Судебный акт
Оспаривание тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов
Документ от 08.09.2017, опубликован на сайте 18.09.2017 под номером 68471, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-35/2017

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

8 сентября 2017 года                                                                      город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретарях Дубровиной Л.О., Абросимовой А.А.,

с участием прокуроров Сальникова А.А., Данилова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс» о признании недействующими приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 ноября 2016 года № 06-310 «Об утверждении производственной программы общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс», осуществляющего деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами», приказа Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 ноября 2016 года № 06-320 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс» на 2017-2019 годы»,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

29 ноября 2016 г. Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области (далее также – Министерство) приняты приказы № 06-310 «Об утверждении производственной программы общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс», осуществляющего деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами», № 06-320 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс» на 2017-2019 годы».

Указанные приказы опубликованы в газете «Ульяновская правда» от 12 декабря  2016 г. № 137 (23970).

ООО «Контракт плюс» обратилось в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, которым просило признать указанные нормативные правовые акты не действующими со дня принятия решения по настоящему делу.

В заявлении административный истец ссылается на несоответствие принятых Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области приказов положениям нормативных правовых актов, имеющих большую силу, а именно:

- пункту 5 статьи 23 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,

- пункту 1 статьи 16.1, пункту 1 статьи 16.3, пункту 3 статьи 16.4, пункту 2 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,

- пунктам 21 и 23 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 484,

- пунктам 30, 48, подпункту «з» пункта 50 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 484,

- пункту 1 постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»,

- Приказу Минприроды России, Госкомзема России от 22 декабря 1995 г. №№ 525, 67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»,

- Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным приказом ФАС России от 21 ноября 2016 г. № 1638/16.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ООО «Контракт плюс» на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляет эксплуатацию полигона твердых коммунальных отходов, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, ОГУСП совхоз «Ульяновский плодопитомнический», в 1300 метрах севернее с.Большие Ключищи. Полигон внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов.

По итогам рассмотрения разработанной и направленной обществом в Министерство для утверждения производственной программы по оказанию услуги по захоронению твердых коммунальных отходов и установлении предельных тарифов на эти услуги была получена Выписка из протокола заседания Правления Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 ноября 2016 г., из которой стало видно, что при согласовании производственной программы Министерство исключило ряд затрат на осуществление деятельности, прямо предусмотренных законом, а именно: «Резервный фонд на рекультивацию полигона», «Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов», «Затраты по сбору, обработке и перечислению в бюджет платежей за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов», «Затраты на оплату НДС», в связи с чем установленный тариф не обеспечивает финансовые потребности общества.

Направленное административным истцом в адрес Министерства заявление об урегулировании разногласий было отклонено как необоснованное.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Контракт плюс» Рябов М.Ю. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дал аналогичные иску пояснения. Дополнительно пояснил, что исключение Министерством указанных затрат привело к снижению объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы и тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.

Полагает, что рекультивация полигона входит в состав работ по обслуживанию полигона. Работы по рекультивации производятся после окончания срока эксплуатации полигона, установленного рабочим проектом полигона в  36 лет. Поскольку процесс рекультивации земель является затратным и трудоёмким, расходы на рекультивацию должны учитываться при установлении тарифа, аккумулироваться в течение всего периода эксплуатации полигона. После окончания срока эксплуатации полигона взимание с потребителей расходов на его рекультивацию станет невозможным. Полагает, что расходы на рекультивацию подлежат отнесению к прочим производственным расходам согласно пункту 30 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами. В обоснование своей позиции также ссылается на подпункт 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому расходы на рекультивацию относятся к материальным затратам налогоплательщика, связанным с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения.

Общество также не согласно с исключением из производственной программы расходов по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду. В связи с изменениями правового регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами с 01 января 2016 г. ООО «Контракт плюс», являющееся оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, несет обязанность по внесению такой платы. Федеральным законодательством прямо предусмотрено, что расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов, поэтому исключение таких затрат из производственной программы противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую силу. Размер платы в производственной программе был определен расчетным путем.

Кроме того, выражает несогласие с исключением из производственной программы затрат на оплату налога на добавленную стоимость, поскольку при утверждении программы с учетом заявленных в ней объемов расходов общество, являющееся плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения, в силу пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации должно будет перейти на уплату налога на добавленную стоимость.

Представитель административного ответчика Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области Катрачева С.И. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на то, что оспариваемые приказы изданы административным ответчиком в соответствии с его компетенцией, порядок принятия и порядок опубликования оспариваемых нормативных правовых актов соблюдены, приведенным в иске положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, они не противоречат.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Данилова Е.В., полагавшего заявление подлежащим частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно статье 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 2.2.8 Положения о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. № 8/125-П, установление тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, осуществление мониторинга выполнения производственных программ организаций коммунального комплекса, согласованных Министерством в соответствии с требованиями законодательства о регулировании тарифов организаций коммунального комплекса, относится к полномочиям Министерства.

Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 12 июля     2013 г. № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 г. № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» нормативные правовые акты органов исполнительной власти Ульяновской области подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания.

Согласно части 1 статьи 5 приведенного Закона официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Министерством 29 ноября 2016 г. приняты приказы № 06-310 «Об утверждении производственной программы общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс», осуществляющего деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (далее также – приказ № 06-310), № 06-320 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс» на 2017-2019 годы» (далее также – приказ № 06-320).

Указанные приказы опубликованы в газете «Ульяновская правда» от 12 декабря  2016 г. № 137 (23970).

В разделе 4 «Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы» Приложения к приказу № 06-310 утверждены объемы финансовых потребностей ООО «Контракт плюс» на 2017 год в размере 39 421,56 тыс.руб., на 2018 год – 40 518,72 тыс.руб., на 2019 год – 41 659,23 тыс.руб.

Приказом № 06-320 утвержден базовый уровень операционных расходов на период  2017-2019 г.г. в сумме 25 488,02 тыс.руб., установлены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов: с 1 января 2017 г. по 30 июня 2017 г. – 71,93 руб./куб.м, с 1 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. – 74,08 руб./куб.м, с 1 января 2018 г. по 30 июня 2018 г. – 74,08 руб./куб.м, с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. – 75,99 руб./куб.м, с 1 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. – 75,99 руб./куб.м, с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2019 г. – 78,30 руб./куб.м.

Приказы № 06-310 и № 06-320 приняты Министерством развития конкуренции и экономики Ульяновской области во исполнение своих полномочий и в рамках его компетенции, определенной как федеральным законодательством, так и законодательством субъекта.

Таким образом, принятие оспариваемых нормативных правовых актов компетентным нормотворческим органом с соблюдением процедуры их принятия и опубликования подтверждается материалами дела. Данные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Законом об отходах.

В силу статьи 1 Закона об отходах под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, под размещением отходов – их хранение и захоронение.

В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами Правительством Российской Федерации 30 мая 2016 г. принято постановление № 484, которым утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования тарифов).

Согласно пункту 1 статьи 24.8 Закона об отходах захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от 15 мая 2016 г. № 424.

Из представленных материалов следует, что ООО «Контракт плюс» зарегистрировано в качестве юридического лица 26 декабря 2001 г., предметом деятельности ООО «Контракт плюс» являются организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, обработка вторичного сырья, удаление и обработка твердых отходов.

Между ООО «Контракт плюс» и Министерством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области 10 апреля 2008 г. заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Ульяновской области, расположенного по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, ОГУСП совхоз «Ульяновский плодовопитомнический», в 1300 метрах севернее с.Большие Ключищи, для размещения полигона твердых бытовых отходов, договор заключен на срок до 1 марта 2022 г.

Полигон, которым владеет ООО «Контракт плюс», внесен в Государственный реестр объектов размещения отходов,  № 73-00001-З-00479-010814.

04 апреля 2016 г. ООО «Контракт плюс» была предоставлена бессрочная лицензия на сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, утилизацию отходов IV класса опасности, размещение отходов IV класса опасности.

19 июня 2017 г. ООО «Контракт плюс» выдана бессрочная лицензия на сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, обработку отходов IV класса опасности, утилизацию отходов IV класса опасности, размещение отходов IV класса опасности.

Согласно положениям Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами проект производственной программы разрабатывается регулируемой организацией и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Производственная программа разрабатывается на срок действия регулируемых тарифов регулируемой организации.

В производственную программу подлежат включению мероприятия, осуществляемые регулируемой организацией в рамках текущей (операционной) деятельности, а также мероприятия, обеспечивающие поддержание объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов (далее соответственно - мероприятия производственной программы, объекты), в состоянии, соответствующем установленным требованиям технических регламентов. В производственную программу не включаются мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов.

Регулируемая организация разрабатывает проект производственной программы исходя из необходимости обеспечения работы объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регулируемая организация направляет проект производственной программы на утверждение в уполномоченный орган до 1 мая года, предшествующего году начала периода реализации производственной программы.

Уполномоченный орган в течение 20 рабочих дней со дня получения проекта производственной программы проверяет ее на соответствие требованиям раздела II настоящих Правил.

В случае несоответствия проекта производственной программы указанным требованиям уполномоченный орган направляет регулируемой организации уведомление об отказе в утверждении проекта производственной программы с описанием выявленных несоответствий и приложением проекта производственной программы.

Регулируемая организация обязана в течение 10 рабочих дней после получения уведомления об отказе в утверждении проекта производственной программы доработать его и направить повторно в уполномоченный орган или направить в уполномоченный орган заявление об урегулировании разногласий.

Заявление об урегулировании разногласий рассматривается в порядке, предусмотренном разделом IV настоящих Правил.

Рассмотрение доработанного проекта производственной программы осуществляется уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня его повторного получения.

Уполномоченный орган утверждает производственную программу в срок не позднее 1 декабря года, предшествующего году начала реализации производственной программы.

Финансовые потребности на реализацию производственной программы учитываются при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Основ ценообразования тариф на захоронение твердых коммунальных отходов подлежит регулированию.

Тарифы устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

При этом размер тарифов должен компенсировать регулируемым организациям экономически обоснованные расходы на реализацию производственных и инвестиционных программ и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами инвестированного капитала (пункт 7 Основ ценообразования).

Как указано в пункте 16 Основ ценообразования, необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

При определении необходимой валовой выручки учитываются расходы регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций мероприятий в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей эффективности (пункт 17 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктами 18, 19 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

При установлении тарифов применяются следующие методы:

а) метод экономически обоснованных расходов (затрат);

б) метод индексации;

в) метод доходности инвестированного капитала.

Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов в соответствии с положениями пунктов 28 и 61 Основ ценообразования.

Из материалов дела следует, что ООО «Контракт плюс» 29 апреля 2016 г. обратилось в орган регулирования с заявлением об утверждении производственной программы и тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно расчетам общество рассчитало финансовую потребность для выполнения производственной программы на 2017-2019 годы с учетом корректировки и включения в программу суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 309 863 389 руб. и предлагало установить тариф в размере 187,80 руб./куб.м.

Специалистами Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов.

На заседании правления регулирующего органа 29 ноября 2016 г. утверждены проект приказа об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для ООО «Контракт плюс» на 2017-2019 годы и долгосрочные тарифы с применением метода индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

23 декабря 2016 г. ООО «Контракт плюс» подано заявление об урегулирование разногласий, в котором общество выразило несогласие с исключением из затрат расходов на рекультивацию полигона, на плату за негативное воздействие на окружающую среду и на оплату налога на добавленную стоимость.

По итогам согласительного совещания, состоявшегося 06 марта 2017 г., доводы административного истца были отклонены, как необоснованные.

Доводы общества о несогласии с утвержденной производственной программой и установленными тарифами сводятся к необоснованному отказу Министерства включить в тариф часть расходов, заявленных обществом.

В обоснование заявленных требований ООО «Контракт плюс» ссылается на то, что принятые Министерством приказы не соответствуют законодательству, регулирующему отношения в области обращения отходов, и приняты без учета экономически обоснованных расчетов предприятия.

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно абз. 2 пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

В соответствии со статьей 23 Закона об отходах (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ) при размещении отходов взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Порядок установления тарифов с применением метода индексации  содержится в разделе VII Основ ценообразования.

Согласно положениям указанного раздела при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

При применении метода индексации тарифы, долгосрочные параметры регулирования тарифов устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с методическими указаниями и включает в себя производственные расходы (за исключением расходов на энергетические ресурсы), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы.

Неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе расходы на обязательное страхование, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации;

в) расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи;

г) сбытовые расходы;

д) экономию средств, достигнутую в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования;

е) расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 11 настоящего документа экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов;

ж) расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по ним, предусмотренных подпунктом "б" пункта 38 настоящего документа, с учетом положений, предусмотренных пунктом 11 настоящего документа;

з) расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Размер платежей за негативное воздействие на окружающую среду на период 2017-2019 г.г. был определен регулируемой организацией расчетным путем исходя из планового объема размещения твердых коммунальных отходов на 2017 год – 540 000 куб.м (57 510 тонн), на 2018 год – 550 000 куб.м (58 575 тонн), на 2019 год – 560 000 куб.м (59 640 тонн) и ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913.

Как следует из пункта 18 Правил регулирования тарифов, экспертное заключение органа регулирования должно содержать обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов.

Между тем ни экспертное заключение, составленное специалистами Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, ни протокол заседания Правления Министерства от 29 ноября 2016 г. не содержат мотивов и обоснования исключения из предложенного ООО «Контракт плюс» расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В судебном заседании представитель административного ответчика, ссылаясь на пункт 22 Правил регулирования тарифов, пояснил, что основанием для исключения из производственной программы расходов по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду послужило непредставление регулируемой организацией документов, подтверждающих несение таких расходов.

Вместе с тем органом регулирования не принято во внимание следующее.

Изменения в правовое регулирование в области обращения с твердыми коммунальными отходами, возлагающие на операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, внесены Федеральным законом от 29 декабря 2014 г.              № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и вступили в силу с 1 января 2016 г.

Следовательно, обязанность по внесению такой платы у ООО «Контракт плюс» возникла с 1 января 2016 г.

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255 и применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 г.

В силу пункта 32 названных Правил отчетным периодом в отношении платы признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год наступила у административного истца 1 марта 2017 года, тогда как производственная программа на 2017-2019 годы была утверждена 29 ноября 2016 г., то есть до наступления обязанности по внесению платы. Следовательно, у регулируемой организации объективно отсутствовала возможность с производственной программой представить в Министерство документальное подтверждение расходов по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Размер таких расходов был определен административным истцом в производственной программе расчетным путем.

Министерство, утверждая производственную программу, согласовало планируемый объем размещаемых твердых коммунальных отходов на 2017, 2018, 2019 годы в размере 540 тыс. куб.м. Между тем объем размещенных в отчетном периоде отходов в силу пункта 9 Правил № 255 является платежной базой при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Министерство при утверждении производственной программы корректировку размера такой платы не произвело, не приведя никаких обоснований, исключило сумму затрат на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, что не соответствует положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а именно: пункту 9 статьи 23 Закона об отходах, пунктам 46, 50 Основ ценообразования, чем допустило нарушение прав ООО «Контракт плюс», выразившееся в необоснованном занижении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов. Министерством при этом не учтено, что размер тарифов должен компенсировать регулируемой организации экономически обоснованные расходы на реализацию производственной программы и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности текущей деятельности.

Таким образом, приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 ноября 2016 года № 06-320 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс» на 2017-2019 годы» следует признать недействующим, поскольку он не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Ссылку административного ответчика на пункт 22 Правил регулирования тарифов и неподтверждение регулируемой организацией экономической обоснованности расходов на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду суд находит несостоятельной, поскольку учет таких расходов при формировании тарифа прямо предусмотрен федеральным законодательством.

 

Кроме того, следует признать недействующим раздел 4 «Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы» Приложения к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 ноября 2016 года № 06-310 «Об утверждении производственной программы общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс», осуществляющего деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы ООО «Контракт плюс», как указывалось выше, утвержден на 2017 год в размере 39 421,56 тыс.руб., на 2018 год – 40 518,72 тыс.руб., на 2019 год – 41 659,23 тыс.руб.

Основами ценообразования определено, что в данный объем включаются текущие расходы, которые, в свою очередь, включают в себя неподконтрольные расходы, к которым относятся расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.

Объем финансовых потребностей утвержден Министерством без учета расходов на внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, что также не соответствует приведенным выше нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В остальной части приказ № 06-310 не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем заявленные требования в этой части удовлетворению не подлежат.

С доводами административного истца относительно исключения Министерством из производственной программы сумм затрат на рекультивацию полигона и на оплату налога на добавленную стоимость суд согласиться не может, считая их необоснованными по следующим основаниям.

В обоснование своих доводов ООО «Контракт плюс» ссылается на предусмотренную экологическим законодательством и договором аренды обязанность общества по рекультивации земель полигона, поэтому полагает, что предстоящие расходы по рекультивации должны быть учтены в соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования в составе прочих производственных расходов, поскольку такие расходы относятся к материальным расходам общества при эксплуатации полигона в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем учет расходов на рекультивацию полигона в составе тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов действующими нормативными правовыми актами в области обращения с отходами не предусмотрено, и исключение Министерством таких расходов из производственной программы ООО «Контракт плюс» не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении промышленных, бытовых и других отходов, загрязнении участков поверхности земли, если по условиям восстановления этих земель требуется снятие плодородного слоя почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Учитывая, что ООО «Контракт плюс» осуществляет предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказываемых им услуг, накопление резервного фонда для рекультивации полигона в силу приведенного постановления Правительства РФ должно происходить за счет средств общества, а возмещение таких расходов за счет включения их в тариф законом не предусмотрено.

Ссылку административного истца на подпункт 1 пункта 7 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации следует признать несостоятельной, поскольку налоговое законодательство относит расходы на рекультивацию земель к материальным расходам в целях налогообложения, тогда как предметом рассмотрения Министерством являлись производственная программа общества и установление для него предельных тарифов.

Расходы на оплату налога на добавленную стоимость, относящегося к неподконтрольным расходам, правильно были исключены Министерством из производственной программы и не были учтены в составе тарифа на захоронение, поскольку ООО «Контракт плюс» является плательщиком упрощенной системы налогообложения.

При несении в течение истекшего периода регулирования экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов, регулируемая организация согласно пункту 11 Основ ценообразования не лишена возможности поставить вопрос перед органом регулирования о корректировке долгосрочного тарифа.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая, что оспариваемые в части нормативные правовые акты до вынесения судом настоящего решения применялись, и на их основании реализованы права граждан и организаций, суд считает необходимым признать недействующими приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 ноября 2016 года № 06-320 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс» на 2017-2019 годы», раздел 4 «Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы» Приложения к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 ноября 2016 года № 06-310 «Об утверждении производственной программы общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс», осуществляющего деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами» с момента вступления решения суда в законную силу. Основания, предусмотренные законом, для признания недействующими указанных актов со дня принятия решения, как того просит административный истец, отсутствуют.

В силу статьи 111 КАС РФ с Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области в пользу ООО «Контракт плюс» следует взыскать в счет возмещения расходов по уплате при подаче заявления в суд государственной пошлины 4500 рублей.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс» удовлетворить частично.

Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 ноября 2016 года № 06-320 «Об установлении предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс» на 2017-2019 годы», раздел 4 «Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы» Приложения к приказу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 29 ноября 2016 года № 06-310 «Об утверждении производственной программы общества с ограниченной ответственностью «Контракт плюс», осуществляющего деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

В удовлетворении остальной части требований общества с ограниченной ответственностью  «Контракт плюс» отказать.

Взыскать с Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области в пользу общества с ограниченной ответственностью  «Контракт плюс»  в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 4500 рублей.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина