Судебный акт
О признании бездействия муниципалитета незаконным и возложении обязанности ликвидировать свалку
Документ от 21.11.2017, опубликован на сайте 01.12.2017 под номером 70009, 2-я гражданская, об обязании ликвидировать несанкционированные свалки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Глухов А.В.                                                   Дело № 33а-4715/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               21 ноября 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей  Лифановой З.А.  и Смирновой  Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 06 сентября 2017 года, по которому постановлено:

Административное исковое заявление прокурора Майнского района Ульяновской области  удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора на земельных участках, расположенных в 2 км к юго-востоку выше села Абрамовка в карьере площадью 3000 кв.м, в 300 м в юго-западном направлении от дома № 14 по           ул. Молодежная и в 550 м в восточном направлении от кладбища в траншее в            с. Репьёвка-Колхозная площадью 504 кв.м, около дома № 14 по ул. Северная за забором дома (со стороны ул. Рабочая) в р.п. Майна площадью 50 кв.м на территории Майнского района Ульяновской области.

Обязать администрацию муниципальное образование «Майнский район» Ульяновской области ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора  на земельных участках, расположенных в 2 км к юго-востоку выше села Абрамовка в карьере площадью 3000 кв.м, в 300 м в юго-западном направлении от дома № 14 по ул. Молодежная и в 550 м в восточном направлении от кладбища в траншее в с. Репьёвка-Колхозная площадью 504 кв.м., около дома № 14 по ул. Северная за забором дома (со стороны ул. Рабочая) в р.п. Майна площадью 50 кв.м на территории Майнского района Ульяновской области.

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя администрации МО «Майнский район» - Долбнина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Майнского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов и мусора на земельных участках, расположенных на территории Майнского района Ульяновской области, и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора на  указанных земельных участках.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на территории МО «Майнский район» Ульяновской области допускаются нарушения природоохранного законодательства в части организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, организации благоустройства территории поселения. На земельных участках, расположенных в 2 км к юго-востоку выше села  Абрамовка в карьере, в 3 км от села Репьёвка Колхозная в овраге, около дома № 14 по ул. Северная за забором дома (со стороны ул. Рабочая) в                    р.п. Майна на территории Майнского района Ульяновской области организованы несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора.  Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в          ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Неисполнение администрацией муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области установленных законодательством обязанностей по собору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых бытовых отходов, организация благоустройства территории поселения нарушает права определенного круга лиц на благоприятную природную среду.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области не соглашается с решением, просит его отменить как незаконное, принятое с нарушением норм материального права.

В обоснование жалобы указывает, что администрация не может являться надлежащим ответчиком по требованиям о признании бездействия незаконным. Полномочия по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов возложены на Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. Администрация не относится к собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельного участка с исключительной обязанностью по сохранению почв и их плодородию. В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, выраженной в Определении от 16.03.2011 № 16-Г11-6, свалка не может находиться в собственности поселения. В реестре муниципальной собственности спорные земельные участки  не числятся.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО с 01.01.2016 уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. К участкам, государственная собственность на которые не разграничена, относятся и земельные участки, в отношении которых подан иск прокуратурой. Земельный участок, расположенный в 2 км к юго-востоку выше с. Абрамовка в карьере площадью 3000 кв. м, относится к частной собственности. Ссылка суда на недоказанность ответчиком факта преднамеренного загрязнения собственниками территории указанного земельного участка незаконна,  поскольку само наличие факта захламления бытовыми отходами и мусором свидетельствует о бесхозяйном его содержании, что в свою очередь является основанием для привлечения собственников к ответственности.

Ссылается на  Постановления Конституционного Суда РФ от 13.10.2015  № 26-П, от 26.04.2016 № 13-П, № 19-П от 16.06.1998. Полагает, что вывод суда о применимости Постановления Конституционного Суда от 13.10.2015             №26-П только к свалкам, расположенным на землях лесного фонда, незаконна.

Применение  Закона Ульяновской области от 05.11.2015  № 158-ЗО «О перераспределении полномочий по утверждению правил благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области и установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий между органами местного самоуправления поселений (городских округов) Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», Приказа Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 11.01.2016 № 01-од «Об утверждении Правил благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области и порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий» является невозможным ввиду их недействительности по причине утраты ими силы ввиду издания Закона Ульяновской области от 02.03.2017 № 13-ЗО  и Приказа Министерства         промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 29.05.2017 № 25-од.

В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Майнского района Ульяновской области просит решение оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Представитель Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом о рассмотрении дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений относительно нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной  и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».    

В ходе рассмотрения дела установлено, что на земельных участках, расположенных в 2 км к юго-востоку выше села Абрамовка в карьере площадью 3000 кв.м, в 300 м в юго-западном направлении от дома № 14 по                                  ул. Молодежная и в 550 м в восточном направлении от кладбища в траншее в            с. Репьёвка-Колхозная площадью 504 кв.м, около дома № 14 по ул. Северная за забором дома (со стороны ул. Рабочая) в р.п. Майна площадью 50 кв.м на территории Майнского района Ульяновской области расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов и мусора,  что подтверждается материалами дела, в том числе фотоматериалами, и не оспаривалось представителем ответчика в ходе рассмотрения дела.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Аналогичные положения содержатся в ст. 7 Федерального закона от             10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет, в том числе, круг полномочий органов местного самоуправления   в РФ.

В соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Положения ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

Состав отходов указанной свалки свидетельствует об образовании отходов в результате жизнедеятельности населения.

Суду не представлено достоверных доказательств, позволяющих установить конкретного собственника несанкционированной свалки, а также лиц, виновных в образовании свалки. Сведениями о собственниках земельных участков, на которых обнаружены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, как следует из ответа главы администрации МО «Майнский район» от 03.08.2017, администрация муниципального образования «Майнский район» не располагает.

Принимая во внимание приведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию МО «Майнский район» обязанность принять меры к ликвидации несанкционированной свалки. При этом судом обоснованно приняты во внимание пояснения специалиста И*** С.В. о том, что земельный участок, расположенный в 2 км к юго-востоку выше села Абрамовка в карьере, где обнаружена свалка, находится в общей долевой собственности граждан,  относится к землям сельскохозяйственного назначения бывшего коопхоза «Заветы Ильича», границы земельного участка не определены. Государственная собственность земельных участков в с. Репьевка-Колхозная и в р.п. Майна, где обнаружены свалки твердых бытовых отходов, не разграничена.

Согласно публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: У***, М***, село А***, коопхоз «З***», учтен без координат его границ.

В Едином государственном реестре недвижимости сведения об объекте недвижимости: земельном участке по адресу: У***, М***, в 2 км к юго-востоку выше села А*** в карьере, площадь 1.00 кв.м отсутствуют.

Вопреки доводам жалобы административным ответчиком не представлено доказательств загрязнения указанной территории конкретными землепользователями, в собственности которых находится земельный участок, на котором размещена свалка. Границы данного земельного участка не определены.  Доказательств обратного в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что выявленный факт загрязнения является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретными лицами своих обязанностей, связанных с использованием земельного участка на территории  муниципального образования не имеется, а, следовательно, образовавшиеся отходы имеют, по сути, местное, коммунальное происхождение.

Доводы апелляционной жалобы, в том числе ссылка на Закон Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области»,  направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

При этом судебная коллегия отмечает, что в понятие ликвидации несанкционированной свалки включается также и организация, и финансирование проведения указанных работ в случае поручения проведения их другому лицу.

Довод заявителя о том, что суд в решении сослался на недействующий нормативный акт - Закон Ульяновской области от 05.11.2015  № 158-ЗО «О перераспределении полномочий по утверждению правил благоустройства территорий поселений (городских округов) Ульяновской области и установлению порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий между органами местного самоуправления поселений (городских округов) Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области», на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку бездействие администрации носит длящийся характер. Вместе с тем Закон Ульяновской области от 02.03.2017 №13-ЗО, которым признан утратившим силу Закон Ульяновской области от 05.11.2015  № 158-ЗО, вступил в силу 03.07.2017, а результаты проведенной 21.07.2017 проверки указывают на то, что свалки бытовых отходов образовались задолго до указанных дат. Данное обстоятельство дополнительно указывает на то, что в период действия Закона Ульяновской области от 05.11.2015  № 158-ЗО административный ответчик не исполнял возложенные на него обязанности. Доказательств того, что  спорные  несанкционированные свалки  образовались после 03.07.2017, ответчик не представил.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Майнского районного суда Ульяновской области от 06 сентября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                     Судьи