чамзинка, центр),  «Никольская церковь» (Ульяновская область, Инзенский район, с. Чумакино, центр), «Церковь Казанская» (Ульяновская область, Инзенский район, Вырыпаевка) поставлены на государственную охрану.

Названные объекты культурного наследия не имеют собственника. По данным ЕГРП сведений о нахождении объектов в государственной собственности, в собственности Ульяновской области или муниципальной собственности, а также в собственности  граждан или юридических лиц не имеется.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения;


объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;


объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;


объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.


В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Данные положения закрепляют общий порядок постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Поскольку речь идет о постановке на учет в качестве бесхозяйных - объектов культурного наследия, решением данного вопроса должен заниматься орган местного самоуправления в соответствии с полномочиями, предоставленными ему федеральным законодательством.

При рассмотрении дела суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно п. 19.3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.

Поскольку вышеуказанные объекты культурного наследия расположены на территории муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что обязанность обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по вопросу постановки спорных объектов культурного наследия на учет как бесхозяйного имущества лежит именно на администрации указанного муниципального образования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные объекты культурного наследия в силу ранее действовавшего законодательства относятся к федеральной собственности и не являются бесхозяйными, несостоятельны, поскольку противоречат материалам дела и основаны на ошибочном толковании закона.

Оспариваемое решение является законным и обоснованным. Нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 07 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: