Судебный акт
О перерасчете пенсии
Документ от 12.09.2017, опубликован на сайте 22.09.2017 под номером 68595, 2-я гражданская, о понуждении к перерасчету и назначению трудовой пенсии, взыскании компренсации недополученных сумм, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тудиярова С.В.                                                   Дело № 33-3613/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 12 сентября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Софронова Юрия Дмитриевича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 мая 2017 года с учетом определений того же суда от 04 июля 2017 года, от 18 июля 2017 года об исправлении описки, по которому постановлено:

В удовлетворении уточненных исковых требований Софронова Юрия Дмитриевича к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области, управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Ульяновской области о понуждении в перерасчете досрочной трудовой пенсии и выплате недополученных сумм отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Софронова Ю.Д., его представителя Курашова В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Софронов Ю.Д. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области, УПФ РФ (ГУ) по Ульяновской области о понуждении в перерасчете досрочной трудовой пенсии и выплате недополученных сумм. В обоснование иска указал, что он обращался с письменным заявлением к ответчикам о перерасчете его трудовой пенсии по старости с 01.01.2002 и выплате ему недополученных сумм в связи с неправильным применением пенсионного законодательства при определении размера его трудовой пенсии. В перерасчете пенсии ему было отказано. Он отработал в районах Крайнего Севера 20 лет 4 месяца. Из них 18 лет на шахте «***» ОАО «***» по профессиям Списка №1, а именно в должности подземного горнорабочего проходческого участка, подземного проходчика, мастера- взрывника. Трудовую деятельность закончил 23.03.1996. По достижении 45 лет ***.1999 в отделении Пенсионного фонда г.*** ему была назначена льготная трудовая пенсия по старости на основании п. «а» ст.12 Закона № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ». В конце декабря 2005 года он переехал на постоянное место жительства в ***, в январе 2006 года встал на учет в отделение Пенсионного фонда г.Димитровграда. Считает, что при оформлении пенсии специалист Пенсионного фонда г.*** рассчитал ему пенсию по Закону №340-1, начислив ему 753 руб. 79 коп., а также по закону № 173-ФЗ. В его пенсионном деле нет справки о заработке, которую хотел предоставить он, а имеется справка, которую он не сдавал, на основании которой ему рассчитана пенсия по п. 3 ст. 30 ФЗ № 173. Считает, что специалист Пенсионного фонда г. *** произвел расчет пенсии сразу по двум законам. В результате не учел службу в армии, несмотря на то, что в льготном исчислении период службы в армии по призыву учитывается в двойном размере, а также ошибочно рассчитал общий и специальный стаж календарно.

При поступлении его пенсионного дела в УПФ в г. Димитровграда эти ошибки исправлены не были. Из обращений к ответчику ему стало известно, что ответчик правильно определил службу по призыву в общий трудовой стаж, указал службу по призыву в двойном размере. Общий льготный стаж составляет 37 лет 3 месяца 19 дней, но стажевый коэффициент по специальному стажу рассчитан календарно. В ответе на его обращение также указано о применении к нему при расчете пенсии районного коэффициента 1,7. Считает, что пенсия ему выплачивается без учета районного коэффициента. В связи с тем, что ответчики не произвели перерасчет пенсии с 01.01.2002, он вынужден был произвести указанные расчеты самостоятельно.

С учетом уточнения исковых требований просил обязать ответчиков назначить ему пенсию по старости в льготном порядке ежемесячно в сумме 137 566 руб., взыскать с ответчиков сумму недополученной валоризации в размере 266 792 руб. 20 коп., сумму недополученной пенсии с 01.01.2002 по 01.05.2017 в сумме 1 052 732 руб. 60 коп., взыскать с ответчиков неполученные им суммы по доплате к пенсии, предусмотренные ФЗ № 84 от 10.05.2010, с даты установления этих выплат по 01.05.2017.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Софронов Ю.Д. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, удовлетворив его исковые требования, указывая в обоснование жалобы доводы, аналогичные доводам искового заявления. Указывает, что справка о заработной плате от 05.03.2001 является подложной, заработная плата не соответствует данным лицевых счетов. Считает неправильным при расчете страхового стажа учет периода службы в армии по призыву в календарном порядке. Полагает, что ответчик незаконно ограничивает пенсию, назначенную по ст. 16 ФЗ № 340-1 в максимальном размере. Считает, что пенсия ему должна выплачиваться с учетом районного коэффициента, независимо от места проживания, поскольку он отработал в районах Крайнего Севера более 15 лет.

В возражении на апелляционную жалобу управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Димитровграде Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу истца - без удовлетворения.

Представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что Софронову Ю.Д. *** года рождения, назначена с ***.1999 пенсия по старости по Списку № 1 в связи с работой в РКС по достижении 45 лет в соответствии с действующим на момент назначения пенсии Законом РФ от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

При назначении истцу пенсии управлением Пенсионного фонда по *** учтены общий трудовой стаж 25 лет 28 дней в календарном исчислении, 37 лет 3 месяца 17 дней (в льготном исчислении: период службы в армии по призыву в двойном размере и период работы в РКС в полуторном размере), стаж работы в РКС - 20 лет 4 месяца (в календарном исчислении) и стаж по Списку № 1 - 18 лет 5 месяцев 5 дней, пенсия назначена в максимальном размере.

Согласно ст.18 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» № 340-1 от 20.11.1990 максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии (часть первая статьи 17 Закона), а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и в горячих цехах (пункт «а» статьи 12 Закона), - трех с половиной размеров.

Размер пенсии (часть первая настоящей статьи) повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Суд первой инстанции верно указал, что размер пенсии истцу был определен верно в максимальном размере в соответствии со ст.18 Закона РФ от 20.11.1990 №340-1.

С 01.01.2002 размер пенсии истца был пересчитан по нормам Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2201 № 173-ФЗ по наиболее выгодному для истца варианту – из стажа на соответствующих видах работ.

В соответствии с п.3 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» размер пенсии истца с учетом повышенного соотношения заработков (1,7) при наличии стажа в РКС не менее 15 лет составил 1789,64 руб.

В соответствии с ФЗ от 29.11.2003 № 154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» с 01.01.2004 базовая часть трудовой пенсии стала увеличиваться лицам, проживающим в РКС и приравненных к ним местностях.

При выезде из РКС и МКС на новое постоянное место жительства за пределы указанных регионов размер базовой части трудовой пенсии пересматривался и устанавливался без учета районного коэффициента.

Порядок применения коэффициентов при определении пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, до 1 января 2002 года устанавливался Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 и Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993, а с 1 января 2002 года установлен Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 и Законом Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993.

Согласно статье 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в зависимости от размера районных коэффициентов. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В силу ст. 10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 в редакции, действующей до 22 августа 2004 года, районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются законодательным органом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате.

На основании Федерального закона от 29.11.2003 № 154-ФЗ «Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», вступившего в силу с 01.01.2004 размер базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов власти Российской Федерации установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяется с применением соответствующего районного коэффициента на весь период проживания указанных лиц в данных районах (местностях) (п.1 ст. 1 Закона).

Пунктом 2 ст.1 указанного Федерального закона установлено, что при выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии определяется в соответствии с п.п.1-4 ст. 14, п.п.1 и 2 ст. 15, п.1 ст. 16 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

На основании указанного закона в связи с переездом Софронова Ю.Д. из г.*** в *** базовая часть пенсии правомерно выплачивалась ему с января 2006 года без районного коэффициента.

С 01.01.2008 в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 №312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер базовой части трудовой пенсии истца увеличен в 1,5 раза и установлен истцу в сумме 2340 руб. (размер базовой части трудовой пенсии на 01.01.2008 – 1560 руб.).

В соответствии со ст.30.1 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 года №173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).

Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

В п. 4 ст. 30.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в отношении застрахованных лиц, у которых оценка пенсионных прав по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), предусмотрено, что сумма валоризации величины их расчетного пенсионного капитала определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

Из материалов пенсионного дела истца следует, что пенсия ему выплачивается с учетом валоризации, размер пенсии истца увеличивался в связи с проведенными индексациями пенсий по нормам действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В связи с вступлением с 01.01.2015 в действие Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» трудовые пенсии граждан преобразованы в страховые пенсии, установлен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размера пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. Пенсионные права граждан по нормам Закона N400-ФЗ в индивидуальных пенсионных коэффициентах (ИПК) или в «пенсионных баллах», а фиксированный базовый размер (ФБР) преобразован в фиксированную выплату (ФВ).

При этом пенсионные права граждан, уже являющихся пенсионерами по состоянию на 01.01.2015, также автоматически преобразованы в «пенсионные баллы», а размер «заработанной» суммы страховой пенсии сохранен.

Управлением ПФ РФ принято решение от 22.09.2016 о перерасчете истцу пенсии с 01.02.2006 (с даты поступления дела в управление) с учетом возмещения за нестраховой период службы в армии с 08.11.1972 по 28.11.1974 в сумме 17 руб. 08 коп. (сумма в месяц на 01.02.2006) и с 01.01.2010 с учетом переоценки пенсионных прав с применением стажевого коэффициента 0,65, с учетом баллов за период службы в армии с 01.08.2016.

Доводы апелляционной жалобы истца о подложности справки о заработной плате от 05.03.2001 несостоятельны, поскольку данная справка истцом не оспорена.

В силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 осуществляется их конвертация в расчетный пенсионный капитал. В этих целях определяется расчетный размер трудовой пенсии, для которого во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Доводы истца, указанные в исковом заявлении, на которые он также ссылается и в апелляционной жалобе, были тщательно проверены судом первой инстанции. Выводы суда подробно мотивированы, основаны на действующем законодательстве, которому дан подробный анализ в судебном решении, поэтому оснований для удовлетворения требования истца у суда не имелось.

Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на иное толкование норм права, и сводятся к несогласию с решением суда, однако, ни один довод жалобы не опровергает выводов суда, и не влечет отмену судебного решения.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 мая 2017 года с учетом определений того же суда от 04 июля 2017 года, от 18 июля 2017 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Софронова Юрия Дмитриевича - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: