Судебный акт
О включении периода работы в страховой стаж
Документ от 03.10.2017, опубликован на сайте 13.10.2017 под номером 68980, 2-я гражданская, о включении периодов в спецстаж и назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Усова В.Е.                                                         Дело № 33-4084/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             03 октября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда                           Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 27 июля 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Репиной Галины Михайловны удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Репиной Галине Михайловне в общий стаж работы период с 01 декабря 1991 года по 15 ноября 1994 года в *** и произвести перерасчет начисленной страховой пенсии по старости с 15 марта 2017 года с учетом включенного в стаж периода работы.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Репиной Г.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Репина Г.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе                г. Ульяновска Ульяновской области (далее – ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе               г. Ульяновска, пенсионный орган) о включении периода работы в общий страховой стаж, перерасчете пенсии. В обоснование иска указала, что обращалась в ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением ответчика от 22 мая 2017 года ей отказано во включении в общий страховой стаж периода её работы с 01 декабря 1991 года по 15 ноября 1994 года в ***, поскольку факт работы на территории Республики Таджикистан за вышеуказанный период не подтвержден компетентным органом иностранного государства. Считает отказ во включении указанного периода в стаж незаконным, так как факт её работы в спорный период подтвержден записями в трудовой книжке. Просила суд обязать ответчика засчитать в общий страховой стаж период её работы с 01 декабря 1991 года по 15 ноября 1994 года в *** республики Таджикистан и произвести перерасчет пенсии с учетом указанного периода.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. В обоснование жалобы указывает, что период работы после 01 декабря 1991 года мог быть включен в общий трудовой и страховой стаж только при наличии доказательств, подтверждающих факт уплаты за Репину Г.М. страховых взносов на пенсионное обеспечение. Между тем, обращает внимание, что истцом указанных сведений представлено не было. У Репиной Г.М. отсутствовали какие-либо документы, подтверждающие её работу в период с 01 декабря 1991 года по 15 ноября 1994 года.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 06 марта 2017 года Репина Г.М. обратилась в ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении страховой пенсии.

Решением пенсионного органа от 22 мая 2017 года в общий трудовой и страховой стаж Репиной Г.М. засчитан период ее работы с 17 января 1990 года по 30 ноября 1991 года в ***; отказано в зачете в общий трудовой и страховой стаж периода работы с 01 декабря 1991 года по 15 ноября 1994 года в *** в связи с тем, что факт работы на территории Республики Таджикистан за вышеуказанный период не подтвержден компетентным органом иностранного государства.

Полагая отказ во включении в стаж периода работы с 01 декабря 1991 года по 15 ноября 1994 года в *** незаконным, Репина Г.М. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований Репиной Г.М.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда г.Ульяновска от 04 апреля 2017 года установлен факт принадлежности Репиной Г.М. трудовой книжки, выданной 16 августа 1980 года на имя Киршиной-Репиной Галины Михайловны, ***.

Трудовая книжка, факт принадлежности которой Репиной Г.М. установлен указанным выше решением суда, содержит последовательные записи о трудовой деятельности истца, в том числе запись № 13 о приеме Репиной Г.М. 17 января 1990 года на должность геофизика ***, запись № 14 – об увольнении Репиной Г.М. с указанной должности 15 ноября 1994 года по собственному желанию, ст. 35 КЗоТ Республики Таджикистан, по уходу за ребенком до исполнения ему 14 лет.

Частью 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ).

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее – Рекомендации).

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года №203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Удовлетворяя требования Репиной Г.М., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорный период работы Репиной Г.М. подтвержден надлежащим образом, а именно записями в трудовой книжке, которая в силу норм действующего в настоящее время и действовавшего ранее законодательства (ст. 39 Кодекса законом о труде Российской Федерации) является основным документом о трудовой деятельности работника.

При этом суд правильно указал, что отсутствие в архиве Республики Таджикистан документов *** за период с 17 января 1990 года по 15 ноября 1994 года не может быть поставлено в вину работнику, и при наличии у последнего надлежащим образом оформленной трудовой книжки служить основанием для отказа в иске.

Доводы, приведенные ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска в апелляционной жалобе о невозможности включения в стаж периодов работы истца после 01 декабря 1991 года в отсутствие доказательств, подтверждающих факт уплаты за Репину Г.М. страховых взносов, являются несостоятельными.

В соответствии с пунктами 6-8 приведенных выше Рекомендаций правило о необходимости подтверждения стажа работы сведениями об уплате страховых взносов применимо в отношении лиц, прибывших из государств, которые не являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 года (Литовская Республика, Республики Молдова и Грузия), а в отношении лиц, прибывших из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, данное правило действует с 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ).

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                       Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 27 июля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                                      Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда                           Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                            

 

Судьи