Судебный акт
Ликвидация несанкционированной свалки
Документ от 10.10.2017, опубликован на сайте 24.10.2017 под номером 69158, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Дворцова Н.В.                                                                Дело № 33а-4135/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       10 октября 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Зуевой Н.В. и Васильевой  Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда
г. Ульяновска от 12 июля 2017 года, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска к администрации города Ульяновска о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать администрацию г. Ульяновска очистить несанкционированную свалку, расположенную на обочине дороги у границ садового товарищества «Залив» и садового товарищества «Импульс» в 75 м от участка № 2\36 садового товарищества «Импульс» размером 30 м в длину и 7 м в ширину объемом около 50 м3.

 

Заслушав доклад судьи Королёвой А.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с иском к администрации г.Ульяновска о возложении обязанности устранить несанкционированную свалку.

Исковые требования мотивированы тем, что 15.05.2017 выездной проверкой, проведенной с привлечением специалистов Управления по благоустройству администрации г.Ульяновска, Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, установлено место расположения несанкционированной свалки ТБО (обрезанные ветви деревьев, картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, изношенная обувь и одежда, коробки из-под соков, пластиковые пакеты и др.), которая образована на обочине дороги у границ садового товарищества «Залив» и садового товарищества «Импульс», в 75 м от участка № 2\36 садового товарищества «Импульс», размером 30 м в длину и 7 м в ширину, объемом около 50 м³.

Мер по очистке загрязненной территории администрацией г.Ульяновска не принято. Население продолжает размещать на территории данной несанкционированной свалки отходы потребления, твердые бытовые и строительные отходы. По сведениям публичной кадастровой карты территория складирования указанных отходов находится в муниципальной собственности. Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей в г.Ульяновске на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ, могут привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки в указанном и близлежащих к месту несанкционированной свалки населенных пунктах, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

Просил возложить на администрацию г.Ульяновска обязанность устранить нарушения путем очистки несанкционированной свалки, расположенной на обочине дороги у границ садового товарищества «Залив» и садового товарищества «Импульс» в 75 м от участка № 2\36 садового товарищества «Импульс» размером 30 м в длину и 7 м в ширину объемом около 50 м³.

 

Рассмотрев дело по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Автор жалобы ссылается на положения Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.38 Устава муниципального образования «город Ульяновск»,  указывает на то, что в соответствии с положениями действующего законодательства на органах местного самоуправления лежит обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых отходов. Вины администрации г.Ульяновска в образовании несанкционированной свалки не имеется, поскольку она образована неустановленными лицами. Установить данных лиц силами администрации г.Ульяновска не представляется возможным ввиду отсутствия полномочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на лиц, разместивших отходы и мусор в несанкционированных местах. Судом на администрацию города возложены функции хозяйствующего субъекта по ликвидации свалки, однако на администрации, как органе местного самоуправления, лежит обязанность по организации деятельности по обращению с отходами.

 

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района г.Ульяновска считает решение законным и обоснованным.

 

Податель апелляционной жалобы и заинтересованные лица – СНТ «Импульс», Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Управление по благоустройству администрации г.Ульяновска,  надлежащим образом извещенные и месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

 

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).

Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Статья 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Пункт 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.

Аналогичные положения закреплены и в Уставе муниципального образования «город Ульяновск» (статья 38).

Статьей 51 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов суда первой инстанции.

Приведенные правовые нормы Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.    В обжалуемом решении суда возложение обязанности по очищению свалки основано именно на предусмотренной законом организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Довод жалобы о том, что несанкционированная свалка образовалась из-за действий неустановленных лиц, которых невозможно привлечь к ответственности и обязать убрать свалку, не опровергает выводов суда, изложенных в решении. Данный довод не свидетельствует о том, что администрацией предприняты предусмотренные законом меры во избежание подобных ситуаций.

 

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения не имеется.

 

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи: