Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 05.09.2017, опубликован на сайте 18.09.2017 под номером 68480, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Вериялова Н.В.                                                 Дело № 33-3525/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             05 сентября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 08 июня 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах   Медведевой Альфии Асхатовны  к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Городская поликлиника № 3»  об обеспечении  лекарственным препаратом удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Медведеву Альфию Асхатовну  лекарственным препаратом «***» в соответствии с медицинскими показаниями. 

Обязать ГУЗ Городская поликлиника №3 выписать Медведевой Альфие Асхатовне льготный рецепт на получение лекарственного препарата «***» в необходимом объеме и в соответствии с ее диагнозом.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района г.Ульяновска в интересах Медведевой А.А.  обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 3» (далее – ГУЗ «Городская поликлиника № 3») об обеспечении лекарственным  препаратом. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что Медведева А.А., *** года рождения, является инвалидом *** группы. 19 октября 2016 года врачом ГУЗ Городская поликлиника № 3 Медведевой А.А. в соответствии с её диагнозом был выписан рецепт на лекарственный препарат «***» № 100 в количестве 4 упаковок. Однако лекарственным препаратом по данному рецепту Медведева А.А. обеспечена не была по причине отсутствия препарата в аптечной сети. В феврале и марте 2017 года ГУЗ «Городская поликлиника № 3» отказало Медведевой А.А. в выписке льготных рецептов на получение лекарственного препарата «***». Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Медведеву А.А. лекарственным препаратом «***» по рецепту от 19 октября 2016 года в соответствии с её диагнозом, обязать ГУЗ «Городская поликлиника №3» выписать Медведевой А.А. льготные рецепты за февраль, март 2017 года  на получение лекарственного препарата «***» в необходимом объеме и в соответствии с её диагнозом.

Суд привлек к участию в  деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение. Указывает, что Министерство не бездействовало по обеспечению Медведевой А.А. лекарственным препаратом «***», так как Министерством производилась закупка данного лекарственного препарата на основании государственных контрактов. Обращает внимание, что Медведева А.А. была в полном объеме обеспечена лекарственным препаратом «***» по выписанным льготным рецептам от 09 января, 28 марта и 26 апреля 2017 года. В феврале 2017 года льготный рецепт Медведевой А.А не выписывался, в связи с чем у Министерства отсутствует обязанность по обеспечению истца лекарственным средством за этот период. Полагает, что Медведева А.А. не была  обеспечена лекарственным препаратом «***» по рецепту от 19 октября 2016 года по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Полагает, что обеспечение лекарственными средствами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Заволжского района г.Ульяновска просит решение оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Медведева А.А. является инвалидом *** группы, в связи с имеющимся заболеванием нуждается в лекарственном препарате «***».

19 октября 2016 года лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника № 3» Медведевой А.А. был выписан рецепт на лекарственный препарат «***» (***) № 100 в количестве 4 упаковки.

Данный рецепт обеспечен не был по причине отсутствия лекарственного препарата в аптечной сети.

09 января, 28 марта, 26 апреля 2017 года Медведевой А.А. тем же лечащим врачом выписывались льготные рецепты на лекарственный препарат «***», которые были обеспечены 31 января, 28 марта, 26 апреля 2017 года соответственно.

Несмотря на нуждаемость Медведевой А.А. в названном лекарственном препарате и в феврале 2017 года, рецепт на него лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника № 3» выписан истцу не был.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора Заволжского района г. Ульяновска в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательства, на основании анализа и оценки которых пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В соответствии с п.2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.

Поскольку рецепт на лекарственный препарат в феврале 2017 года Медведевой А.А. лечащим врачом ГУЗ «Городская поликлиника № 3» выписан не был, несмотря на нуждаемость истца в данном препарате, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, заявленные прокурором в интересах Медведевой А.А. и к ГУЗ «Городская поликлиника № 3» и к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области, возложив на лечебное учреждение обязанность по выписке Медведевой А.А. льготных рецептов на лекарственный препарат «***» в необходимом объеме, а на Министерство – обязанность по обеспечению истца названным лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями и рецептами лечащего врача. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является надлежащим ответчиком по требованиям об обеспечении Медведевой А.А. лекарственным препаратом.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Медведева А.А.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска  от 08 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи