Судебный акт
Уголовное дело в порядке ст. 237 ч.1 п.1 УПК РФ возвращено обоснованно
Документ от 11.10.2017, опубликован на сайте 17.10.2017 под номером 69148, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 158 ч.1; ст. 158 ч.2 п. б, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Савинов О.В.                                                                        Дело № 22-2044/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                       11 октября 2017 года

 

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего судьи  Сенько С.В.,

с участием прокурора Лобачевой А.В.,

защитника обвиняемого – адвоката Ланковой В.А.,

при секретаре Устимовой Ю.Е.

рассмотрел в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по    апелляционному представлению государственного обвинителя - помощника прокурора Ульяновского района Ульяновской области Куликова Д.И. на постановление Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 августа 2017 года, которым уголовное дело в отношении

 

ЦЫБИНА Павла Александровича,

***, судимого 07 сентября 2016 года по ч. 1 ст. 158 УК РФ к 240 часам обязательных работ, снятого с учета 18 января 2017 года по отбытии срока наказания,

 

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 158 УК РФ, возвращено прокурору Ульяновского района Ульяновской области для устранения препятствий рассмотрения его судом.

 

Доложив доводы апелляционного представления, материалы дела, заслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции 

 

УСТАНОВИЛ:

 

Цыбин П.А. обвиняется в тайном хищении чужого имущества С*** Г.П. (краже), совершенном с незаконным проникновением в иное хранилище; в тайном хищении чужого имущества М*** Н.В. (краже).

 

Уголовное дело с обвинительным заключением поступило в Ульяновский районный суд Ульяновской области для рассмотрения по существу.

 

Обжалуемым постановлением уголовное дело возвращено прокурору Ульяновского района Ульяновской области для устранения препятствий рассмотрения его судом.

В апелляционном представлении Куликов Д.И. считает постановление   незаконным. Вывод суда о несоответствии обвинительного заключения требованиям УПК РФ ввиду неправильного указания места жительства подсудимого не подтверждается материалами дела. В протоколах допроса Цыбина П.А. в качестве подозреваемого, обвиняемого отражен адрес проживания: Ульяновская область, г. ***, ул. ***, д. ***, кв. ***. При вручении обвинительного заключения Цыбин П.А. с анкетными данными согласился. В ходе опроса пояснил о регистрации и проживании по вышеуказанному адресу. Тем самым, на основании имеющихся в уголовном деле материалов установлено, что обвиняемый проживал по указанному в обвинительном заключении адресу. Неявка в суд Цыбина П.А. может свидетельствовать о его желании избежать уголовной ответственности за совершенные преступления. В данном случае необходимо было  решать вопрос о приостановлении производства по уголовному делу и об объявлении Цыбина П.А. в розыск. Просит постановление отменить, а уголовное дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе суда.

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- прокурор Лобачева А.В. поддержала доводы апелляционного представления, просила постановление отменить, направив дело на новое судебное разбирательство в ином составе суда;

- адвокат Ланкова В.А. полагала необходимым постановление оставить без изменений,  доводы апелляционного представления – без удовлетворения.

 

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав выступления участников судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции находит постановление суда законным, обоснованным и мотивированным.

 

Требования, которым должно отвечать обвинительное заключение, приведены в ст. 220 УПК РФ, устанавливающей, что в процессуальном акте, в частности, должны быть указаны данные о личности обвиняемого (п. 2 ч. 1), к каковым относится и место жительства.

 

Согласно обвинительного заключения местом жительства Цыбина П.А. указано: Ульяновская область, г.***, ул. ***, д. ***, кв. ***.

 

Вместе с тем, как верно установил суд первой инстанции, данные сведения не соответствовали действительности, поскольку по указанному адресу обвиняемый достаточно длительное время не проживал, в том числе и в период времени, относящийся к предварительному расследованию и вручению ему копии обвинительного заключения после его утверждения прокурором. Однако иной адрес места его проживания органом следствия установлен не был и своего отражения в обвинительном заключении, соответственно, не нашёл.

 

Данные обстоятельства подтверждаются результатами проведённых службой судебных приставов мероприятий, согласно которым Цыбин П.А. длительное время, более одного года, не проживает по указанному в обвинительном заключении адресу. Согласно оглашенным рапортам от сотрудников органа дознания МО МВД России «Ульяновский» место жительства Цыбина П.А. установить не представилось возможным. Отражённые в составленных по итогам указанного комплекса предпринятых мер документах сведения стороной обвинения не опровергнуты.

 

Таким образом, с учётом предпринятых судом первой инстанции мер был сделан верный вывод о том, что место жительства Цыбина П.А., указанное в обвинительном заключении, действительности не соответствует.

 

По смыслу п.1 ч. 1 ст. 237  УПК РФ во взаимосвязи с п.п. 2 - 5 ч. 1 той же статьи, а также со ст.ст. 215, 220, 221, 225 и 226 УПК РФ, возвращение дела прокурору в случае нарушения требований Уголовно-процессуального кодекса при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта может иметь место по ходатайству стороны или инициативе самого суда, если это необходимо для защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, при подтверждении сделанного в судебном заседании заявления обвиняемого или потерпевшего, а также их представителей о допущенных на досудебных стадиях нарушениях, которые невозможно устранить в ходе судебного разбирательства. При этом основанием для возвращения дела прокурору во всяком случае являются существенные нарушения уголовно-процессуального закона, совершенные дознавателем, следователем или прокурором, в силу которых исключается возможность постановления судом приговора или иного решения. Подобные нарушения в досудебном производстве требований УПК РФ, которые не могут быть устранены в судебном заседании и исключают принятие по делу судебного решения, отвечающего требованиям справедливости, всегда свидетельствуют, в том числе, о несоответствии обвинительного заключения или обвинительного акта требованиям УПК РФ.

 

Таким образом, положения ч. 1 ст. 237 УПК РФ не исключают  по своему конституционно-правовому смыслу в их взаимосвязи правомочие суда по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвратить дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях существенных нарушений уголовно-процессуального закона, не устранимых в судебном производстве, если возвращение дела прокурору не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия.

 

Учитывая указанные правовые нормы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что органами предварительного расследования не установлено и не указано в обвинительном заключении действительное место жительства Цыбина П.А., что свидетельствует о невыполнении положений пункта 2 части 1 статьи 220 УПК РФ, которое, в свою очередь, исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного обвинительного заключения.

 

Доводы прокурора об отсутствии предусмотренных законом оснований для возврата дела в порядке статьи 237 УПК РФ по мотивам неустановления местонахождения обвиняемого являются несостоятельными. По смыслу закона под допущенными при составлении обвинительного заключения нарушениями требований уголовно-процессуального закона следует понимать такие нарушения, изложенные в статье 220 УПК РФ, которые исключают возможность принятия судом решения по существу дела на основании данного заключения. В частности, исключается возможность вынесения судебного решения в случаях, когда в обвинительном заключении отсутствуют данные о месте жительства обвиняемого. Предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 220 УПК РФ данные о личности обвиняемого, подлежащие указанию в обвинительном заключении, являются такими же неотъемлемыми составными частями данного процессуального документа, как и иные обстоятельства, указанные в части 1 статьи 220 УПК РФ.

 

В этой связи, вопреки доводам апелляционного представления, судом сделан правильный вывод о том, что допущенные нарушения закона являются существенными и исключают возможность принятия судом решения по существу на основе данного обвинительного заключения, а уголовное дело, в этой связи, подлежит возвращению прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.

 

Факт получения Цыбиным П.А. обвинительного заключения не устраняет выявленного судом нарушения и сам по себе не свидетельствует о достоверности изложенных в обвинительном заключении сведений о месте его проживания.

 

С учётом установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств предусмотренных законом оснований для приостановления производства по делу и объявления судом Цыбина П.А. в розыск не имелось.

 

Приведение процедуры предварительного расследования в соответствие с требованиями уголовно-процессуального закона, создание предпосылок для правильного применения норм уголовного закона дают возможность после устранения выявленных процессуальных нарушений вновь направить дело в суд для рассмотрения по существу и принятия по нему решения. Тем самым обеспечиваются гарантированные Конституцией Российской Федерации право обвиняемого на судебную защиту и право потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (статьи 46 и 52), а также условия для вынесения судом правосудного, т.е. законного, обоснованного и справедливого, решения по делу (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 марта 2003 года N 2-П, от 8 декабря 2003 года N 18-П и от 2 июля 2013 года N 16-П).

 

В силу изложенного, довод апелляционного представления об отсутствии оснований для возврата дела прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняется.

 

Постановление соответствует требования ч. 4 ст. 7 УПК РФ, является законным, обоснованным и мотивированным, поэтому оснований для его изменения, отмены, не имеется.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

постановление Ульяновского районного суда Ульяновской области от 25 августа 2017 года в отношении  Цыбина Павла Александровича оставить без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.

 

Судья                                                                                                 С.В. Сенько