Судебный акт
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА
Документ от 05.10.2017, опубликован на сайте 09.10.2017 под номером 68975, Президиум гражданский, , АПЕЛЛЯЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с возвращением на новое рассмотрение
Связанные судебные акты:

Об оспаривании решения Роспотребнадзора об отказе в согласовании строительства

Документ от 14.11.2017, опубликован на сайте 22.11.2017 под номером 69917, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

О признании незаконным отказа

Документ от 16.05.2017, опубликован на сайте 23.05.2017 под номером 66225, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                                                                                                                      Дело № 44Га-24/2017

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                         05 октября 2017 года

 

Президиум Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Болбиной Л.В.

и членов президиума Шибковой И.В., Колобковой О.Б., Королевой А.В.,

при секретаре Толмачевой А.В.

по докладу судьи областного суда Камаловой Е.Я.,

рассмотрев по кассационной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда  г.Ульяновска  от  16 января  2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 16 мая 2017 года дело по административному исковому заявлению Куприянова Николая Викторовича к  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области о признании незаконным отказа в выдаче согласования,

 

У С ТА Н О В И Л:

 

Куприянов Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к  Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области (далее – Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области) о признании незаконным отказа в выдаче согласования. В обоснование требований указал, что 13 сентября 2012 года он по договору купли-продажи приобрел земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Ульяновская область, *** район, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для комплексного освоения в целях индивидуального жилищного строительства, площадь участка 800 кв.м. В целях использования  вышеуказанного земельного участка по назначению 13 июня 2016 года он обратился в Департамент архитектуры градостроительства Ульяновской области с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка.

27 июня 2016 года Департамент архитектуры и градостроительства Ульяновской области выдал градостроительный план земельного участка. Разделом 2.2.4 «Иные показатели» градостроительного плана установлено, что согласно проекту зоны санитарной охраны действующего водозабора УМУП «Ульяновский водоканал» Архангельского грунтового водозабора, утвержденному Приказом Министерства сельского, лесного хозяйств природных ресурсов Ульяновской области от 24.12.2015 № 100, участок расположен в границах 3-го пояса зоны санитарной охраны Архангельского грунтового водозабора. Согласно п. 3.2.2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» новое строительство на территории III пояса зоны санитарной охраны грунтового водозабора производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

На его обращение от 14 сентября 2016 года с целью согласования строительства индивидуального жилого дома на указанном  земельном участке для последующего обращения в Департамент архитектуры градостроительства Ульяновской области с целью получения разрешения на строительство, ответчик 26 сентября 2016 года ему направил письмо № ***, которым отказал в согласовании строительства индивидуального жилого дома,  ссылаясь на то, что согласование не входит в полномочия Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области. Полагая данный отказ незаконным, лишающим его права на получение разрешения на строительство индивидуального жилого дома, истец просил  признать незаконным отказ Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в выдаче согласования; обязать ответчика произвести согласование строительства индивидуального жилого дома на вышеуказанном земельном участке.

 

Решением  Ленинского районного суда  г.Ульяновска  от  16 января  2017 года  на Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав  потребителей и благополучия человека по Ульяновской области  возложена обязанность рассмотреть вопрос по обращению Куприянова Николая Викторовича о согласовании строительства индивидуального жилого дома  на земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: Ульяновская область, *** район,  южная часть кадастрового квартала ***, по существу.

 

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 16 мая 2017 года решение районного суда оставлено без изменения.

 

В кассационной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области просит принятые по делу судебные постановления отменить.

 

Судьей Ульяновского областного суда Камаловой Е.Я. вынесено определение о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области Волковой Е.А., представителя Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области Аквиляновой Е.Ю., президиум находит жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области подлежащей удовлетворению.

 

Согласно ст.328 Кодекса административного судопроизводства РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

 

В кассационной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области  ссылается на допущенное судами существенное нарушение норм материального и процессуального права, поскольку в соответствии с действующими на настоящее время нормами Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»  органы Роспотребнадзора  не обладают полномочиями по рассмотрению проектов строительства и по выдаче каких-либо разрешительных документов (санитарно-эпидемиологических заключений) на проведение работ в зонах санитарной охраны.

Указывает, что судом не было учтено и то, что в силу положений  ч.5.1 ст.87 Земельного кодекса РФ, ст.10 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иных подзаконных актов нахождение  земельного участка, принадлежащего Куприянову Н.В.,  именно в зоне санитарной охраны должно быть подтверждено включением в Единый государственный реестр недвижимости и воспроизведением на публичной кадастровой карте сведений о зонах санитарной  охраны Архангельского грунтового водозабора.

 

Данные доводы  жалобы заслуживают внимания.

 

Положения статей  14, 59, 62  КАС  РФ обязывают суд при рассмотрении и разрешении административного дела устанавливать его фактические  обстоятельства, всесторонне и полно исследовать доказательства и правильно применять законодательство.

 

Из дела следует, что Куприянов  Н.В.  является  собственником  земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, *** район, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для комплексного освоения в целях индивидуального жильного строительства, площадью  800 кв.м.

Согласно градостроительному плану на данный земельный участок от  27.06.2016 он расположен в границах 3-го пояса зоны санитарной охраны Архангельского грунтового водозабора.

 

С целью согласования строительства индивидуального жилого дома на указанном  земельном участке 14 сентября 2016 года Куприянов Н.В. обратился в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области,  которым 26 сентября 2016 года ему  было отказано в  согласовании строительства индивидуального жилого дома ввиду отсутствия  у Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области полномочий на  выдачу  такого рода согласований.

 

Разрешая возникший спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у  органов  Роспотребнадзора  полномочий по согласованию нового строительства.

С выводами суда согласился и суд апелляционной инстанции.

 

Между тем к спорным отношениям судами  не были  правильно  применены  нормы действующего законодательства.

 

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области действует на основании Положения, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 09 июля 2012 года № 703.

В соответствии с п. 1 указанного Положения Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области на основании п. 8.3, 8.4 Положения проводит санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования и иные виды оценок; выдает санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные санитарным законодательством.

 

Статьями 18, 20, 26, 28, 42   Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определен    перечень оснований, при  наличии которых  выдается санитарно-эпидемиологическое заключение.

Ранее действовавшая редакция  статьи 12  указанного Закона (пункт 3)  допускала   предоставление земельных участков для строительства  только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

Вместе с тем  данный пункт утратил силу с 21.10.2011 на основании Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ.

 

Об отсутствии каких-либо действующих правовых норм, возлагающих на органы Роспотребнадзора обязанность по осуществлению экспертизы проектов нового строительства, заявлялось административным ответчиком  при рассмотрении дела по существу и  в апелляционной жалобе на решение суда.

Указанные доводы заявителя судами первой и апелляционной инстанции  были оставлены без должного внимания.

 

Наряду с этим, принимая решение о возложении на Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области обязанности по рассмотрению вопроса о согласовании нового строительства, суд первой инстанции  исходил  из того, что земельный участок, принадлежащий Куприянову Н.В., расположен в границах 3 пояса зоны санитарной охраны Архангельского  грунтового водозабора.

 

Из статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует, что зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является  зоной с особыми условиями использования территорий.

 

В силу положений пункта 5.1 статьи 87 Земельного кодекса РФ обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости.

 

Статья 10 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предполагает обязательное внесение в реестр границ  следующих сведений о зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальных обозначений таких зон и территорий (вида, типа, номера, индекса и других обозначений); описаний местоположения границ таких зон и территорий; наименований органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; содержания ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий и т.д.

Статья 12 данного Закона определяет кадастровые карты как составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. Состав сведений, содержащихся в кадастровых картах, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.

При этом публичными кадастровыми картами признаются кадастровые карты, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц.

 

На основании приказа  Минэкономразвития России от 17.03.2016 N 145 на публичных кадастровых картах воспроизводятся общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, в частности границы зон с особыми условиями использования территорий.

 

Вместе с тем из материалов дела не усматривается, что земельный  участок с кадастровым номером ***, принадлежащий Куприянову Н.В., располагается именно в границах 3 пояса зоны санитарной охраны Архангельского грунтового водозабора.

 

Данные обстоятельства судом апелляционной инстанции также  оставлены без внимания.

 

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без отмены судебного постановления и нового рассмотрения дела.

 

В связи с этим апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение, в ходе которого необходимо учесть изложенное, осуществить проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции с учетом всех установленных по настоящему делу обстоятельств, с соблюдением требований материального и процессуального закона.

 

Руководствуясь статьями 329, 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, президиум Ульяновского областного суда

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от  16 мая 2017 года отменить и направить дело на новое апелляционное рассмотрение в ином составе судей.

 

Председательствующий                                                                                   Л.В. Болбина