Судебный акт
Об освобождении от исполнительского сбора
Документ от 31.10.2017, опубликован на сайте 20.11.2017 под номером 69749, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Зобова Л.В.                                                                      Дело № 33а-4335/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                  31 октября 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Лифановой З.А.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 08 августа 2017 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении административных исковых требований администрации города Ульяновска к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора  отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Администрация города Ульяновска обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что 18.12.2015 постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Карташевой Е.Ю. с администрации города Ульяновска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. по исполнительному производству № 53239/15/73017-ИП. Данное постановление нарушает имущественные права администрации города Ульяновска. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, решением Ульяновской Городской Думы от 25.06.2014 № 80 «О бюджетном процессе в муниципальном образовании «город Ульяновск» бюджет муниципального образования «город Ульяновск» утверждается ежегодно Ульяновской Городской Думой на текущий и плановый периоды. Уставом муниципального образования «город Ульяновск» и Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию города Ульяновска возложено исполнение более 40 вопросов местного значения, в числе которых: организация в границах городского округа электро-, тепло-, -газо- и водоснабжения населения, дорожная деятельность, организация благоустройства и озеленения территории поселения и прочее. Денежные средства, которые ранее выделялись на ликвидацию свалок, были израсходованы на указанные цели. В связи с отсутствием достаточного бюджетного финансирования исполнить решение суда не представлялось возможным. Свалки на территории города Ульяновска постепенно ликвидируются. Администрация города Ульяновска является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2016 год. Администрация города Ульяновска не наделена полномочиями по формированию, утверждению, изменению местного бюджета. В бюджет муниципального образования на 2017 год и плановый период 2018-2019 года заложены денежные средства на ликвидацию свалок. Управлением по благоустройству администрации города Ульяновска, которому, как отраслевому органу администрации города Ульяновска, были выделены деньги на соответствующие цели, заключен контракт от 24.03.2017 с ООО «Техно-Лайн», и в настоящее время три свалки ликвидированы, о чем свидетельствуют постановления о прекращении исполнительного производства. Однако на ликвидацию всех свалок бюджетных средств недостаточно.

К участию в деле привлечены: в качестве соответчика - судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Карташева Е.Ю., в качестве заинтересованного лица - Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

Рассмотрев требования административного истца по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда как незаконное и вынести новое решение об удовлетворении административного иска в полном объеме. Указывает, что судом не учтена позиция административного истца об отсутствии возможности исполнить решение суда. Вина администрации города Ульяновска в неисполнении решения суда не установлена. Несанкционированные свалки ликвидируются администрацией ежегодно в рамках денежных средств, выделенных на соответствующие цели, согласно бюджету муниципального образования «города Ульяновск», утвержденного Ульяновской Городской Думой.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что заочным решением Ленинского районного суда            г. Ульяновска от 27.08.2015 удовлетворены исковые требования Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о возложении на администрацию города Ульяновска обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, в 50-60 метрах юго-восточнее канализационно-насосной станции за жилыми домами по ул. Неверова.

На основании данного решения 11.11.2015 в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство № 53239/15/73017-ИП в отношении администрации города Ульяновска. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе,  а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с должника будет взыскан исполнительский сбор.

В связи с неисполнением администрацией города Ульяновска требований исполнительного документа в установленный срок постановлением судебного пристава-исполнителя от 25.11.2015 с администрации города Ульяновска взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

Порядок взыскания исполнительского сбора, а также уменьшения и освобождения от уплаты исполнительского сбора установлен статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации составляет пятьдесят тысяч рублей (часть 3).

В соответствии с положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, т.е. если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Согласно разъяснениям, данным в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы.

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Принимая во внимание приведенные нормы права, а также то обстоятельство, что решение суда от 27.08.2015, которым на администрацию города Ульяновска возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, не исполнено, каких-либо мер для реального исполнения требований исполнительного документа должником не предпринималось (доказательств обратного административным истцом не представлено), у суда не имелось оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения.

Оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 08 августа 2017 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи