Судебный акт
Предоставление внеочереди жилого помещения инвалиду
Документ от 17.10.2017, опубликован на сайте 20.10.2017 под номером 69226, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                  Дело № 33-4352/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            17 октября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Гришиной Татьяны Николаевны –                                              Котельникова Владимира Игоревича на решение Ленинского районного суда                      города Ульяновска от 20 июля 2017 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Гришиной Татьяны Николаевны к администрации города Ульяновска о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма жилого помещения – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истицы Гришиной Т.Н. Котельникова В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Гришина Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанности предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма жилого помещения.

В обоснование требований указала, что является инвалидом *** группа по заболеванию «***». Инвалидность установлена бессрочно.

С ***.1995 истица состояла в общей очереди нуждающихся в обеспечении жилым помещением в отделе по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска и Министерстве труда и социального развития в Ульяновской области как инвалид *** группы в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» и Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138-пр «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 14.02.2013 ей было отказано во внеочередном предоставлении жилой площади по договору социального найма, поскольку она обеспечена учетной нормой общей площади жилого помещения.

Истица проживает в квартире общей площадью 80,04 кв.м, расположенной по адресу ***, принадлежащей на праве общей долевой  собственности ей, её отчиму - А***!% В.А., матери - А*** М.И., сестре - К*** Н.В., брату - Аксенову!% А.В., племяннику - К*** С.А. Всего в указанной квартире проживают 7 человек.

Считает, что имеет право на улучшение жилищных условий, поскольку страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Гришина Т.Н. просила обязать администрацию города Ульяновска обеспечить её жилым помещением по договору социального найма жилого помещения во внеочередном порядке.

От исковых требований  к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области о возложении обязанности по внеочередном порядке предоставить жилое помещение по договору социального найма  Гришина Т.Н. отказалась, отказ принят судом и производство по делу в данной части прекращено.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Гришиной Т.Н. –                        Котельников В.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, удовлетворив исковые требования. Считает несостоятельным вывод суда о том, что в квартире с момента её предоставления и по настоящее время проживает одна семья. Указывает, что брат истицы А*** А.В. с *** состоит в зарегистрированном браке, совместно с супругой ведет отдельное от иных, проживающих в квартире лиц, хозяйство. У брата с супругой отдельный бюджет, свой холодильник, своя комната. У сестры истицы К*** Н.В. также своя семья и отдельный бюджет.

Обращает внимание, что оплату за коммунальные услуги все семьи, проживающие в квартире, оплачивают каждая в своей части.

Полагает, что документами и показаниями свидетелей полностью опровергается вывод суда о наличии одной большой семьи и ведении ими общего хозяйства.

Дело рассмотрено в отсутствие истицы Гришиной Т.Н., представителей отве6тчиков администрации города Ульяновска, Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Из материалов дела следует, что Гришина Т.Н. является  инвалидом *** группа по заболеванию: «***».

Заболевание истицы входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный  Постановлением Правительства РФ № 378 от 16 июля 2006 года.

Гришина Т.Н. проживает в  четырехкомнатной квартире общей площадью 80,04 кв.м., расположенной по ***. Указанная квартира принадлежит по 1\6 доле в праве общей долевой собственности: А*** В.А. (отчим Гришиной Т.Н.), А*** М.И. (мать Гришиной Т.Н.),  Гришиной (***) Т.Н., К*** Н.В. (сестре Гришиной Т.Н.), А*** А.В. (брат Гришиной Т.Н.), К*** С.А. (племянник Гришиной Т.Н.)  на основании договора  передачи жилой площади в собственность граждан № *** от ***2002.

Брат истицы А*** А.В. и его супруга имеют  в собственности однокомнатную квартиру общей площадью 37,2 кв.м., расположенную по адресу ***.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска 14.02.2013 (протокол № ***) Гришиной Т.Н. отказано во внеочередном предоставлении жилой площади по договору социального найма. Основанием отказа  явилось то, что Гришина Т.Н.  зарегистрирована и проживает в четырёхкомнатной квартире  общей площадью 80,04 кв. м., где всего зарегистрировано 6 человек, являющихся сособственниками данной квартиры.

Полагая данное решение незаконным, Гришина Т.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском.

Разрешая требования по существу и отказывая в их удовлетворении, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал верную оценку представленным и доказательствам и правильно применил закон.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. 

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации. 

Сторонами не оспаривался тот факт, что истица Гришина Т.Н. страдает  тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от  16 июня 2006 № 378, а также имеет право на дополнительную жилую площадь.

В качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий Гришина Т.Н.  состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях с ***.1995 с учетом инвалидности *** группы по *** заболеванию. Решением  комиссии по учету и  распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 31.01.2013 Гришина Т.Н. была исключена из очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку обеспечена жилой площадью  свыше учетной нормы. Данное решение Гришиной Т.Н. не оспаривалось.

Вопрос о признании Гришиной Т.Н. малоимущей в установленном законом порядке не разрешался. 

Таким образом, по общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим либо быть отнесенным к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (часть 2 ст. 49 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 17 Закона «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч.3).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, и Федеральный закон, действующие на момент обращения Гришиной Т.Н. в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении во внеочередном порядке жилой площади  не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, то право Гришиной Т.Н. на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания нуждающейся в жилом помещении и малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Поскольку истица  малоимущей в установленном законом порядке не признана, обеспечена жилой площадью более учетной нормы, проживает в жилом помещении совместно с близкими родственниками – матерью, отчимом,  сестрой, племянником, правовых оснований для возложения на администрацию города Ульяновска обязанности по обеспечению Гришиной Т.Н. во внеочередном порядке жилым помещением по договору социального найма не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводом суда о проживании в квартире  по *** одной семьи, поскольку определен порядок пользования квартирой между ее сособственниками, каждый из которых оплачивает свою долю  коммунальных платежей, являются несостоятельными.

Как указывалось выше, данная сособственниками  данной квартиры являются близкие родственники. Квартира является четырех комнатной, а потому сам факт определения  порядка пользования ею между близкими родственниками  не свидетельствует о том, что данная квартира является муниципальной. Равно как об этом и не свидетельствует внесение оплаты за коммунальные услуги каждым из сособственников, являющихся трудоспособными  лицами, получающими доход. Лицевой счет на данную квартиру не разделен, равно как и не произведен раздел квартиры в натуре.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Гришиной Т.Н., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В остальной части, доводы, приведенные представителем Гришиной Т.Н. –                      Котельниковым В.И. в апелляционной жалобе, сводятся к иной оценке доказательств, а потому  являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя                      Гришиной Татьяны Николаевны – Котельникова Владимира Игоревича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: