У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Дворцова
Н.В. Дело
№ 33а-4135/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 10
октября 2017 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Королёвой А.В.,
судей Зуевой Н.В. и
Васильевой Е.В.,
при секретаре Воронковой
И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города
Ульяновска на решение Ленинского районного суда
г. Ульяновска от 12 июля 2017 года, по которому постановлено:
Административный иск
прокурора Ленинского района г. Ульяновска к администрации города Ульяновска о
возложении обязанности удовлетворить.
Обязать
администрацию г. Ульяновска очистить несанкционированную свалку, расположенную
на обочине дороги у границ садового товарищества «Залив» и садового товарищества
«Импульс» в 75 м от участка № 2\36 садового товарищества «Импульс» размером 30
м в длину и 7 м в ширину объемом около 50 м3.
Заслушав доклад
судьи Королёвой А.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против
удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Ленинского
района г.Ульяновска обратился в суд с иском к администрации г.Ульяновска о
возложении обязанности устранить несанкционированную свалку.
Исковые требования
мотивированы тем, что 15.05.2017 выездной проверкой, проведенной с привлечением
специалистов Управления по благоустройству администрации г.Ульяновска,
Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства
сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области,
установлено место расположения несанкционированной свалки ТБО (обрезанные ветви
деревьев, картонные коробки, пластиковые и стеклянные бутылки, изношенная обувь
и одежда, коробки из-под соков, пластиковые пакеты и др.), которая образована
на обочине дороги у границ садового товарищества «Залив» и садового
товарищества «Импульс», в 75 м от участка № 2\36 садового товарищества
«Импульс», размером 30 м в длину и 7 м в ширину, объемом около 50 м³.
Мер по очистке
загрязненной территории администрацией г.Ульяновска не принято. Население
продолжает размещать на территории данной несанкционированной свалки отходы
потребления, твердые бытовые и строительные отходы. По сведениям публичной
кадастровой карты территория складирования указанных отходов находится в муниципальной
собственности. Указанные нарушения ставят под угрозу права жителей в
г.Ульяновске на благоприятную окружающую среду, охраняемые и гарантированные
Конституцией РФ, могут привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической
обстановки в указанном и близлежащих к месту несанкционированной свалки
населенных пунктах, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.
Просил возложить на
администрацию г.Ульяновска обязанность устранить нарушения путем очистки
несанкционированной свалки, расположенной на обочине дороги у границ садового
товарищества «Залив» и садового товарищества «Импульс» в 75 м от участка № 2\36
садового товарищества «Импульс» размером 30 м в длину и 7 м в ширину объемом
около 50 м³.
Рассмотрев дело по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе
администрация города Ульяновска просит решение отменить, вынести новое решение
об отказе в удовлетворении исковых требований.
Автор жалобы ссылается на
положения Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления», ст.38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», указывает на то, что в соответствии с положениями
действующего законодательства на органах местного самоуправления лежит
обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых
отходов. Вины администрации г.Ульяновска в образовании несанкционированной
свалки не имеется, поскольку она образована неустановленными лицами. Установить
данных лиц силами администрации г.Ульяновска не представляется возможным ввиду
отсутствия полномочий на проведение оперативно-розыскных мероприятий.
Обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на лиц, разместивших
отходы и мусор в несанкционированных местах. Судом на администрацию города
возложены функции хозяйствующего субъекта по ликвидации свалки, однако на
администрации, как органе местного самоуправления, лежит обязанность по
организации деятельности по обращению с отходами.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района г.Ульяновска считает решение законным и
обоснованным.
Податель
апелляционной жалобы и заинтересованные лица – СНТ «Импульс», Министерство
сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области,
Управление по благоустройству администрации г.Ульяновска, надлежащим образом извещенные и месте и
времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание
не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их
отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений
на жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 42
Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую
среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятную окружающую
среду закреплено в статье 11
Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 13
Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе
раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и
захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных
образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 24
части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к
вопросам местного значения городского округа относится участие в организации
деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных
отходов.
Статья 7
Федерального закона «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов
местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей
среды, пункт 3
которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию
мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации
деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных
отходов.
Пункт 3
статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе
раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих
городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских
округов в области обращения с отходами.
Аналогичные положения закреплены и в Уставе
муниципального образования «город Ульяновск» (статья 38).
Статьей 51
Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды" и статьей 22
Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору,
использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными
для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в
соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской
Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к
правильному выводу об удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают
правильности выводов суда первой инстанции.
Приведенные правовые нормы Федерального закона
№131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации», Федерального закона
№7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона
№89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят к вопросам местного
значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки
бытовых и промышленных отходов. В
обжалуемом решении суда возложение обязанности по очищению свалки основано
именно на предусмотренной законом организации сбора, вывоза, утилизации и
переработки бытовых и промышленных отходов.
Довод жалобы о том, что несанкционированная
свалка образовалась из-за действий неустановленных лиц, которых невозможно
привлечь к ответственности и обязать убрать свалку, не опровергает выводов
суда, изложенных в решении. Данный довод не свидетельствует о том, что
администрацией предприняты предусмотренные законом меры во избежание подобных
ситуаций.
При таких обстоятельствах оснований к отмене
решения не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 12 июля 2017 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу
администрации города Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: