Судебный акт
Отказ в перерасчете сумм возмещения вреда здоровью
Документ от 22.08.2017, опубликован на сайте 06.09.2017 под номером 68190, 2-я гражданская, о перерасчете и взыскании сумм ВВЗ, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                 Дело № 33-3214/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             22 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Пулькиной Н.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Зайцева Юрия Петровича – Дегтярева Анатолия Васильевича на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03 мая 2017 года, с учетом определения того же суда от 21 июня 2017 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Зайцева Юрия Петровича к Федеральному казненному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области»» о перерасчете и взыскании сумм возмещения вреда здоровью отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Зайцева Ю.П. – Дегтярева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Зайцев Ю.П. обратился в суд с иском к Федеральному казненному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области») о перерасчете и взыскании сумм возмещения вреда здоровью. В обоснование иска указал, что в период с 29 сентября по 26 октября 1986 года выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне. В связи с этим с 11 августа 1998 года впервые, а затем с 14 июля 2003 года бессрочно ему была установлена *** группа инвалидности с утратой ***% трудоспособности. С 29 июня 2016 года утрата профессиональной трудоспособности установлена в размере ***%. С 15 февраля 2001 года ему была назначена и выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью исходя из твердой денежной суммы в размере 1000 руб. ежемесячно как инвалиду *** группы, которая в дальнейшем индексировалась,  в том числе на основании решений суда. Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 ноября 2011 года ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью с 20 декабря 2010 года была пересчитана исходя из денежного довольствия истца и степени утраты трудоспособности ***%. В связи с увеличением степени утраты трудоспособности до ***% он обратился к ответчику за перерасчетом суммы возмещения вреда, однако в таком перерасчете ему было отказано. Просил взыскать с ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» единовременно недополученную сумму по указанным выплатам за период с 01 июля 2016 года по 30 апреля 2017 года в размере 57 918 руб. 74 коп., а начиная с 01 мая 2017 года – ежемесячно по 18 021 руб. 96 коп. с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Зайцева Ю.П. - Дегтярев А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении требований. Считает необоснованными выводы суда о том, что Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель сохранил для лиц, которым возмещение вреда было назначено до внесения изменений в Закон от 15 мая 1991 года № 1244-1 в зависимости от размера среднего заработка и процента утраты трудоспособности, только возможность получать его в прежнем размере, а не способ определения размера ежемесячных денежных выплат. Полагает, что порядок расчета сумм в возмещение вреда здоровью регулируется Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а порядок выплат указанных сумм - Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Указывает, что судом ошибочно истолкована позиция Конституционного суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 19 июня 2002 года № 11-П. Принимая решение, суд не учел, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 ноября 2011 года размер ежемесячной выплаты возмещения вреда определен Зайцеву Ю.П. в порядке, предусмотренном законодательством для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей, а не исходя из твердой денежной суммы, установленной п.25 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1. Считает, что судом первой инстанции фактически проведена ревизия законности и обоснованности вынесенного судебной коллегией по гражданским делам Ульяновского областного суда определения от 12 января 2012 года, которым названное решение Ленинского районного суда г.Ульяновска оставлено без изменения. Полагает, что факты, установленные указанными судебными постановлениями, являются преюдициальными по отношению к настоящему спору. Также считает, что судом не принято во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 ноября 2012 года № 24-П. Ссылаясь на положения ст. 1090 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», полагает, что при увеличении степени утраты профессиональной трудоспособности сумма возмещения вреда должна соответственно увеличиться, поскольку истец получал суммы в возмещение вреда здоровью, рассчитанные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. По мнению автора жалобы, определение размера утраченного денежного довольствия (заработка) возможно с учетом имеющейся у истца стойкой утраты трудоспособности в процентах.

В возражениях на жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя ответчика, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Зайцев Ю.П. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, состоит на обеспечении в Военном комиссариате Ульяновской области.

Решениями медико-социальной экспертизы с 11 августа 1998 года до 01 сентября 2003 года и с 01 августа 2003 года бессрочно истцу была установлена *** группа инвалидности с утратой ***% трудоспособности вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанного с аварией на Чернобыльской АЭС.

С 15 февраля 2001 года ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» истцу была назначена и стала выплачиваться денежная компенсация в возмещение вреда здоровью в твердой денежной сумме в размере 1000 руб.

Зайцеву Ю.П. была выплачена недополученная денежная компенсация за период с 11 августа 1998 года по 14 февраля 2001 года исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка на день выплаты в зависимости от степени утраты трудоспособности (***%) в сумме 75 882 руб. 03 коп.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 сентября 2004 года денежная компенсация в возмещение вреда здоровью была проиндексирована; в пользу истца с ответчика была взыскана недополученная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью за период с 19 июня 2002 года по 31 августа 2004 года; с 01 августа 2004 года определена к выплате сумма компенсации исходя из твердой денежной суммы.

В дальнейшем указанное решение было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 27 сентября 2007 года взысканы в пользу истца ответчика ежемесячные платежи в возмещение вреда здоровью в размере 2199 руб. 06 коп. с 01 октября 2007 года с последующей индексацией, в установленном законом порядке; взыскана единовременно задолженность по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 01 января 2001 года по 30 сентября 2007 года в сумме 20 744 руб. 30 коп.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 ноября 2011 года произведен перерасчет ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью с 20 декабря 2010 года исходя из денежного довольствия истца и степени утраты трудоспособности ***%.

С 29 июня 2016 года филиалом № 11 федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» истцу бессрочно установлена *** группа инвалидности, степень утраты профессиональной трудоспособности – ***%.

В связи с увеличением в 2016 году степени утраты трудоспособности до ***% истец обратился в ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» с заявлением о перерасчете ежемесячных платежей.

В перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью Зайцеву Ю.П. было отказано.

Полагая отказ в перерасчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью незаконным, Зайцев Ю.П. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы, определяет Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закона № 1244-1).

В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.

Статьей 3 Закона № 1244-1 определено, что гражданам Российской Федерации гарантируются установленные названным Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Впервые право граждан на получение денежных компенсаций по возмещению вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, было закреплено в пункте 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ, введенного в действие со 2 марта 1996 года).

Согласно данной норме гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона, гарантировалось возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием либо в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Федеральный закон от № 5-ФЗ), введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 были внесены изменения и дополнения, в соответствии с которыми пункт 25 части 1 статьи 14 данного Закона был изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 Закона № 1244-1, исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка: инвалидам I группы - 5000 руб., инвалидам II группы - 2500 руб., инвалидам III группы - 1000 руб.

В действующей редакции части 1 статьи 14 Закона № 1244-I пункт 25 отсутствует, а нормативные положения, аналогичные изложенным в приведенном выше пункте 25 части 1 статьи 14 названного закона в редакции Федерального закона № 5-ФЗ, содержатся в пункте 15.

Проанализировав положения законодательства, регулирующего отношения в сфере социальной поддержки граждан, принимавших участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы,  с учетом внесенных в него изменений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с 15 февраля 2001 года введено новое правовое регулирование этих отношений путем принятия Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ. С 15 февраля 2001 года осуществлен переход на новый способ определения размеров возмещения вреда здоровью, предполагающий в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степень утраты здоровья (инвалидность), а не утраченный заработок. Соответственно, суммы возмещения вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, были установлены в твердом размере в зависимости от полученной пострадавшим группы инвалидности.

Правовая норма (пункт 25 части 1 статьи 14 Закона № 1244-1), которая предусматривала возможность перерасчета сумм в возмещение вреда здоровью в зависимости от изменения степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности) в связи с принятием Федерального закона № 5-ФЗ действует в новой редакции и не содержит положений, допускающих изменение размера возмещения вреда здоровью (ежемесячной компенсации) по такому основанию, как изменение степени утраты трудоспособности.

Отказ федерального законодателя от определения размера возмещения вреда в зависимости от заработка и переход к новому способу - в зависимости от степени утраты здоровья - предполагает соблюдение принципа правовой определенности и стабильности правовых отношений и, по сути, направлен на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории, что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости.

Увеличение процента утраты профессиональной трудоспособности у Зайцева Ю.П. не может являться основанием для перерасчета выплачиваемых ему сумм возмещения вреда, поскольку такое увеличение имело место в 2016 году, когда действующим законом не предусмотрен перерасчет сумм возмещения вреда в связи с изменением степени утраты профессиональной трудоспособности у гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

С учетом изложенного вывод суда о том, что инвалидам-чернобыльцам действующим законодательством предоставлено право сохранить ежемесячную денежную компенсацию в ранее назначенной сумме, а не способ определения размера ежемесячных денежных выплат, является правильным.

Судом первой инстанции верно применены и истолкованы нормы специального законодательства, регулирующего спорные правоотношения, утверждения представителя истца о том, что решение суда противоречит нормам материального права, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и ранее состоявшимся судебным постановлениям, несостоятельны.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03 мая 2017 года с учетом определения того же суда от 21 июня 2017 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Зайцева Юрия Петровича – Дегтярева Анатолия Васильевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи