Судебный акт
Признание факта невозможности проживания
Документ от 29.08.2017, опубликован на сайте 18.09.2017 под номером 68212, 2-я гражданская, о признании отказа в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ибрагимовой Е.А.                                           Дело № 33-3338/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               29 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Антоновой Юлии Александровны – Разумовой Марии Леонидовны на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 мая 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Антоновой Юлии Александровны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия                 Ульяновской области о признании незаконным отказа в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении от 13.07.2016 г. № *** исх; установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: *** – отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истицы Антоновой Ю.А. Разумовой М.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Антонова Ю.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным отказа в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, установлении данного факта.

В обоснование иска указано, что мать Антоновой Ю.А. – А*** И.Ю. решением Инзенского районного суда Ульяновской области от *** была лишена родительских прав в отношении дочери. Заочным решением Вешкаймского районного суда Ульяновской области от *** отец Антоновой Ю.А. – А*** А.П.  также в отношении нее был лишен родительских прав.

Постановлением Главы Вешкаймского района Ульяновской области от 28.04.2004 № *** над Антоновой Ю.А., *** года рождения, было учреждено попечительство, попечителем назначен её дядя А*** Д.П. Указанным постановлением за Антоновой Ю.А. была закреплена жилая площадь по адресу: ***.

Решением Комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от 13.07.2016 ей было отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ***, поскольку на момент достижения истицей совершеннолетия она была обеспечена жилым помещением по указанному адресу, а площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, зарегистрированное в данном жилом помещении, составляла 12,4 кв.м, что более учетной нормы.

Считает отказ незаконным, поскольку на момент её совершеннолетия площадь жилого помещения по адресу: ***, приходящаяся на одно лицо, зарегистрированное в данном жилом помещении, составляла 9,9 кв.м, что менее учетной нормы.

Просила признать отказ по установлению факта невозможности проживания в жилом помещении незаконным, установить данный факт.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Антоновой Ю.А. – Разумова М.Л. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

Указывает, что юридически значимые обстоятельства по делу установлены не верно. Считает, что при рассмотрении вопроса об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении истице не требуется подтверждения  факта  включения или не включения её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Вместе с тем, полагает, что отсутствие указанного факта без выяснения конкретных причин, в силу которых истица своевременно не была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Дело рассмотрено в отсутствие  истицы Антоновой Ю.А., представителя ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Антонова Юлия Александровна, *** года рождения, до достижения ею возраста 23 лет относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Родители истицы: мать А*** И*** Ю*** и отец А*** А*** П*** были лишены родительских прав в отношении детей, в том числе в отношении дочери Антоновой Юлии Александровны решениями судов Ульяновской области.

Постановлением Главы Вешкаймского района Ульяновской области от 28.04.2004 № *** попечителем несовершеннолетней Антоновой Ю.А. был назначен ее дядя - А*** Д*** П***. Указанным постановлением за истицей была закреплена жилая площадь по адресу: *** (общая площадь 55,3 кв.м.). Согласно справки формы 8 от 04.05.2005 (л.д.61) квартира является муниципальной и истица зарегистрирована в ней с 30.07.1989, а ее отец – А*** А.П. – с 22.11.1981.

По указанному адресу Антонова Ю.А. проживала до окончания школы, и после окончания колледжа до 2011 год. С 2011 года истица проживает и работает в г. ***, сохраняя регистрацию в данном жилом помещении.

По достижении 23 лет, истица статус ребенка-сироты утратила, в настоящее время истице исполнилось 28 лет.

Впервые по вопросу обеспечения жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения Антонова Ю.А. обратилась к ответчику в 2016 году, т.е. в возрасте 27 лет.

Решением Комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от 07.07.2016г. истице было отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: ***, так как на момент достижения истицей совершеннолетия она была обеспечена жилым помещением по указанному адресу – площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, зарегистрированное в данном жилом помещении, составляла 12,4 кв.м, что более учетной нормы.

Не согласившись с данным решением, Антонова Ю.А. оспорила его в судебном порядке.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения заявленных требований, не установлено.

Согласно ст. ст.1, 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам имеющим право на обеспечение жильём относятся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом Ульяновской области от 21.12.2012 N 200-ЗО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области" на территории Ульяновской области регулируются отношения, связанные с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.

Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 27.12.2012 N 644-П утверждён Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

Порядок определяет механизм предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированные жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений. 

Специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются: 1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным; 3) лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Поскольку  с заявлением о признании факта невозможности проживания в ранее закрепленном жилом помещении с целью дальнейшей постановки  на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым специализированным помещением из жилищного фонда Ульяновской области, Антонова Ю.А. обратилась по достижении  27 лет, т.е. на момент обращения она утратила статус ребенка-сироты, вывод суда о законности решения Комиссии об отказе Антоновой Ю.А. в постановке на данный учет, является правильным.

Так, по основаниям, предусмотренном Законом Ульяновской области от 21.12.2012 N 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области», а также в порядке, предусмотренном  Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 27.12.2012 N 644-П жилыми помещениями специализированного жилищного фонда  обеспечиваются только лица, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку на момент обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания в занимаемом жилом помещении Антонова Ю.А. впервые обратилась в 2016 году, т.е. уже утратив  данный статус, оспариваемое решение является правомерным.

При этом, сам факт нуждаемости истицы в жилом помещении, поскольку  она фактически с 2002 года обеспечена жилым помещением менее учетной нормы, правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет.

Так, изначально в 2004 году за истицей была закреплена жилая площадь в квартире ***, которую истица занимала по договору социального найма, как член семьи нанимателя.  Первоначально, на дату регистрации истицы в указанной квартире,  основанным квартиросъемщиком  являлась бабушка истицы – А*** Н.В. Истица была вселена на данную жилую площадь к своему отцу – А*** А.П., который зарегистрирован там по настоящее время.

После смерти А***  Н.В. договор социального найма данной квартиры заключен с А*** Д.П., дядей истицы.

До утраты истицей статуса ребенка-сироты постановление Главы Вешкаймского района Ульяновской области от 28.04.2004 № *** в части закрепления за Антоновой Ю.А. указанного жилого помещения не оспаривалось ни истицей, ни ее попечителем.

В настоящее время вопрос об обеспечении Антоновой Ю.А. жилым помещением по договору социального найма может быть решен только в общем порядке, т.е. она может быть поставлена на учет в общую очередь при признании нуждающейся в обеспечении жилым помещением и малоимущей.

Доводы апелляционной жалобы в части неправильного установления судом  юридически значимых обстоятельств несостоятельны и не подтверждены материалами дела.

Так, признавая законным отказ ответчика в установлении факта невозможности проживания истицы в занимаемом жилом помещении. Суд правильно указал, что установление данного факта необходимо только для решения вопрос об обеспечении ребенка-сироты специализированным жилым помещением.

Поскольку Антонова Ю.А. на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, никогда не состояла, а на момент обращения с заявлением об установлении факта невозможности проживания в квартире статус ребенка-сироты утратила, соответственно в установленном Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.12.2012 N 644-П порядке, она не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку это не влечет для нее правовых последствий.

При этом, доводы  представителя истца в части того, что в указанном порядке обеспечиваются жильем  все лица, имевшие статус детей-сирот, в том числе и те, кто своевременно не реализовал свое право, основаны на неверном толковании закона.

По достижении 23 лет специализированными жилыми помещениями обеспечиваются лишь те, кто своевременно был поставлен на учет и не был обеспечен жильем по вине соответствующего органа.

Не состоятельны и не являются основанием к отмене судебного решения доводы апелляционной жалобы в части нарушения судом норм процессуального права в связи с выходов за пределы заявленных требований.

Как следует из судебного решения, судом разрешены только те требования, которые заявлялись. Вывод суда об утрате истицей права на обеспечение  специализированным жилым помещением в связи с достижением возраста 23 лет не является разрешением каких-либо дополнительных требований.

В качестве одно из правовых оснований заявленных исковых требований является то, что Антонова Ю.А. относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а потому в соответствии с Законом Ульяновской области от 21.12.2012 N 200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»  имеет право на обеспечение жильем  во внеочередном порядке.

Суд, разрешая исковые требования, на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, а также в соответствии с нормами действующего законодательства, правомерно сделал вывод о том, что истца утратила право на обеспечение жильем в избранном ею порядке.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В остальной части доводы, приведенные представителя Антоновой Ю.А. – Разумовой М.Л. в апелляционной жалобе, аналогичны доводам искового заявления и судом им дана надлежащая правовая оценка.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса            Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя                         Антоновой Юлии Александровны – Разумовой Марии Леонидовны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: