Судебный акт
Решение по административному иску о пересмотре кадастровой стоимости
Документ от 29.09.2017, опубликован на сайте 11.10.2017 под номером 68943, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                                                                                                Дело № 3а-36/2017

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

29 сентября 2017 года                                                               город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре  Дубровиной Л.О.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  административному исковому заявлению Волкова Юрия Ивановича  к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Правительству Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

Волков Ю.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, площадью 15 792 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Требования мотивировал тем, что указанным участком истец владеет на праве аренды. Кадастровая стоимость участка составляет 20 347 360 руб. 32 коп.

Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта недвижимости *** от 14 февраля 2017 года рыночная стоимость участка по состоянию на 8 февраля 2011 года составила 9 049 000 руб.

В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости  затрагивают права и обязанности этих лиц.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С учетом уточнения требований Волков Ю.И. просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 февраля 2011 года – 8 550 000 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – администрация города Димировграда.

В судебном заседании представитель Волкова Ю.И. – Солдатов В.И. уточненное административное исковое заявление поддержал, дав аналогичные изложенным в нем пояснения. Просил  определить кадастровую стоимость участка равной его рыночной стоимости, указанной в заключении ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.

Волков Ю.И., представители Управления Росреестра по Ульяновской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительства Ульяновской области, администрации г. Димитровграда в судебное  заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях на административный иск просил в удовлетворении требований к Управлению Росреестра по Ульяновской области отказать, ссылаясь на то, что Управление  прав административного истца не нарушало, поскольку не являлось организатором, заказчиком или исполнителем работ по государственной  кадастровой оценке земель населенных пунктов Ульяновской области, не осуществляло проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости, не вносило сведения о кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости, является ненадлежащим  административным ответчиком по делу..

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в  письменном отзыве просил в удовлетворении административного иска отказать, указывая на то, что учреждение прав административного истца не нарушало, поскольку не принимало участия в проведении государственной кадастровой оценки. Административным истцом пропущен пятилетний срок подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, исчисляемого с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Представитель Правительства Ульяновской области просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменном отзыве указывал, что не возражает против пересмотра кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены  физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Материалами дела установлено, что в отношении земельного участка, площадью 15 792 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, 6 июля 2011 года между  Комитетом по управлению имуществом города Димитровграда, как арендодателем, и ***, Волковым Ю.И., как соарендаторами, был заключен договор аренды земельного участка № *** на срок до 1 марта 2021 года, по  которому соарендаторы приняли в аренду указанный земельный участок пропорционально своим долям в праве общей долевой собственности  на здания (помещения с здании), строения, сооружения, расположенные на нём.

Между *** 17 апреля 2015 года заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 6 июля 2011 года № ***

Между *** и Волковым Ю.И. 29 апреля 2015 года заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 6 июля 2011 года № ***, в результате чего последний стал арендатором всего земельного участка, площадью 15 792 кв.м, с  кадастровым номером ***.

Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ***  определена в 20 347 360 руб. 32 коп. (акт определения кадастровой стоимости № *** от 25 апреля 2012 года, дата определения кадастровой стоимости – 8 февраля 2011 года).

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером были внесены в ЕГРН 25 апреля 2012 года, следовательно, пятилетний срок истек 25 апреля 2017 года

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельного участка исходя из которой рассчитываются арендные платежи, является актуальной для административного истца. Договор аренды земельного участка № *** от 6 июля 2011 года был заключен на срок до 1 марта 2012 года. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу рыночной стоимости участка и его кадастровой стоимости, составляющую более 30%, по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.

Согласно заключению № ***, *** от 1 сентября 2017 года названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка, площадью 15 792 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***,  по состоянию на 8 февраля 2011 г. составляла 8 550 000 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Доказательств, свидетельствующих об иной, нежели указанной в заключении ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы, величине рыночной стоимости земельного участка, не представлено. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости в размере
8 550 000 руб. является правомерным и подлежащим удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административное исковое заявление   Волкова Юрия Ивановича удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, общей площадью 15 792 кв.м, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 8 февраля 2011 года – 8 550 000 рублей.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 19 июля 2017 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый государственный реестр  недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                     Кинчарова О.Е.