Судебный акт
Свалка
Документ от 10.10.2017, опубликован на сайте 02.11.2017 под номером 69591, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Дворцова Н.В.                                                                        Дело № 33а-4180/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          10 октября 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей  Зуевой Н.В. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда
г. Ульяновска от 12 июля 2017 года, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска к администрации города Ульяновска о возложении обязанности удовлетворить.

 

Обязать администрацию г. Ульяновска очистить несанкционированную свалку, расположенную на обочине дороги у границ садового товарищества «Залив» и садового товарищества «Импульс» в 72 м от участка № 2\60 садового товарищества «Импульс» размером 30 м в длину и 6 м в ширину объемом около 50 м3.

 

Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем очистки несанкционированной свалки, расположенной на обочине дороги, у границ садового товарищества «Залив» и садового товарищества «Импульс», в 72 м. от участка № 2\60 СТ «Импульс» (размер свалки 30 м. в длину и 6 м. в ширину, объем около 35 м³).

В обоснование административного иска указано, что 15.05.2017 выездной проверкой, проведенной с привлечением специалистов Управления по благоустройству администрации г. Ульяновска, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, установлено место расположения несанкционированной свалки (обрезанные ветви деревьев, картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, изношенная обувь и одежда, коробки из-под соков, пластиковые пакеты и др.), которая образована на обочине дороги у границ садового товарищества «Залив» и садового товарищества «Импульс», в 72 м. от участка № 2\60 СТ «Импульс» (размер свалки 30 м. в длину и 6 м. в ширину, объем около 35 м³). Мер по очистке загрязненной территории администрацией г. Ульяновска не принято. Население продолжает размещать на территории данной несанкционированной свалки отходы потребления, твердые бытовые отходы и строительные отходы. По сведениям публичной кадастровой карты территория складирования отходов находится в муниципальной собственности. Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей города Ульяновска на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией Российской Федерации. Непринятие мер в отношении несанкционированной свалки может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном и близлежащих к месту свалки населенных пунктах, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит решение отменить как незаконное и необоснованное, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

 

Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск»,  указывает на то, что в соответствии положениями действующего законодательства на органах местного самоуправления лежит обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых отходов. Вины администрации города Ульяновска в образовании несанкционированной свалки не имеется, поскольку она образована неустановленными лицами. Установить данных лиц силами администрации города Ульяновска не представляется возможным ввиду отсутствия полномочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий. При этом обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на лиц, разместивших отходы и мусор в несанкционированных местах. Судом на администрацию города возложены функции хозяйствующего субъекта по ликвидации свалки, однако на администрации, как органе местного самоуправления, лежит обязанность лишь по организации деятельности по обращению с отходами.

 

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района города Ульяновска считает решение законным и обоснованным.

 

Представители администрации г. Ульяновска, Управления по благоустройству администрации г. Ульяновска, Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, СНТ «Импульс», надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились.

 

Судебная коллегия, с учетом мнения прокурора Федечко Ф.И., определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации       (п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002       № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что 15.05.2017 выездной проверкой, проведенной с привлечением специалистов Управления по благоустройству администрации              г. Ульяновска, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области установлено, что на обочине дороги у границ садового товарищества «Залив» и садового товарищества «Импульс», в 72 м от участка № 2\60 СТ «Импульс» расположена несанкционированная свалка отходов (обрезанные ветви деревьев, картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, изношенная обувь и одежда, коробки из-под соков, пластиковые пакеты и др.). Размер свалки 30 метров в длину и 6 метров в ширину, объем около 35 м3. По сведениям публичной кадастровой карты территория складирования указанных отходов находится в муниципальной собственности.

Данный факт подтвержден справкой по результатам совместного выезда, фотоматериалами.

Удовлетворяя требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска, районный суд исходил из того, что бездействие администрации города Ульяновска по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан.

Судебная коллегия считает выводы суда правильными, основанными на верной оценке исследованных доказательств, надлежащем применении и толковании норм материального права.

В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Аналогичные положения содержатся в п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 2 ч. 4 ст. 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск».

Довод административного ответчика в апелляционной жалобе о необоснованности возложения на администрацию города Ульяновска функции хозяйствующего субъекта по ликвидации свалки, поскольку администрация наделена лишь полномочиями по организации деятельности по обращению с отходами, не влечет отмену принятого по делу решения.

Исходя из анализа приведенных выше норм права, ввиду невозможности установления лиц, виновных в размещении отходов, мусора  в несанкционированных  местах, обязанность участия в организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования. При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) предусмотренной законом обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет орган местного самоуправления.

Доводы административного ответчика в апелляционной жалобе по существу сводятся к иному толкованию норм материального права и иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем на законность и обоснованность принятого по делу решения не влияют.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи