Судебный акт
О возложении обязанности демонтировать вывески с объекта культурного наследия
Документ от 29.08.2017, опубликован на сайте 06.09.2017 под номером 68286, 2-я гражданская, об обязании произвести демонтаж несогласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                   Дело № 33а-3447/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            29 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Лифановой З.А. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Скала П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Хусаиновой Самарии Айнатулловны – Федоськина Эдуарда Геннадьевича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска  от 31 мая 2017 года, по которому постановлено:

 

исковое заявление Правительства Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Хусаинову Самарию Айнатулловну произвести демонтаж с объекта культурного наследия «Доходный дом купцов Нестеровых/Красниковых, до 1865г.; 1910-е гг», расположенного по адресу *** вывесок «Торговый центр Садко», «Casio», «Блиц-Ателье», «Аксессуары для волос «Парики», «Вологодский Лён», «Головные уборы», «Королева ХL».

Взыскать с Хусаиновой Самарии Айнатулловны в доход местного бюджета госпошлину в размере 6000 руб.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения представителя Хусаиновой С.А. - Федоськина Э.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Правительство Ульяновской области обратилось в суд с требованиями, уточненными в ходе судебного разбирательства, к Хусаиновой С.А. об обязании  произвести демонтаж  несогласованных   с региональным   органом  охраны объектов культурного наследия вывесок «Торговый центр Садко», «Casio», «Блиц-Ателье», «Аксессуары для ВАС «Парики», «Вологодский Лён», «Головные уборы», «Королева ХL».

Исковые требования мотивированы тем, что расположенный по адресу: ***, дом является объектом культурного наследия местного (муниципального) значения (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации - «Доходный дом купцов Нестеровых/Красниковых, до 1865 г.; 1910-е гг.», поставленным на государственную охрану Постановлением Ульяновской Городской Думы от 29.10.2003 № 332.

Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 28.05.2015 № 55 утверждён Порядок согласования и размещения вывески на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, предметах охраны исторического наследия регионального и местного (муниципального) значения, согласно которому проект размещения вывески на объекте культурного наследия необходимо согласовать с Управлением.

В ходе проведенного специалистами Управления осмотра здания выявлено, что на нем размещены несогласованные в установленном порядке вывески. В связи с чем 13.03.2017 в адрес собственника здания – Хусаиновой С.А. была направлена претензия с требованием в срок до 10.04.2017 произвести демонтаж данных вывесок, которая оставлена без исполнения.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Хусаиновой С. А. – Федоськин Э.Г. не соглашается с решением, просит его отменить, принять новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что размещение по месту нахождения и осуществления деятельности вывесок с информацией о наименовании, виде деятельности, режиме работы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является обязанностью, которая установлена ст. 1474 ГК РФ и ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». При этом нормы, регламентирующие параметры данных вывесок; порядок их размещении на зданиях, строениях, сооружениях; состав элементов вывесок (текстовые и декоративно-художественные части), федеральное законодательство не содержит.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006
№ 38-ФЗ «О рекламе» вывески с информацией о наименовании лица, режиме его работы не относятся к рекламе, а поэтому для их размещения не требуется согласования с органами местного самоуправления. Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области незаконно установило для хозяйствующих субъектов ограничения к размещению вывесок и информационных табличек путем введения соответствующих требований по их размещению и содержанию.

Здание по адресу: ***, было поставлено на государственную охрану в 2003 году, в то время как проект фасада этого здания был согласован главным архитектором г.Ульяновска - Касаткиной С.С. в  2002 году. Суд не дал оценку данному факту.

В возражениях на апелляционную жалобу Правительство Ульяновской области считает  решение законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.

Хусаинова С.А., представитель Правительства Ульяновской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Статьей 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу пункта 2 статьи 52 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» использование объекта культурного наследия, с нарушением настоящего Федерального закона и законодательства субъектов Российской Федерации об охране и использовании объектов культурного наследия запрещается.

Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (ст. 6 Федерального закона № 73-ФЗ).

Как следует из материалов дела, Хусаиновой С.А. на праве собственности принадлежит нежилое здание по адресу***

Постановлением Ульяновской Городской Думы от 29.10.2003 № 332 указанное здание поставлено на государственную охрану как объект культурного наследия местного (муниципального) значения (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации - «Доходный дом купцов Нестеровых/Красниковых, до 1865 г.; 1910-е гг.».

Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 28.05.2015 № 55 утверждён Порядок согласования и размещения вывески на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, предметах охраны исторического наследия регионального и местного (муниципального) значения.

Пунктом 2.1  Порядка установлено требование к размещению вывески: - без ущерба для внешнего архитектурного облика и технического состояния фасадов зданий и сооружений в строго определенных местах; - без уничтожения в ходе работ по монтажу и демонтажу фрагментов, в том числе сохранившихся исторических фрагментов, декоративного убранства фасадов зданий и сооружений; - упорядоченность размещения вывески в пределах фасада здания и сооружения; - стилистическое соответствие вывески архитектуре фасадов зданий и сооружений; - цветовая гармония вывески с цветовым решением фасада (п. 2.3); - соразмерность вывески фасаду здания и сооружения; - визуальная доступность, читаемость информации; - высокий уровень художественного и технического исполнения; - использование качественных, долговечных материалов с высокими декоративными и эксплуатационными свойствами.

Информационное поле вывески должно располагаться на части фасадной поверхности первого этажа здания или сооружения, соответствующей занимаемому заявителем помещению, или над входом в него (на элементах крыльца). Каждой организации допустимо иметь не более одной вывески на здании.

Управлением по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области, осуществляющим полномочия регионального органа охраны объектов культурного наследия, проведен осмотр принадлежащего ответчику здания, в ходе которого было установлено, что на нем размещены не согласованные в установленном порядке вывески «Садко-Аркада», «Casio», «Блиц-Ателье», «Аксессуары для Вас «Парики», «Вологодский Лён», «Головные уборы», «Королева ХL».

13.03.2017 в адрес собственника здания – Хусаиновой С.А. была направлена претензия с требованием в срок до 10.04.2017 произвести демонтаж данных вывесок.

До настоящего времени указанное требование не исполнено.

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права к рассматриваемым правоотношениям, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований административного истца, обязав Хусаинову С.А. произвести демонтаж несанкционированно установленных вывесок.

С данными выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы возражений ответчика в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Довод Федоськина Э.Г. о том, что проект фасада здания по адресу: ***, был согласован главным архитектором г.Ульяновска в  2002 году, до постановки здания на государственную охрану, правильность выводов суда первой инстанции не опровергает, поскольку спорные вывески были установлены на объекте культурного наследия в 2015-2016 г.г., без соответствующего согласования, что следует из пояснений заявителя жалобы в суде апелляционной инстанции.

Ссылка заявителя на ст. 1474 ГК РФ и ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992                № 2300-1 «О защите прав потребителей» не является основанием для освобождения административного ответчика от  обязанностей, установленных законодательством в сфере охраны объектов культурного наследия.

Доводы жалобы о том, что Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области незаконно установило требования к размещению вывесок и информационных табличек, являются несостоятельными в силу того, что Приказ Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 28.05.2015 № 55 никем не оспорен, является действующим нормативным актом, подлежащим исполнению.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска  от 31 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Хусаиновой Самарии Айнатулловны – Федоськина Эдуарда Геннадьевича  – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи