Судебный акт
Назначение досрочной страховой пенсии по старости
Документ от 10.10.2017, опубликован на сайте 16.10.2017 под номером 69105, 2-я гражданская, о назначении пенсии по старости досрочно, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шестаева Н.И.                                                  Дело № 33-4182/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             10 октября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Масленникова Александра Петровича на решение                                  Карсунского районного суда Ульяновской области от 04 августа 2017 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Масленникова Александра Петровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) о включении периодов работы в льготный стаж и о назначении пенсии по старости ранее достижения возраста, с которого возникает пенсионное право на основании ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Масленникова А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, полагавшего решение суда, подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Масленников А.П. обратился в суд с иском к  Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) о назначении пенсии по старости ранее достижения возраста, с которого возникает пенсионное право.

В обоснование исковых требований  Масленников А.П. указал, что ***06.2017 он обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Уведомлением ГУ - УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) от ***.2017 ему было отказано в назначении досрочной страховой  пенсии по старости в связи с отсутствием оснований для снижения общеустановленного пенсионного возраста на один год в соответствии со ст. 34 Закона  Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С указанным решением Масленников А.П. не согласен, поскольку его работа постоянно протекала на территории р.п. Карсун Ульяновской области, который относился к зоне с льготно-экономическим статусом. Кроме того, невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов не может служить основанием для отказа в назначении пенсии.

Просил обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда  РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) включить периоды его работы заготовителем: с 16.11.1992 по 28.12.1994 в ***;  с 29.12.1994 по 14.03.1996 в ***; с 16.05.1996 по 31.01.1998 в *** в льготный стаж, обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Масленников А.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме. При этом  автор жалобы не согласен с выводом  суда о том, что факт его постоянной работы в р.п. Карсун Ульяновской области в период с 16.11.1992 по 31.01.1998 ничем не подтвержден. Указывает, что существенным доказательством его постоянной работы в р.п. Карсун Ульяновской области является получение им ежемесячной выплаты, начисляемой в соответствии с п. 8 ст. 13 и п. 2 ст. 19 Закона Российской федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данная ежемесячная денежная компенсация выплачивалась работающим в организациях  зоны с льготно-экономическим статусом независимо от организационно-правовой формы и формы собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии постоянного проживания (работы) до 02.12.1995.

Кроме того считает, что разъездной характер его работы не влияет на определение его постоянного рабочего места. Более того, обращает внимание, что многие населенные пункты Карсунского района Ульяновской области в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р считались радиоактивно зараженными, то есть  зонами с льготно-экономическим статусом.

По мнению автора жалобы при разрешении вопроса об установлении его места и характера работы, суду необходимо было затребовать из архива *** соответствующие документы (должностные инструкции, трудовой договор), подтверждающие факт его постоянной работы в р.п. Карсун Ульяновской области.

Также указывает, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получать трудовую пенсию. При этом отмечает, что регистрация работодателей в Пенсионном фонде Российской Федерации в качестве страхователей и отчисление за работников страховых взносов началось с 01.01.1997.

В отзыве на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) просит решение суда оставить без изменений, а жалобу - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное), извещенного о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», пенсия по возрасту гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно статье 7 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

Распоряжением Правительства РФ от 05.04.1993 № 557-р определен Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, в который включен р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области. 

Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 был утвержден новый перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которого село Урень-Карлинское Карсунского района Ульяновской области был исключен с 01.02.1998.

Согласно Перечню  населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1074 к зоне с социально-экономическим статусом в Карсунском районе Ульяновской области относятся только  Карсунское городское поселение, дер. Пески. 

Ранее принятые Постановления Правительства РФ утратили силу.

Согласно п. 8 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Как следует из  материалов дела,  Масленников А.П., *** года рождения, обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости со снижением возраста на 1 год в соответствии с  Законом  РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

ГУ - Управлением  Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе (межрайонное)  Масленникову А.П. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, поскольку представленные документы  не подтверждают, что работа истца постоянно протекала на территории, отнесенной в зоне с социально-льготным статусом, -  р.п. Карсун. *** и « *** в качестве работодателя в Карсунском районе не были зарегистрированы, соответственно страховые взносы по вышеуказанным организациям не начислялись и не уплачивались и следовательно, вышеуказанные периоды не подлежат  включению в общий и страховой стаж.

Не согласившись с данным отказом, Масленников А.П. обратился в суд с настоящим иском.

Признавая отказ пенсионного органа в назначении  истцу досрочной страховой пенсии по старости со снижением общеустановленного возраста на 1 год, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  не установлено.

Согласно п.100 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Министерством труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 № 958н к заявлению о назначении  пенсии по старости гражданам, пострадавшим  в результате радиационных катастроф, необходимо прилагать  документ, подтверждающий проживание или работу в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Из представленных истцом документов следует, что он  с 16.06.1992 по 26.06.2007   был зарегистрирован по месту жительства и фактически  проживал в ***.  Данный населенный пункт никогда не относился к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно записям в трудовой книжке, а также справки  *** от 05.05.2017  Масленников А.П. с 16.11.1992 по 28.12.1994 работал заготовителем *** по *** сельским  советам.

Документы, подтверждающие факт нахождения рабочего места Масленникова А.П., а соответственно и постоянного исполнения ( не менее 8 часов в день) должностных обязанностей в р.п. Карсун истцом не представлены.

Более того, из пояснений самого истца следует, что его должностные обязанности состояли в закупке сельхозпродукции у производителей, т.е. работа  носила преимущественно разъездной характер.

Факт разъездного характера работы истца *** в оспариваемые периоды подтвердили и свидетели А*** Т.А., А*** А.И., Р*** В.П. и В*** В.В.

Периоды работы истца заготовителем в *** и «***» с 29.12.1994 по 14.05.1996 и с 16.05.1996 по 31.01.1998 соответственно, хотя и отражены в трудовой книжке Масленникова А.П., однако не могут быть включены в общий и страховой стаж истца.

Согласно п.3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа  для назначения пенсий в РСФСР от 04.10.1991 № 190, согласованное с Пенсионным фондом РФ, Министерством труда и социального развития РФ и Министерством юстиции РФ с 01.01.1991 время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-п, подсчет страхового стажа застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, и определение размера трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления пенсии периодов трудовой деятельности: как те, за которые уплачивались страховые взносы, так и те, за которые отсутствовала уплата взносов (при условии их начисления), периоды работы граждан по найму в крестьянских (фермерских) хозяйствах, в течении которых не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, могут быть включены в страховой стаж начиная с 17.06.2003 (с даты вступления  Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»), то есть с момента , когда условия наемного труда в указанных хозяйствах стали регламентированы трудовым договором. 

Согласно представленным сведениям *** и «***» в качестве работодателя в Карсунском районе не были зарегистрированы, соответственно страховые взносы ими не начислялись и не уплачивались.

Исходя из этого, пенсионный орган правомерно отказал во включении в общий и страховой стаж истца периодов его работы заготовителем в *** и «***А» с 29.12.1994 по 14.05.1996 и с 16.05.1996 по 31.01.1998.

Ссылка истца на то, что *** и «***» находились на территории МО Сосновское сельское поселение Карсунского района, которая относилась к местности с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по 31.01.1998 основанием для удовлетворения исковых требований не является, поскольку отсутствуют доказательства постоянной работы истца в указанный период на территории данных хозяйств. Напротив истец в судебном заседании  пояснял, что в его должностные обязанности входила закупка  не только продукции растениеводства, но и продукции животноводства, которая закупалась в других хозяйствах. Пункты приема сельхозпродукции находили вне территории крестьянских хозяйств. Кроме того, истец занимался также поставкой сельскохозяйственной продукции в воинские части. В Сосновском сельском поселении располагались земли для выращивания сельхозкультур.

Учитывая вышеизложенное, суд обоснованно пришел к выводу о том, что  оснований для признания работы истца в спорные  периоды в местности с льготным социально-экономическим статусом  не имеется, а соответственно  у него и отсутствует право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что разъездной характер работы не влияет на его право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, поскольку многие населенные пункты Карсунского района Ульяновской области были отнесены к зоне с льготным социально-экономическим статусом, основаны на неверном толковании закона.

Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год, предоставляется только у граждан постоянно проживавших, либо работавших в указанных зонах. Периодическое пребывание  на данных территориях в связи с исполнением трудовых обязанностей не порождает такого права.

Не состоятельны и доводы апелляционной жалобы в части того, что суд в подтверждение постоянной работы истца должен был затребовать из архива сведения о постоянном месте его работы истца, а также должностную инструкцию.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ обязанность по представлению доказательств в обоснование своей позиции по иску лежит на сторонах.

Суд, по ходатайству стороны, вправе запросить необходимые документы.

Как следует из материалов дела, в том числе и протоколов судебных заседаний от 20.07.2017 и 04.08.2017 Масленников А.П. ходатайств о приобщении, либо о запросе указанных документов не заявлял.

Не являются доказательством постоянной работы истца в р.п. Карсун, либо на территории Сосновского сельского поселения, зонах с льготным социально-экономическим статусом, доводы истца о выплате ему ежемесячной выплаты, начисляемой в соответствии с п. 8 ст. 13 и п. 2 ст. 19 Закона Российской федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку им не представлено документального подтверждения назначения данной выплаты.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам искового заявления, судом первой инстанции им дана надлежащая правовая оценка.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области                                  от 04 августа 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Масленникова Александра Петровича – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                      Судьи: