УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Дементьев Н.Н. Дело № 33-4073/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
3 октября 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Чурбановой Е.В.,
при секретаре
Штукатурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 13 июля 2017 года,
по которому постановлено:
Исковые требования прокурора
Старомайнского района Ульяновской области удовлетворить.
Возложить на
Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обязанность обеспечить Шаймарданова Назима Арифовича специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения по месту трудоустройства по
окончании пребывания в образовательной организации, т.е. в *** Ульяновской
области.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Старомайнского
района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Шаймарданова
Н.А. к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта
Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением.
В обоснование иска указал, что Шаймарданов Н.А., *** года рождения, относится к
числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: его одинокая
мать – Ш*** Н.К. решением Радищевского районного суда Ульяновской области от *** лишена
родительских прав. Жилья в собственности Шаймарданов Н.А. не имеет. Решением
координационного совета по защите прав и
интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального
развития Ульяновской области от ***.2017 Шаймарданов Н.А. включен
в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение
ему не предоставлено. Просил обязать Министерство промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
обеспечить Шаймарданова Н.А. специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения в
г. Ульяновске.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине
отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых
помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права
на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает
права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства
Ульяновской области от 14.10.2014
№ 466-П Шаймарданов Н.А. может обратиться в Министерство с заявлением о
назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения
в размере 4000 рублей с приложением соответствующих документов.
В возражении на апелляционную жалобу прокурор
Старомайнского района Ульяновской области, полагая решение суда законным и
обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Из материалов дела
следует, что Шаймарданов Н.А., *** года рождения, относится к числу детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей: его одинокая мать – Ш*** Н.К. решением Радищевского районного суда Ульяновской области от *** лишена родительских прав. В соответствии с Постановлением главы
Радищевского района от 12.09.2000 несовершеннолетний Шаймарданов Н.А. помещен в
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время
Шаймарданов Н.А. является студентом Областного государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения «***», проживает в
студенческом общежитии по адресу: ***.
Согласно
представленным сведениям Шаймарданов Н.А. жилых помещений в
собственности не имеет.
Решением
координационного совета по защите прав и
интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения и социального
развития Ульяновской области от ***.2017 Шаймарданов Н.А. включен
в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного
жилищного фонда Ульяновской области.
Поскольку
Шаймарданов Н.А. до настоящего времени жильем в установленном законом порядке
не обеспечен, прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в
суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Старомайнского
района Ульяновской области, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Согласно ч. 1 ст.
109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №
15-ФЗ) (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их
проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения
специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых
помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от
21.12.1996 № 159-ФЗ, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 п.1, ранее
чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.
1 ст. 8 поименованного Закона.
Таким образом,
федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых
помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,
указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ.
К их числу
относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в
собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном
учреждении.
При этом ни ст. 8
Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не
устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия
предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого
помещения соответствующей категории граждан.
В соответствии с ч.2
ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»
от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми
помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку
(попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательной
организации или иной организации, в том числе в учреждении социального
обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в
образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения,
учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в
установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо
отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской
области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании
под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту
нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным
проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
Поскольку
Шаймарданов Н.А., относящийся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению
жильем, достиг совершеннолетия, жилья на праве собственности либо по договору
социального найма не имеет, суд пришел к правильному выводу о том, что он
подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением по
договору найма специализированного жилого помещения.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
Доводы, приведенные
Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия
жилья на территории муниципального образования и наличия очередности среди
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь
отмену решения суда.
Согласно положениям
вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации
списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей целью
определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования
(объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких детей.
Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми
помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как
и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в
обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма
специализированного жилого помещения.
Ссылки в жалобе на
возможность получения компенсации за наем жилья основанием к отмене решения
суда не являются, так как не освобождают ответчика от возложенных на него
обязанностей.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Постановлением
Правительства Ульяновской области от 04.04.2016 № 7/141-П «О внесении изменений
в постановление Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 454-П» внесены изменения в постановление Правительства Ульяновской
области от 02.10.2013 № 454-П «Об утверждении Положения о Министерстве
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области»: наименование после слов «о Министерстве»
дополнено словом «промышленности», в связи с чем необходимо указать в решении
суда наименование ответчика -
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области.
Руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 13 июля
2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области – без удовлетворения.
Указать в решении наименование ответчика - Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи: