Судебный акт
Приговор по п. в ч.2 ст.158 УК РФ является законным и обоснованным.
Документ от 27.09.2017, опубликован на сайте 05.10.2017 под номером 68787, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 158 ч.2 п. в, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Копылов В.В.

Дело №22-1942/2017

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ     ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск

27 сентября 2017 года

 

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего Грыскова А.С.,

с участием прокурора Чашленкова Д.А.,

осужденного Морозова О.М. и защитника в лице адвоката Капкаева Н.Ф.,

при секретаре Лавренюк О.Ю.

рассмотрел в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по апелляционным жалобам осужденного Морозова О.М., адвоката Капкаева Н.Ф. на приговор Заволжского районного суда г.Ульяновска от 09 августа 2017 года, которым

 

МОРОЗОВ Олег Михайлович,

*** ранее  судимый:

1) 16.08.2013 приговором Заволжского районного суда г.Ульяновска по ч.1 ст.166 УК РФ к ограничению свободы на срок 1 год 8 месяцев;

2) 17.04.2014 приговором Заволжского районного суда г.Ульяновска по ч.3 ст.30, п.«г» ч.2 ст.161 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы и с применением ст.70 УК РФ (приговор того же суда от 16.08.2013) окончательно к 2 годам 9 месяцам лишения свободы; освобожденный 16.01.2017 по отбытии срока;

3) 18.05.2017 приговором мирового судьи судебного участка №3 Заволжского судебного района г.Ульяновска по ч.1 ст.158 УК РФ к обязательным работам на срок 180 часов (наказание не отбыто),

 

осужден по п.«в» ч.2 ст.158 УК РФ к 2 годам лишения свободы.  

 

На основании ч.5 ст.69 УК РФ с учетом требований ст.71 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказания, назначенного  данным приговором, а также наказания, назначенного приговором мирового судьи судебного участка №3 Заволжского судебного района г.Ульяновска от 18.05.2017, окончательно Морозову О.М. назначено 2 года 10 дней лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

 

Меру пресечения Морозову О.М. с подписки о невыезде и надлежащем поведении постановлено изменить на заключение под стражу; взят под стражу в зале суда.

 

Срок наказания Морозову О.М. постановлено исчислять с 09.08.2017.

 

В приговоре решен вопрос о процессуальных издержках и вещественных доказательствах.

 

Апелляционное представление отозвано государственным обвинителем в соответствии с ч.3 ст.389-8 УПК РФ до начала заседания суда апелляционной инстанции.

 

Заслушав доклад судьи Грыскова А.С., выступления участников процесса, проверив доводы жалоб, суд апелляционной инстанции

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Морозов О.М. признан виновным в краже, то есть тайном хищении чужого имущества, совершенном с причинением значительного ущерба гражданину.

 

Преступление им совершено 22 апреля 2017 года в З*** районе г.У*** при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционных жалобах:

- осужденный Морозов О.М., не оспаривая выводы суда и квалификацию своих действий, выражает несогласие с приговором ввиду чрезмерной суровости назначенного наказания. Обращает внимание на наличие смягчающих обстоятельств, таких как полное признание вины и раскаяние в содеянном, принесение извинений потерпевшей, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка, который нуждается в его воспитании и поддержке. Отмечет, что преступление совершил, находясь в тяжелом материальном положении, в связи с чем просит применить ст.64, ст.53-1 и ст.73 УК РФ и, с учетом тяжести совершенного преступления, а также данных о его личности, назначить наказание, не связанное с реальным лишением свободы. Свою вину осознал, раскаялся, обязуется вести законопослушный образ жизни;

 

- адвокат Капкаев Н.Ф. в интересах осужденного Морозова О.М., не соглашаясь с приговором, указывает на чрезмерную суровость назначенного ему наказания. Отмечает, что Морозов О.М. вину признал полностью и раскаялся в содеянном, дал полные и правдивые показания, чем способствовал раскрытию данного преступления, сотрудничал со следствием, указывая механизм совершения преступления, принес извинения потерпевшей, которая не настаивала на строгом наказании. Кроме того, уголовное дело было рассмотрено в порядке особого судопроизводства, что также свидетельствует о полном признании вины. Судом необоснованно не принято во внимание, что Морозов О.М. полностью признал вину и активно способствовал раскрытию преступления, на учетах в наркологической и психиатрической больницах не состоит, по месту жительства и регистрации характеризуется удовлетворительно, жалоб в отношении него не поступало, проходил службу в армии, имеет хроническое заболевание ***, на иждивении находится малолетний ребенок, исковые требования потерпевшей признал в полном объеме, намерен погасить ущерб в ближайшее время, а также мнение потерпевшей, не настаивающей на строгом наказании. Считает, что в отношении Морозова О.М. возможно применение ст.73 УК РФ. На основании изложенного, просит приговор изменить, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, то есть условно.

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- осужденный Морозов О.М., адвокат Капкаев Н.Ф. поддержали доводы жалоб, просили их удовлетворить;

- прокурор Чашленков Д.А., обосновав несостоятельность доводов жалоб, просил приговор суда оставить без изменения, а жалобы – без удовлетворения.

 

Проверив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, выслушав выступления сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что приговор суда подлежит изменению.

 

Обвинительный приговор в отношении Морозова О.М. постановлен в порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ, учитывая согласие обвиняемого с предъявленным обвинением.

 

Требования, предусмотренные статьями 314-316 УПК РФ о порядке проведения судебного заседания и постановления приговора, соблюдены.

 

При ознакомлении с материалами уголовного дела в присутствии защитника в соответствии с п.1 ч.2 ст.315 УПК РФ Морозов О.М. заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.

 

Из протокола судебного заседания следует, что Морозову О.М. разъяснялись порядок и последствия постановления приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке. После чего Морозов О.М. также поддержал свое ходатайство о рассмотрении дела в порядке главы 40 УПК РФ, подтвердил, что он согласен с предъявленным обвинением, вину признает полностью и что решение о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства им принято добровольно после консультации с защитником.

 

Суд удостоверился в том, что ходатайство Морозова О.М. о рассмотрении дела в особом порядке было заявлено добровольно, после консультации с адвокатом, он в полной мере осознавал характер и последствия заявленного им ходатайства, а также понимал, что приговор не может быть обжалован в апелляционном порядке по основанию, предусмотренному п.1 ст.389-15 УПК РФ (несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, установленным судом первой инстанции).

 

Постановляя приговор без проведения судебного разбирательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обвинение, с которым осужденный согласился, подтверждается собранными по делу доказательствами, и оснований для отказа в удовлетворении заявленного Морозовым О.М. ходатайства не имеется. Учитывая мнения участников процесса (государственного обвинителя, потерпевшей), согласившихся с ходатайством, суд правильно постановил приговор без проведения судебного разбирательства. При этом предусмотренные уголовно-процессуальным законом права осужденного в ходе предварительного следствия и в судебном заседании, в том числе право на защиту, были соблюдены и реально обеспечены.

 

Уголовно-правовая оценка действиям Морозова О.М. по п.«в» ч.2 ст.158 УК РФ дана правильно.

 

Наказание осужденному Морозову О.М. назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, данных о его личности, наличия смягчающих и отягчающего наказание обстоятельств, а также влияния назначаемого наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

 

При этом суд в полной мере учел все смягчающие обстоятельства, а именно, полное признание вины, способствование расследованию преступления, состояние здоровья, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка. Иных обстоятельств, смягчающих назначенное Морозову О.М. наказание, суд апелляционной инстанции не усматривает. 

 

Также верно судом в качестве обстоятельства, отягчающего наказание Морозова О.М., учтен рецидив преступлений.

 

Вопреки доводам жалоб, суд обоснованно, с учетом всех обстоятельств по делу и данных о личности осужденного, не нашел оснований для применения положений статей 64 и 73, статьи 53-1 УК РФ, назначив Морозову О.М. наказание в виде реального лишения свободы, а также для изменения категории преступления по правилам ч.6 ст.15 УК РФ на менее тяжкую. Выводы суда о том, что исправление осужденного возможно только в условиях изоляции от общества, в приговоре мотивированы, не согласиться с ними у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.

 

Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для признания назначенного осужденному наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости не имеется, суд выполнил требования о строго индивидуальном подходе к назначению наказания.

 

Утверждение Морозова о совершении преступления в силу тяжелого материального положения не подтверждено материалами дела.

 

Вид и размер назначенного Морозову О.М. наказания в полной мере мотивирован, отвечает требованиям статей 6, 62, ч.2 ст.68 УК РФ, является соразмерным содеянному и справедливым, а потому оснований для его смягчения суд апелляционной инстанции не усматривает.

 

В связи с наличием в действиях осужденного рецидива, последнему для отбывания наказания в соответствии с п.«в» ч.1 ст.58 УК РФ обоснованно определена исправительная колония строгого режима.

 

Существенных нарушений норм уголовно-процессуального законодательства, влекущих за собой отмену приговора не допущено, вместе с тем приговор суда подлежит изменению по следующим основаниям.

 

В соответствии с п.12 ч.1 ст.299 УПК РФ при постановлении приговора суд разрешает вопрос о вещественных доказательствах. По смыслу ст.84 УПК РФ в качестве доказательств допускаются иные документы, если они имеют значение для установления обстоятельств, указанных в ст.73 УПК РФ, причем документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном виде, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленные ст.86 УПК РФ.

 

Судом в приговоре принято решение об уничтожении приобщенного к материалам уголовного дела в ходе предварительного следствия DVD-диска с видеозаписью с камер видеонаблюдения У*** отделения ПАО «Сбербанк России» ***, который храниться в камере вещественных доказательств ОП №*** (по обслуживанию З*** района) УМВД России по г.У***. Однако, в соответствии с положениями ч.2 ст.84 УПК РФ, указанный DVD-диск с видеозаписью относится к документам, которые в соответствии с требованиями ч.3 ст.84 УПК РФ приобщаются к материалам уголовного дела и хранятся в течение всего срока его хранения.

 

Таким образом, решение суда первой инстанции об уничтожении вещественного доказательства - DVD-диска с видеозаписью является незаконным, в связи с чем подлежит отмене с вынесением в данной части нового решения судом апелляционной инстанции о хранении данного вещественного доказательства при материалах уголовного дела.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 389-13, п.9 ч.1 ст.389-20, 389-28, 389-33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

приговор Заволжского районного суда г.Ульяновска от 09 августа 2017 года в отношении Морозова Олега Михайловича изменить.

 

Отменить решение суда об уничтожении вещественного доказательства - DVD-диска с видеозаписью с вынесением в данной части нового решения о хранении вещественного доказательства - DVD-диска с видеозаписью при материалах уголовного дела.

 

В остальном приговор оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                                            А.С. Грысков