Судебный акт
Предоставление жилья ребенку сироте
Документ от 05.09.2017, опубликован на сайте 18.09.2017 под номером 68367, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                 Дело № 33-3522/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                            05 сентября 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Юнусовой Наили Усмановны на решение Ленинского районного суда                             города  Ульяновска от 09 июня 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Юнусовой Наили Усмановны к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить Юнусову Наилю Усмановну специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Юнусовой Н.У., ее представителя Махмутовой Д.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Юнусова Н.У. обратилась в суд с иском к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование требований указано, что Юнусова Н.У., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с лишением её родителей родительских прав.

С *** по *** истица воспитывалась в детском доме *** ОГКУ «***».

С ***.2002 состоит на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В настоящее время с составом семьи из 3 человек (она, сыновья - Ю*** Р.Р., А*** Д.М.) проживает в комнате в коммунальной квартире общей площадью 11,23 кв.м, по адресу: г***, предоставленной ей по договору социального найма. Жилых помещений в собственности не имеет.

Просила признать незаконным бездействие и обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить ее жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Юнусова Н.У. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в отзыве на исковое заявление подтвержден факт того, что она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с правом на предоставление жилого помещения в муниципальном образовании «город Ульяновск». Однако до сегодняшнего дня жилым помещением она не обеспечена по причине отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, представителей третьих лиц Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерства образования и науки Ульяновской области, Администрации города Ульяновска, УМС администрации города Ульяновска, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Юнусова Н.У. (до брака А*** Н.У.) относилась к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.  Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних при Николаевском Райисполкоме от ***  А*** (Юнусова) Н.У. была отобрана у матери А*** С.Ю., в постановлении сообщается, что муж А*** С.Ю. - А*** У.А. осуждён.

Решением Николаевского районного суда Ульяновской области от ***  А*** С.Ю. была лишена родительских прав в отношении дочери А*** (Юнусовой) Н.У. Юнусова Н.У. воспитывалась в ОГКУ «***»  с ***  по ***. Затем обучалась в профессиональном училище *** проживала в общежитии.

В период с 1986 года до 2002 года  Юнусова Н.У. в органы государственной власти и местного самоуправления по вопросу обеспечения ее жильем не обращалась. Впервые обратилась 11.06.2002  в администрацию Засвияжского района города Ульяновска. Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации района от 13.02.2002 за № *** Юнусова Н.У. включена в очередь граждан на получение жилплощади за № ***.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 03.08.2006  Юнусовой Н.У. на состав семьи из 3 человек (она, Ю*** Р.Р. и А*** Д.М.) предоставлена по договору социального найма комната в коммунальной квартире по ***, где она и проживает до настоящего времени.

Юнусова Н.У. продолжает состоять в очереди граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в настоящее время под № ***.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от 25.05.2017 года (протокол №***) Юнусовой Н.У. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, так как она в связи с достижением возраста 23 лет  не относится к лицам данной  категории и не подлежит обеспечению жилым помещением специализированного государственного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Обращаясь с настоящим иском, истица просила обязать ответчика обеспечить ее жилым помещением  именно как ребенка-сироту, указывая на то, что она еще в 2002 году была признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена в общегородскую очередь.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правильно  руководствовался  положениями Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и исходил из того, что  положения  данного Федерального закона устанавливают обязанность государства обеспечить жилыми помещениями во внеочередном порядке только лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет.

Данный вывод суда является  обоснованным.

Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено предоставление жилья во внеочередном порядке по договорам специализированного найма.  

Согласно ст.1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В силу вытекающей из статей 7, 38 и 39 Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определяемых статьей 1 Федерального закона N 159-ФЗ понятий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статус социально защищаемой законом категории совершеннолетних граждан связывается с необходимостью преодоления той трудной жизненной ситуации, в которой эти граждане оказались в детстве (в несовершеннолетнем возрасте). Предоставляемые государством меры социальной поддержки в соответствии с данным Законом призваны помочь этой категории граждан адаптироваться в самостоятельной жизни уже после достижения ими совершеннолетия.

Именно в возрасте от 18 до 23 лет по смыслу и содержанию Федерального закона № 159-ФЗ граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной и требующей дополнительной поддержки со стороны государства категорией граждан. Правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства на основании указанного Закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

С достижением возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным Законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом,  в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей, и лица из их числа, должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений до достижения  возраста 23 лет.  По достижении  этого возраста указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996  меры социальной поддержки, так как они утрачивают  одно из установленных законодателем условий получения  такой социальной поддержки. 

Истица на момент обращения с заявлением о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области вне очереди достигла возраста 45 лет.  По достижении 23-летнего возраста  ею утрачен статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и соответственно право на социальную поддержку от государства в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения не имеет.

Довод истицы и ее представителя о том, что Юнусова Н.У. еще в 2002 году  признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением и поставлена в общегородскую очередь, однако до настоящего времени  жилье ей не предоставлено, соответственно за ней сохраняется  право на предоставление жилого помещения не зависимо от того, что она до достижения  23-летнего возраста не обращалась в установленном законом порядке с  заявлением о  постановке на  учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением как ребенка-сироту, основан на неверном толковании норм действующего законодательства.

Так,  в силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ  право на предоставление жилого помещения у достигшего 23-летнего возраста ребенка, относящегося  к числу лиц, перечисленных в названном законе, сохраняется только в  том случае, если до достижения возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Таким лицом истица, как  следует из материалов дела, признана не была.

Таким образом, само по себе признание истицы в 2002 году нуждающейся в обеспечении жилым помещением на общих основаниях и постановка ее в общегородскую очередь, не является основанием для обеспечения истицы жилым помещением в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 во внеочередном порядке.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Юнусова Н.И. включена в список  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, что подтверждается отзывом ответчика на исковое заявление, а потому суд необоснованно отказал в удовлетворении исковых требований, несостоятельны.

Так, одно лишь указание в отзыве ответчика на включение истицы в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями без предоставления соответствующих документов, подтверждающих данный факт, не является безусловным основанием к обеспечению истицы жильем во внеочередном порядке в соответствии с нормами Закона Ульяновской области № 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области».

В материалы дела представлена копия уведомления (л.д.88), согласно которому  Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних от 25.05.2017 года (протокол №11) Юнусовой Н.У. отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.            Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 09 июня 2017 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Юнусовой Наили Усмановны – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                      Судьи: