Судебный акт
Оспаривание решения об отказе в предоставлении земли
Документ от 22.08.2017, опубликован на сайте 30.08.2017 под номером 68090, 2-я гражданская, о признании незаконным решения, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Вериялова Н.В.                                                          Дело № 3а-3192/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 

 

г. Ульяновск                                                                          22 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П.  и Смирновой Ю.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Вашенкина Павла Анатольевича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 мая 2017 года, по которому постановлено:

 

Отказать  Вашенкину Павлу Анатольевичу в удовлетворении административного иска к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании решения незаконным, обязании обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения Вашенкина П.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Шамсутдиновой Л.М., просившей решение суда оставить без изменения, пояснения свидетеля С*** А.Н. – представителя администрации г.Димитровграда, не возражавшей против удовлетворения требований Вашенкина П.А.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Вашенкин  П.А. обратился в суд с административным иском к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении ему земельного участка, возложении обязанности обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка.

Требования мотивированы тем, что 14.09.2016 он направил в адрес Агентства заявление о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: У*** область, г. Д***, ул. С***, ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование (цель использования земельного участка) - для индивидуального жилищного строительства, площадью - 600 кв.м.

К заявлению приложил копию своего паспорта, выписку из ЕГРП, кадастровую выписку на земельный участок, согласие на обработку персональных данных.

Так как в установленный законом срок Агентство не ответило на его заявление, он обратился в суд с административным исковым заявлением о возложении на Агентство обязанности опубликовать извещение о предоставлении земельного участка. 

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21.11.2016 его заявление было удовлетворено.  Апелляционным определением Ульяновского областного суда указанное решение было отменено. Основанием для отмены явилось то, что уже после решения районного суда Агентство своим решением от 16.12.2016 отказало ему в предоставлении земельного участка.

С отказом Агентства в предоставлении земельного участка истец не согласен. Отказ основан тем, что испрашиваемый им земельный участок предусмотрен для строительства общеобразовательной школы. Вместе с тем отказ по данному основанию противоречит положениям п. 8 ст.39.15 и ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно выписке из ЕГРП, земельный участок не зарезервирован для муниципальных нужд. Ссылка  на Проект детальной планировки Западного района города Димитровграда, утвержденного распоряжением Главы города Димитровграда от 05.05.1988 № 204,  не состоятельна, поскольку 28.07.2010 решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области первого созыва от №34/459 утвержден новый Генеральный план города Димитровграда Ульяновской области.

В соответствии с данными Публичной кадастровой карты, в настоящее время в пределах микрорайона, в котором расположен испрашиваемый земельный участок, сформирован и поставлен на кадастровый учет самостоятельный земельный участок по адресу: У*** область, г.Д***, ул. С***, ***, с кадастровым номером *** для объектов учреждений детского дошкольного воспитания.

В связи с этим Вашенкин П.А. просил признать незаконным решение ответчика об отказе в предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: г.Д***, ул.С***, ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, площадью - 600 кв.м, обязать ответчика обеспечить в установленном нормативными правовыми актами порядке опубликование извещения о предоставлении в собственность за плату земельного участка и разместить указанное извещение на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», взыскать судебные расходы.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Вашенкин П.А. не соглашается с решением суда. Считает необоснованным вывод суда о том, что на основании постановления администрации г.Димитровграда от 20.04.2015 № 1171 «О формировании земельных участков в целях последующего резервирования для муниципальных нужд» испрашиваемый им земельный участок подлежит резервированию для муниципальных нужд. В данном постановлении не указан адрес и кадастровый номер участка, в связи с  чем объективных доказательств того, что в данном постановлении идет речь о спорном земельном участке, не имеется. Вместе с тем судом не учтено, что земельный участок по ул. С***, *** в г.Д*** поставлен на кадастровый учет.

Не состоятельной считает  ссылку суда на Проект детальной планировки западного района г.Димитровграда, утвержденный распоряжением Главы г.Димитровграда от 05.05.1988 № 204, поскольку 28.07.2010 решением Городской думы г.Димитровграда Ульяновской области первого созыва № 34/459 утвержден новый генеральный план города. Указанным планом не предусмотрено, что испрашиваемый им земельный участок входит к границы зон планируемого размещения социального объекта. Земельный участок расположен в самостоятельной территориальной зоне Ж-1 – зона малоэтажной жилой застройки. Территория, которая находится вокруг испрашиваемого земельного участка и которая, якобы, предназначена для строительства школы, находится в территориальной зоне Ж-3.  Вместе с тем формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается (ст. 30 ЗК РФ).

В возражениях на апелляционную жалобу Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя администрации г.Димитровграда, допрошенного судом апелляционной инстанции в качестве свидетеля, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Вашенкин П.А. обратился в Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время Агентство) с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером ***, распложенного по адресу: У*** область, г.Д***, ул. С***, ***, категории земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование (цель использования земельного участка) – для индивидуального жилищного строительства, площадью 600кв.м.

16.12.2016 Агентство отказало Вашенкину П.А. в предварительном согласовании предоставления в собственность указанного земельного участка со ссылкой на то обстоятельство, что по информации, полученной путем межведомственного взаимодействия от Комитета по управлению имуществом администрации г.Димитровграда Ульяновской области испрашиваемый земельный участок находится на территории, которая предусмотрена в соответствии с Проектом детальной планировки западного района г.Димитровграда, утвержденным распоряжением Главы города Димитровграда от 05.05.1988 № 204, под строительство общеобразовательной школы.  

В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (ст. 39.2 ЗК РФ).

Статья 39.18 ЗК РФ предусматривает особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с указанной статьей в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В данном случае Вашенкину П.А. было отказано в предоставлении земельного участка на том основании, что он предназначен для строительства общеобразовательной школы.

При рассмотрении дела суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований истца, пришёл к вводу о том, что испрашиваемый истцом земельный участок  не может быть ему предоставлен на основании п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ, поскольку находится  в составе территории, предназначенной для последующего резервирования под объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения муниципального значения.

Судебная коллегия находит данный вывод ошибочным, противоречащим фактическим обстоятельствам дела.

Статьей 39.15 ЗК РФ предусмотрены, в том числе, такие самостоятельные основания для отказа в предоставлении земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства, как резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п. 7), а также, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения (п.17).

Отказ в предоставлении Вашенкину П.А. земельного участка по тому основанию, что на данном земельном участке планируется размещение школы (то есть п. 17 ст. 39.16 ЗК РФ), является несостоятельным.

В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена представитель администрации г.Димитровграда С*** А.Н., которая пояснила, что на основании Проекта планировки  Западного района города Димитровграда, утвержденного распоряжением Главы города Димитровграда от 05.05.1988 № 204, на ул. Суворова, 14 планировалось размещение общеобразовательной школы. При этом испрашиваемый истцом земельный участок входил в состав указанного земельного участка. Впоследствии в связи с развитием в указанном районе индивидуального жилищного строительства, а также размещением автостоянки площадь земельного участка по ул. Суворова, 14 значительно уменьшилась, в связи с  чем указанный земельный участок был снят с кадастрового учета.   В настоящее время государственный контракт на строительство на указанном земельном участке школы отсутствует.  Также указала, что на основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 09.12.2015 индивидуальному предпринимателю был предоставлен земельный участок, который ранее также входил в состав земельного участка по ул. Суворова 14, для строительства объекта физкультурно-оздоровительного значения.  

При этом судебная коллегия отмечает, что 13.07.2006 администрацией г.Димитровграда было вынесено распоряжение № 187-р «О проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков».  Указанным распоряжением были утверждены проекты границ земельных участков для строительства индивидуальных жилых домом, в том числе и земельные участки по ул. Суворова, 2,4,6,8,10,12,14, 18, каждый из которых площадью 600 кв.м, за исключением участка № 2, площадь которого составила 690 кв.м. 

10.08.2006 земельный участок по ул. *** в г.Димитровграде, площадью 600 кв.м стоит на кадастровом учете с видом разрешенного использование - для индивидуального жилищного строительства.

С учетом вышеизложенного, отказ в предоставлении истцу испрашиваемого им земельного  участка со ссылкой на то, что он предназначен для строительства общеобразовательной школы, является несостоятельным.

Довод Агентства о том,  что земельный участок, на который претендует истец, входит в состав земельного участка, зарезервированного для муниципальных нужд, также не нашел своего подтверждения  в ходе рассмотрения дела.

20.04.2015 администрацией г.Димитровграда было принято распоряжение № 1171 «О формировании земельных участков в целях последующего резервирования для муниципальных нужд». В указанном постановлении Комитету по градостроительной деятельности было предписано подготовить проект постановления администрации города о присвоении номеров земельным участкам на основании сведений государственного кадастра недвижимости, свободных от прав третьих лиц, выявленных при проведении инвентаризации согласно приложению.

Комитету по управлению имуществом города было предписано обеспечить проведение работ по формированию земельных участков, подлежащих последующему резервированию для муниципальных нужд, согласно приложению, - в срок до 01.06.2015, а также осуществить работы по резервированию для муниципальных нужд сформированных  земельных участков согласно приложению в срок до 01.07.2015.

В приложении к указанному постановлению указан земельный участок по ул. Суворова, 14 площадью 6690 кв.м., а также земельный участок площадью 13580 кв.м юго-западнее земельного участка по ул. Суворова, 14 – под объекты систем электро-, газоснабжения, объектов систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения муниципального значения.

Как следует из содержания указанного постановления, оно не является документом о резервировании земельных участков для муниципальных нужд,  а издано в целях проведения предварительных работ по формированию земельных участков для муниципальных нужд.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г.Димитровграда С*** А.Н. подтвердила, что указанное постановление до настоящего времени не реализовано. По её мнению, препятствий в предоставлении испрашиваемого истцом земельного участка не имеется.  

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что законных оснований для отказа в предоставлении Вашенкину П.А. испрашиваемого им земельного участка не имеется.

В соответствии с положениями ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Статьей  39.18 ЗК РФ предусмотрено 2 возможных варианта решения уполномоченного государственного органа по результатам рассмотрения заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного: это обеспечение  опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей  в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещение извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; а также принятие решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Поскольку отказ в предоставлении Вашенкину П.А. земельного участка по ул. *** в г.Димитровграде противоречит положениям законодательства, судебная коллегия считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность   обеспечить опубликование извещения о предоставлении в собственность за плату земельного участка по ул. *** в г.Димитровграде для индивидуального жилищного строительства.

Учитывая, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении требований истца. 

На основании ст. 111 КАС РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по госпошлине.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 мая 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Вашенкина Павла Анатольевича удовлетворить.

Обязать Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в установленном законом порядке опубликовать извещение о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** для индивидуального жилищного строительства, назначение – земли населенных пунктов.

Взыскать с Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в пользу Вашенкина Павла Анатольевича госпошлину в сумме 300 руб.

 

Председательствующий

 

Судьи: