Судебный акт
Об обязании ликвидировать свалку
Документ от 31.10.2017, опубликован на сайте 20.11.2017 под номером 69725, 2-я гражданская, о возложении обязанности очистить свалку, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Алексеева Е.В.                                                             Дело № 33а-4488/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             31 октября 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Ларионовой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда
г. Ульяновска от 01 августа 2017 года, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска  удовлетворить.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность ликвидировать  свалку твердых бытовых отходов, расположенную на границе садового товарищества «Залив», в 32 м от участка № 272 СНТ «Залив», в 51 м от береговой  линии р. Свияга, в 25 м от павильона автобусной остановки.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска о возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов. В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства установлено, что на границе СНТ «Залив» в  32 м от участка № 272 в 51 м от береговой  линии р. Свияга в 25 м от павильона автобусной остановки расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов размером 10 м в длину, 6 м в ширину, объемом 25 куб.м. Территория, на которой складированы отходы, находится в муниципальной собственности, однако администрация города Ульяновска не предпринимает мер к ликвидации свалки, что ставит под угрозу права жителей г. Ульяновска на благоприятную окружающую среду. Эксплуатация свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, вспышке и распространению инфекционных заболеваний. Просил возложить на администрацию города Ульяновска обязанность устранить нарушение путем очистки несанкционированной свалки.

Судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц: СНТ «Залив», Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Управление по благоустройству администрации города Ульяновска, ООО «ТехноЛайн».

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Ссылается на положения Федерального закона от 24.06.1998     № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», согласно которым на органах местного самоуправления лежит обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых отходов. Вины администрации города Ульяновска в образовании свалки не имеется. Несанкционированная свалка образована неустановленными лицами, и обязанность по её ликвидации должна быть возложена на лиц, разместивших отходы и мусор в несанкционированных местах. Судом на администрацию города необоснованно возложены функции хозяйствующего субъекта по ликвидации свалки. Обращает внимание на то обстоятельство, что состав отходов несанкционированной свалки свидетельствует об их принадлежности СНТ «Залив» и о ненадлежащей утилизации товариществом данных отходов.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района              г. Ульяновска считает решение законным и обоснованным.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административного ответчика и заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

По делу установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды выявлено наличие несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на землях муниципального образования «город Ульяновск». На границе СНТ «Залив» в  32 м от участка № 272 СНТ «Залив» в 51 м от береговой  линии р. Свияга в 25 м от павильона автобусной остановки расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов (обрезанные ветви деревьев, картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, изношенная обувь и одежда, коробки из-под соков, пластиковые пакеты и др.) размером 10 м в длину, 6 м в ширину, объемом 25 куб.м.

Данный факт подтвержден справкой по результатам совместного выезда от 15.07.2017 № 12-10/17, составленной старшим государственным инспектором Ульяновской области в области охраны окружающей среды Соколовой В.В.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (ст. 3).

Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.

Аналогичные положения закреплены в Уставе муниципального образования «город Ульяновск» (п. 27 ст. 3).

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Приведенные правовые нормы относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Положения ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

Состав отходов указанной свалки свидетельствует об образовании отходов в результате жизнедеятельности населения.

Суду не представлено достоверных доказательств, позволяющих установить конкретного собственника несанкционированной свалки, а также лиц, виновных в образовании свалки.

Принимая во внимание приведенные нормы права и установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию города Ульяновска обязанность принять меры к ликвидации несанкционированной свалки. При этом судом обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что несанкционированная свалка располагается в черте города Ульяновска, за пределами СНТ «Зенит», на территории, принадлежащей муниципалитету.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, оснований для чего судебная коллегия не усматривает.

Ссылка в жалобе на то, что состав отходов несанкционированной свалки свидетельствует об их принадлежности СНТ «Залив», которое ненадлежащим образом осуществляет на своей территории сбор и утилизацию отходов, не влечет отмену принятого по делу решения, поскольку, как указано выше, достоверных доказательств в подтверждение данной позиции суду не представлено.

Изложенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения суда, и в решении им дана надлежащая оценка, с которой следует согласиться.

Обжалуемое решение является правильным, основано на объективной оценке представленных в дело доказательств, верном применении и толковании норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 01 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи