Судебный акт
Об оспаривании решения УМВД России по Ульяновской области об отказе в рассмотрении заявления о приеме в гражданство в упрощенном порядке
Документ от 21.11.2017, опубликован на сайте 01.12.2017 под номером 70016, 2-я гражданская, об установлении факта приобретения гражданства РФ, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Грачева Т.Л.                                                   Дело № 33а-4775/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                21 ноября 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей  Лифановой З.А. и Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управление  Министерства  внутренних дел России по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 августа
2017 года, по которому постановлено:

Административный иск Сеидовой Сураи Фарман кызы удовлетворить  частично.

Обязать Управление  Министерства  внутренних дел России по Ульяновской области рассмотреть заявление  Сеидовой Сураи Фарман кызы   о приобретении гражданства в упрощенном порядке без учета оснований отказа, указанного в письме от  30 июня 2017 № 30-46.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя УМВД России по Ульяновской области – Бердникова О.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Сеидовой С.Ф. и Искандарова С.И., полагавших решение законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сеидова С.Ф. кызы   обратилась в суд с  административным иском к Управлению  Министерства  внутренних дел России по Ульяновской области о признании  отказа  в приобретении гражданства в упрощенном порядке незаконным, возложении обязанности документировать паспортом гражданина Российской Федерации.

В обоснование исковых требований указала, что с 25.06.1991 состоит в браке с гражданином Российской Федерации Искандаровым С.И., который проживает постоянно по адресу: г.У***, б*** Ф***, ***. Паспорт гражданина Российской Федерации был выдан ему 16.05.2006 Управлением внутренних дел Заволжского района г.Ульяновска. В апреле 2013 года она  приехала в Российскую Федерацию на постоянное место жительства совместно с мужем, проживает по тому же адресу, по настоящее время и из Российской Федерации  не выезжала.

В браке родилось двое детей - И*** Л*** С***,
*** года рождения, И*** Л*** С***, *** года рождения, которые зарегистрированы и проживают по адресу: г.У***, б*** Ф***, ***,  являются гражданами Российской Федерации.

Управлением по миграции УМВД России по Ульяновской области ей было незаконно отказано в приобретении гражданства в упрощенном порядке (как лицу, состоящем в браке с гражданином РФ не менее  3 лет) на том основании, что у ее супруга  - Искандарова С. И. наличие гражданства Российской Федерации не подтверждено, хотя был предъявлен паспорт гражданина Российской Федерации на его имя и свидетельство о заключении брака.

Просила суд обязать Управление по вопросам миграции УМВД России по Ульяновской области выдать паспорт гражданина Российской Федерации.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен Искандаров С.И.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление  Министерства  внутренних дел России по Ульяновской области не соглашается с решением, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 128, п. 1          ч. 1 ст. 194 КАС РФ судом рассмотрены требования Сеидовой С.Ф. о признании за ней права на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, которые рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства не подлежат.

Суд не является компетентным органом, ведающим вопросами гражданства, и не может принимать решение о принадлежности Сеидовой С.Ф. к гражданству Российской Федерации и, соответственно, о возложении на УМВД России по Ульяновской области обязанности рассмотреть заявление о принятии в гражданство в упрощенном порядке. Ссылается на судебную практику Ульяновского областного суда, Верховного суда Республики Татарстан.

В нарушение п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ судом не выяснено соответствие принятого оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам. Суд сослался лишь на решение Заволжского районного суда от 06.04.2006, которым на УФМС России по Ульяновской области возложена обязанность выдать паспорт гражданина Российской Федерации Искандарову С.И., но данным решением Искандаров С.И. не признавался гражданином Российской Федерации.

Обращает внимание, что в ходе судебного заседания не дана правовая оценка проведению проверки в отношении Искандарова С.И. по вопросу отсутствия у него гражданства РФ. Кроме того, в мотивировочной части решения не указано, о признании какого конкретно решения УВМ УМВД России по Ульяновской области незаконным идет речь. В резолютивной части решения имеется ссылка на письмо от 30.06.2017  № 30-46, которое не является по существу актом, который бы повлек юридические последствия для административного истца. Ответ дан в связи с обращением Сеидовой С.Ф. и не противоречит законодательству, следовательно, не нарушает права заявителя.

При этом Сеидова С.Ф. не лишена права на обращение в уполномоченный орган, ведающий вопросами гражданства о получении гражданства по иным основаниям.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела усматривается, что Сеидова С.Ф. является гражданкой Р*** А***.

С 25.06.1991 Сеидова С.Ф. состоит в браке с гражданином Российской Федерации - Искандаровым С.И., который проживает постоянно по адресу: г.У***, б*** Ф***

Искандаров С.И документирован паспортом гражданина Российской Федерации 16.05.2006 на основании вступившего в законную силу решения Заволжского районного суда   г. Ульяновска от 06.04.2006.

В апреле 2013 года Сеидова С.Ф. приехала в Российскую Федерацию на постоянное место жительства совместно с супругом, с 22.05.2013 зарегистрирована и проживает по аналогичному с ним адресу, по настоящее время из Российской Федерации  не выезжала. Ей выдан вид на жительство в Российской Федерации от 30.04.2013 сроком до 03.03.2018.

От данного брака родилось двое детей - И*** Л*** С***, *** года рождения, И*** Л*** С***, *** года рождения, которые зарегистрированы и проживают по адресу: г.У***, б*** Ф******,  являются гражданами Российской Федерации.

09.11.2016 Сеидова С.Ф. обратилась  к административному  ответчику  по вопросу приобретения гражданства Российской  Федерации  в упрощенном  порядке в связи с  тем, что ее  супруг  является  гражданином РФ, она состоит с ним в зарегистрированном браке более 3-х лет.

Решением главного специалиста-эксперта отдела по вопросам гражданства УВМ УМВД России по Ульяновской области Рудаковой Е.Н., утвержденным врио начальника УМВД России по Ульяновкой области Артищевым С.М. 03.05.2017 было прекращено рассмотрение заявления Сеидовой С.Ф. о приобретении гражданства РФ в связи с отсутствием обстоятельств, с которыми законодательство связывает возможность приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

30.06.2017 УМВД России по Ульяновской области направило в адрес Сеидовой С.Ф. письмо за №30-46, в котором сообщило ей о результатах рассмотрения ее заявления от 09.11.2016 с указанием мотивов принятого решения, а именно: отсутствие обстоятельств, с которыми законодательство связывает возможность приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке .

Удовлетворяя административные исковые требования Сеидовой С.Ф., суд первой инстанции исходил из того, что Сеидова С.Ф. состоит в браке с гражданином Российской Федерации Искандаровым С.И. более трех лет, решение об аннулировании паспорта гражданина  Российской  Федерации у данного лица не принималось, следовательно, УМВД России по Ульяновской области обязаны рассмотреть по существу соответствующее заявление административного истца.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Так, в соответствии с п. «б» ч.2  ст.14 Федерального закона от 31.05.2002  № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет.

Согласно п. 37 Указа Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьями 16 и 20 Федерального закона оснований для отклонения заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган. В случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных пунктами «а» - «в» части первой статьи 16 и частью четвертой статьи 41.2 Федерального закона оснований для отказа в признании гражданином Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Решения об отклонении заявлений о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо об отказе в признании гражданином Российской Федерации или в выходе из гражданства Российской Федерации принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок.

Решения по вопросам гражданства Российской Федерации принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований: выдачи уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, приема в гражданство Российской Федерации, восстановления в гражданстве Российской Федерации или признания гражданином Российской Федерации; отклонения заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации или восстановлении в гражданстве Российской Федерации; отказа в признании гражданином Российской Федерации; разрешения выхода из гражданства Российской Федерации или отказа в выходе из гражданства Российской Федерации. Решения утверждаются (подписываются) руководителем полномочного органа либо лицом, исполняющим его обязанности.

Случаи отклонения заявлений о приеме в гражданство и восстановлении в гражданстве регламентированы в статье 16 Федерального Закона № 62-ФЗ.

Таким образом, после принятия документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства РФ по результатам проведенных проверок и согласований, и изучения обстоятельств, с которыми закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство РФ, возможно принятие решения либо о приеме в гражданство, либо, при наличии оснований, об отклонении заявления.

Возможности принятия решения о прекращении рассмотрения заявления, как это было сделано административным ответчиком (решением, утвержденным 03.05.2017), действующее законодательство не предусматривает.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства вручения Сеидовой С.Ф. копии решения от 03.05.2017, о прекращении рассмотрения ее заявления о принятии в гражданство в упрощенном порядке административный истец узнала лишь из письма от 30.06.2017 №30-46, то суд первой инстанции правомерно указал на незаконность мотивов, изложенных в данном письме.

В этой связи доводы апелляционной жалобы о том, что данное письмо носит информационный характер и правовых последствий для Сеидовой С.Ф. не влечет, судебной коллегией отклоняются.

Более того, фактически письмо от 30.06.2017 №30-46 дублирует содержание решения от 03.05.2017 о прекращении рассмотрения заявления Сеидовой С.Ф.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы своей компетенции, возложив на УМВД обязанность рассмотреть по существу заявление Сеидовой С.Ф., является несостоятельным, поскольку оспариваемое судебное решение не предрешает результатов рассмотрения заявления Сеидовой С.Ф. по существу и принятия по нему решения в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации и Федеральным Законом № 62-ФЗ с учетом результатов проведенных проверок.

В настоящее время при отсутствии решения об аннулировании паспорта гражданина  Российской  Федерации Искандарова С.И., оснований для отказа в принятии к рассмотрению заявления Сеидовой С.Ф. не имеется.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом нарушен процессуальный закон и дело рассмотрено в административном порядке, является несостоятельным, как основанный на неверном толковании закона.

Так, исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 КАС РФ, суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ).

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Поскольку Сеидова С.Ф. фактически оспаривала властное решение УМВД России по Ульяновской области, изложенное в письме от 30.06.2017 №30-46, то судом правильно выбран вид судопроизводства - административный.

Вопреки доводам жалобы о том, что гражданство РФ Искандарова С.И. не подтверждено, указанный гражданин документирован паспортом  гражданина Российской  Федерации на  основании решения суда от 06.04.2006, вступившего в законную силу. Данным решением было установлено, что Искандарову С.И. паспорт  гражданина РФ   первоначально - 08.12.2000  был выдан на законных основаниях. Доказательств иного суду не представлено.

В силу ст. 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» паспорт гражданина Российской Федерации является документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации.

При отсутствии доказательств иного Сеидова С.Ф. состоит в браке с гражданином Российской Федерации.

Учитывая изложенное, принятое по делу решение является законным и обоснованным, постановлено при полной и объективной оценке представленных доказательств, верном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия                                     

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управление  Министерства  внутренних дел России по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи