УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Уланов А.В. Дело № 33-4213/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
10 октября 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Чурбановой Е.В.,
при секретаре
Штукатурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 13 июля 2017 года,
по которому постановлено:
Уточненные исковые
требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
обеспечить Коничеву Елену Ильиничну, *** года рождения, специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения в г. Ульяновске.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., пояснения Коничевой Е.И., возражавшей против доводов
жалобы, мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Старомайнского
района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Коничевой Е.И. к Министерству
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской
области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением. В обоснование
иска указал, что Коничева
Е.И., *** года рождения, относится к
числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: её одинокая мать – К***
Л.И. умерла ***. Жилья в собственности Коничева Е.И. не имеет. Решением координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при
Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от
19.11.2015 Коничева Е.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также
лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного
фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Просил
обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области обеспечить Коничеву Е.В. специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения в г. Ульяновске.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине
отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых
помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права
на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает
права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства
Ульяновской области от 14.10.2014
№ 466-П Коничева Е.В. может обратиться в Министерство с заявлением о
назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения
в размере 4000 рублей с приложением соответствующих документов.
Дело рассмотрено в
отсутствие Министерства промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области,
извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Из материалов дела
следует, что Коничева Е.И., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей: её одинокая мать – К*** Л.И. умерла ***. В соответствии с постановлением главы администрации
муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области от
21.10.2008 несовершеннолетней Коничевой Е.И. назначен приемный родитель. Закрепленное
за Коничевой Е.И. жилое помещение, расположенное по адресу: *** не пригодно для
проживания, жилых помещений в собственности она не имеет.
Постановлением
главы администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской
области от 14.09.2007 Коничева Е.В. включена в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также детей из их числа, на получение
жилищных сертификатов.
Решением
координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при
Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от
19.11.2015 Коничева Е.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.
Поскольку Коничева
Е.И. до настоящего времени жильем в установленном законом порядке не
обеспечена, прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился
в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Старомайнского
района Ульяновской области, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Согласно ч. 1 ст.
109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (в редакции Федерального закона
от 29.02.2012 № 15-ФЗ) (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 №
159-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма
или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма
либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п.1, ранее
чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.
1 ст. 8 поименованного Закона.
Таким образом,
федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых
помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,
указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
К их числу
относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в
собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в
образовательном учреждении.
При этом ни ст. 8
Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не
устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия
предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого
помещения соответствующей категории граждан.
В соответствии с ч.2
ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»
от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми
помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку
(попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области;
2) по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной
организации, в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по
месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях,
учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы
здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по
окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в
исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту
жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством),
в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого
жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в
ранее занимаемом жилом помещении.
Поскольку Коничева
Е.И., относящаяся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем,
достигла совершеннолетия, жилья на праве собственности либо по договору
социального найма не имеет, суд пришел к правильному выводу о том, что она
подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением по
договору найма специализированного жилого помещения.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
Доводы, приведенные
Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия
жилья на территории муниципального образования и наличия очередности среди
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь
отмену решения суда.
Согласно положениям
вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации
списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей целью
определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования
(объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких детей.
Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми
помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как
и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в
обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма
специализированного жилого помещения.
Ссылки в жалобе на
возможность получения компенсации за наем жилья основанием к отмене решения
суда не являются, так как не освобождают ответчика от возложенных на него
обязанностей.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 04.04.2016 № 7\141-П «О
внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 №
454-П» внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской области от
02.10.2013 № 454-П «Об утверждении Положения о Министерстве строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области»: наименование
после слов «о Министерстве» дополнено словом «промышленности».
Таким образом,
правильное наименование ответчика – Министерство промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 13 июля
2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области – без удовлетворения.
Указать в решение наименование ответчика –
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи: