Судебный акт
Пересмотр кадастровой стоимости
Документ от 01.11.2017, опубликован на сайте 14.11.2017 под номером 69666, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-37/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

01 ноября 2017 года                                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Насибова Эмина Эльчин оглы к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Насибов Э.Э. обратился в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, площадью 133 152 кв.м, расположенного по адресу: ***, кадастровый номер *** на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Кроме того, Насибовым Э.Э. поданы административные исковые заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков:

- с кадастровым номером ***, площадью 803 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- с кадастровым номером ***, площадью 5605 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- с кадастровым номером ***, площадью 876 кв.м, расположенного по адресу: ***.

Требования мотивированы тем, что указанными участками истец владеет на праве аренды. Кадастровая стоимость участков составляет:

- земельного участка с кадастровым номером *** – 171 561 471 руб. 89 коп.,

- земельного участка с кадастровым номером *** – 1 034 636 руб. 07 коп.,

- земельного участка с кадастровым номером *** – 7 221 837 руб. 07 коп.,

- земельного участка с кадастровым номером *** – 1 128 693 руб. 89 коп.

Согласно отчетам об определении рыночной стоимости объекта недвижимости ООО «Юрсервис» от 09 августа 2017 г. рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2011 г. участка с кадастровым номером *** составляет 73 155 028 руб. 99 коп., участка с кадастровым номером *** – 640 417 руб. 01 коп., участка с кадастровым номером *** – 4 139 035 руб. 72 коп., участка с кадастровым номером *** – 698 636 руб. 74 коп.

Определением суда от 11 августа 2017 г. административные дела объединены в одно производство.

С учетом уточнения требований Насибов Э.Э. просил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 г. – 72 000 000 руб., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 г. – 640 000 руб., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 г. – 4 120 000 руб., кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 г. – 700 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц – администрация города Димитровграда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

В судебном заседании представитель Насибова Э.Э. – Ильинская Ю.А. заявление поддержала, дав аналогичные изложенным в нем пояснения. Просила определить кадастровую стоимость участков равной их рыночной стоимости, указанной в заключении ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Логинова А.М. в судебном заседании разрешение заявленных требований по существу оставила на усмотрение суда, не оспаривая право Насибова Э.Э. на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков, указав, что орган регистрации является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представители ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительства Ульяновской области, администрации г.Димитровграда в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, о причинах неявки суд не уведомил. В представленных в дело письменных возражениях просит в удовлетворении административного иска отказать, учреждение прав административного истца не нарушало, поскольку не принимало участия в проведении государственной кадастровой оценки.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Материалами дела установлено, что на основании договора купли-продажи недвижимого имущества с использованием кредитных средств от 26 мая 2017 г. и дополнительного соглашения к договору от 05 июня 2017 г. к Насибову Э.Э. перешло право аренды земельных участков:

- с кадастровым номером ***, площадью 133 152 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- с кадастровым номером ***, площадью 803 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- с кадастровым номером ***, площадью 5605 кв.м, расположенного по адресу: ***,

- с кадастровым номером ***, площадью 876 кв.м, расположенного по адресу: ***.

Из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. № 21-П кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2011 г. определена в следующих размерах:

- земельного участка с кадастровым номером *** в 171 561 471 руб. 89 коп.,

- земельного участка с кадастровым номером *** в 1 034 636 руб. 07 коп.,

- земельного участка с кадастровым номером *** в 7 221 837 руб. 07 коп.,

- земельного участка с кадастровым номером *** в 1 128 693 руб. 89 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков были внесены в ЕГРН 29 февраля 2012 г., следовательно, пятилетний срок истек 28 февраля 2017 г. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости Насибов Э.Э. обратился в суд 28 июля 2017 г., то есть с пропуском установленного срока.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельных участков, исходя из которой рассчитываются арендные платежи, является актуальной для административного истца. Договор купли-продажи недвижимого имущества, на основании которого к Насибову Э.Э. перешли права и обязанности по договору аренды земельного участка, заключен 26 мая 2017 г. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу рыночной стоимости участков и их кадастровой стоимости, составляющую более 40%, по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.

Согласно заключению № 1255/03-4, 1256/03-4 от 13 октября 2017 г. названного экспертного учреждения рыночная стоимость по состоянию на 01 января 2011 г. составляла:

- земельного участка с кадастровым номером *** – 72 000 000 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** – 640 000 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** – 4 120 000 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером *** – 700 000 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленные вопросы.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих об иной, нежели указанной в заключении ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы, величине рыночной стоимости земельного участка, не представлено. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Насибова Эмина Эльчин оглы о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 133 152 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 г. – 72 000 000 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 803 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 г. – 640 000 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 5605 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 г. – 4 120 000 руб.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 876 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2011 г. – 700 000 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 28 июля 2017 г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: ***, ***, ***, ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                          Н.А. Пулькина