Судебный акт
Осужден по ч.2 ст.111 УК РФ
Документ от 30.08.2017, опубликован на сайте 06.09.2017 под номером 68215, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.2 п. з, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Баринова И.Г.                                                                         Дело №22-1731/2017

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          30 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Кислицы М.Н.,

судей  Львова Г.В., Грыскова А.С.,

при секретаре Марковой В.В.,

с участием: осужденного Дмитриева В.В., адвоката Малышевой С.И., потерпевшего К*** С.Г., прокурора Чашленкова Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело с апелляционной жалобой осужденного Дмитриева В.В. на приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20 июля 2017 года, которым

ДМИТРИЕВ  Валерий  Владимирович,

***, ранее не судимый,

осужден по п. “з” ч.2 ст.111 УК РФ к 3 годам лишения  свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Срок отбытия наказания постановлено исчислять с 20 июля 2017 года. Взят под стражу в зале суда. В срок отбывания назначенного наказания  зачтено время пребывания Дмитриева В.В. в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, в период времени с 17 апреля 2017 года по 26 апреля 2017 года. 

Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах.

Этим же приговором постановлено взыскать с Дмитриева В.В. в пользу К*** С.Г. в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением, 300 000 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Львова Г.В., судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дмитриев В.В. осужден за умышленное причинение К*** С.Г. тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, с применением предмета, используемого в качестве оружия.

Деяние имело место около 21 часа 30 минут 22 февраля 2017 года в квартире №*** дома №*** по ул.Р*** г.У*** при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционной жалобе осужденный Дмитриев В.В. ставит под сомнение правильность данной судом квалификации его действий, утверждая о том, что ножевое ранение потерпевшему нанес по неосторожности, поскольку был в состоянии алкогольного опьянения и размахивал рукой, в которой находился нож. Выражает несогласие с размером подлежащих взысканию с него денежных средств по иску потерпевшего. Просит принять справедливое решение.  

Апелляционное представление, поданное государственным обвинителем Трофимовым Г.А., отозвано им в порядке, предусмотренном ч.3 ст.389-8 УПК РФ.

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- осужденный Дмитриев В.В. поддержал апелляционную жалобу и пояснил, что раскаивается в содеянном;

- адвокат Малышева С.И., поддержав доводы апелляционной жалобы,  полагала, что представленные суду доказательства не подтверждают умысел Дмитриева В.В. на причинение тяжкого вреда здоровью К*** С.Г. Просила переквалифицировать действия Дмитриева В.В.  на ч.1 ст.118 УК РФ;

- потерпевший К*** С.Г. просил удовлетворить жалобу осужденного Дмитриева В.В. и пояснил, что Дмитриев В.В. частично возместил заявленные требования по гражданскому иску о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, в связи с чем просил снизить размер денежных средств, подлежащих взысканию с осужденного по гражданскому иску до 295 000 рублей;

- прокурор  Чашленков Д.А. обосновал своё мнение о необходимости отказа в удовлетворении апелляционной жалобы осужденного Дмитриева В.В. Просил приговор суда в отношении Дмитриева В.В. оставить без изменения.

 

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, находит приговор суда, постановленный в отношении Дмитриева В.В., подлежащим изменению в части разрешения гражданского иска, заявленного потерпевшим К*** С.Г.

 

Обстоятельства,  при которых Дмитриев В.В. совершил инкриминируемое ему преступление и которые в силу ст.73 УПК РФ подлежали доказыванию по делу, установлены судом правильно на совокупности доказательств, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании, изложенных в приговоре и получивших оценку суда в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ.

Утверждения осужденного Дмитриева В.В. в суде о том, что он случайно  причинил кухонным ножом телесные повреждения К*** С.Г., были предметом тщательной проверки и отвергнуты судом как несостоятельные, опровергнутые совокупностью исследованных в суде доказательств.

Так, потерпевший К*** С.Г. подтвердил в судебном заседании, что 22 февраля 2017 года зашел в квартиру своего соседа Г*** Р.А., где находился ранее незнакомый ему Дмитриев В.В. в состоянии алкогольного опьянения. Перед уходом он попросил у Дмитриева В.В. сигарету и пошел к выходу из квартиры. В этот момент к нему  сзади подошел Дмитриев В.В. и окликнул его. Повернувшись  лицом к Дмитриеву В.В., он увидел в его руке нож, которым Дмитриев В.В. нанес удар ножом в область его грудной клетки, выражаясь при этом в его адрес нецензурной бранью. Затем Дмитриев В.В. вновь попытался нанести удар ножом, но он, защищаясь, подставил под нож свою руку, в результате чего ножом был причинен порез мизинца его правой руки. В этот момент к ним подошел Г*** Р.А., который попытался оттащить от него Дмитриева В.В. Воспользовавшись этим,  он ушел из квартиры Г*** Р.А. 

Данные показание потерпевший К*** С.Г. подтвердил на очной ставке с Дмитриевым В.В.

Суд обоснованно положил в основу обвинительного приговора указанные показания потерпевшего К*** С.Г., поскольку оснований ставить под сомнение их достоверность у суда не имелось. Оснований для оговора потерпевшим К*** С.Г. ранее незнакомого ему Дмитриева В.В. не установлено.               

Кроме того, показания потерпевшего К*** С.Г. согласуются с показаниями свидетелей Г*** Р.А., К*** З.М., протоколом осмотра места происшествия, заключениями проведенных по делу экспертиз, другими исследованными в суде доказательствами. 

В частности, свидетель Г*** Р.А. показал в судебном заседании, что распивал спиртные напитки с Дмитриевым В.В. в своей квартире, когда к нему пришел сосед К*** С.Г. и попросил сигарету. После этого он ушел на балкон, а через некоторое время стал очевидцем того, как Дмитриев В.В. махал кухонным ножом перед К*** С.Г. и что-то кричал. После этого он увидел кровь в области груди К*** С.Г. При этом какого-либо конфликта между Дмитриевым В.В. и К*** С.Г. не было.

Свидетель К*** З.М.  подтвердила в судебном заседании, что 22 февраля 2017 года её муж К*** С.Г.  ходил в квартиру соседа Г*** Р.А., чтобы отнести ему блины.  Через непродолжительное время К*** С.Г. вернулся домой с раной в груди и пояснил, что ранее незнакомый ему мужчина по имени В***, находившийся в квартире Г*** Р.А., нанес ему удар ножом в грудь.

Давая оценку показаниям Дмитриева В.В. в судебном заседании в совокупности с другими исследованными в суде доказательствами, суд правильно признал несостоятельными его утверждения о причинении ножевого ранения К*** С.Г. по неосторожности.

Анализ и оценка показаний Дмитриева В.В. в приговоре приведены в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Оснований не согласиться с мотивированными суждениями суда в части оценки его показаний не имеется.

Оценив в совокупности исследованные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Дмитриева В.В. в умышленном причинении вреда здоровью потерпевшего К*** С.Г.

Об умысле Дмитриева В.В. на причинение тяжкого вреда здоровью К*** С.Г. свидетельствует характер совершенного им преступления, способ, локализация нанесенного повреждения и механизм нанесения удара предметом – ножом, обладающим большой поражающей способностью. Так, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы у К*** С.Г. обнаружено колото-резаное слепое проникающее ранение груди (рана на передней поверхности левой половины грудной клетки по срединно-ключичной линии на уровне 9 ребра) с повреждением по ходу раневого канала межреберной артерии, париетальной плевры и развитием левостороннего гемоторакса (кровь в плевральной полости). Указанное ранение груди причинило тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.

Квалификация действий осужденного Дмитриева В.В. является правильной, основанной на исследованных в судебном заседании доказательствах и уставленных судом фактических обстоятельствах дела. Мотивы юридической оценки действий осужденного в приговоре подробно приведены и полностью основаны на материалах дела.

В связи с этим оснований ставить под сомнение квалификацию действий осужденного Дмитриева В.В. по п. “з” ч.2 ст.111 УК РФ судебная коллегия не находит.

На основании анализа поведения Дмитриева В.В. во время и после совершения преступления, суд правильно пришел к выводу, что в момент совершения преступления Дмитриев В.В. находился в состоянии простого алкогольного опьянения, сознавал фактический характер своих действий и мог руководить ими, что также подтверждается заключением проведенной по делу судебно-психиатрической экспертизы, согласно которой Дмитриев В.В. болезненных расстройств психики, в том числе и временного характера, не обнаруживал, мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.     

Судебное разбирательство судом первой инстанции проведено в установленном законом порядке при соблюдении принципа состязательности сторон. Все представленные доказательства исследованы судом по инициативе сторон, заявленные ходатайства разрешены в соответствии с требованиями закона.  Ущемления  прав  осужденного, в том числе на защиту, в ходе уголовного судопроизводства не допущено.

Наказание осужденному Дмитриеву В.В. назначено в соответствии с требованиями  закона, с учетом содеянного, данных о личности и всех обстоятельств дела. В приговоре приведены мотивы  назначения Дмитриеву В.В. наказания в виде реального лишения свободы. При определении срока наказания учтены все обстоятельства, в том числе смягчающие и влияющие на назначение наказания, которые позволили назначить ему наказание с применением ч.1 ст.62 УК РФ. Суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения наказания осужденному с применением правил ст.ст.64, 73 УК РФ.

Оснований изменения категории совершенного Дмитриевым В.В. преступления на менее тяжкую в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ  не имеется.

Существенных нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену либо изменение приговора, не допущено.

Разрешая гражданский иск потерпевшего К*** С.Г. о компенсации морального вреда в сумме 300 000 рублей, причиненного ему преступлением, суд мотивировал свой вывод о его полном удовлетворении степенью испытанных им физических и нравственных страданий, возрастом осужденного, его материальным положением и трудоспособностью, требованиями разумности и справедливости.

Вместе с тем, суд установил и признал в качестве обстоятельства, смягчающего наказание Дмитриеву В.В., добровольное частичное возмещение им морального вреда, причиненного преступлением.

Согласно расписке от 30 марта 2017 года потерпевший К*** С.Г.  получил от Дмитриева В.В. 5 000 рублей в качестве компенсации морального вреда. В судебном заседании апелляционной инстанции потерпевший К*** С.Г. пояснил, что 5000 рублей принял от Дмитриева В.В. в счет погашения заявленного им иска о компенсации морального вреда в размере 300000 рублей.

При таких обстоятельствах, сумма денежных средств, подлежащих взысканию с осужденного Дмитриева В.В. в пользу К*** С.Г. в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением, подлежит снижению до 295 000 рублей. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.389-13, п.9 ст.389-20, ст.ст.389-28, 389-33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 20 июля 2017 года в отношении Дмитриева Валерия Владимировича изменить, снизить сумму денежных средств, подлежащих взысканию с осужденного Дмитриева В.В. в пользу К*** С.Г. в счет компенсации морального вреда, причиненного преступлением, до 295 000 рублей. 

В остальном приговор оставить без изменения, а  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи