Судебный акт
Взыскание пособия на погребение
Документ от 22.08.2017, опубликован на сайте 28.08.2017 под номером 68034, 2-я гражданская, о взыскании пособия на погребение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                  Дело № 33-3316/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     22 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Пулькиной Н.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Клетаниной Валентины Васильевны на решение Ленинского районного суда                        г. Ульяновска от 06 июня 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении требований Клетаниной Валентины Васильевны к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о взыскании выплаты социального пособия на погребение отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Клетаниной В.В.,  поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Клетанина В.В. обратилась в суд с иском к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по                   городу Ульяновску о взыскании выплаты социального пособия на погребение. В обоснование иска указала, что ***.2016 в *** года рождения, гражданин Российской Федерации, ранее проживавший по адресу: ***. Погребение Клетанина А.Г. было произведено в                      г. Ульяновске за её счет и с помощью компании по оказанию ритуальных услуг. 25.01.2017 она обратилась в орган социальной защиты населения для получения пособия на погребение. 30.01.2017 Департаментом Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску в выплате социального пособия на погребение было отказано в связи с отсутствием справки о смерти Клетанина А.Г. Однако представление указанной справки невозможно, поскольку государство Испания подобные документы по форме, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не выдает. Просила взыскать с Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области социальное пособие на погребение в сумме 5200 руб., расходы на оплату услуг адвоката в размере 3000 руб.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Клетанина В.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что в соответствии с Конвенцией, отменяющей требование легализации иностранных документов, 1961 года, ратифицированной как Испанией, так и Российской Федерацией, обязанность повторной государственной регистрации факта смерти гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в консульском учреждении или в консульском отделе дипломатического представительства Российской Федерации, отсутствует. В соответствии со ст.2,3 указанной Конвенции каждое из договаривающихся государств освобождает от легализации документы, на которые распространяется Конвенция и которые должны быть представлены на его территории. Единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. Считает, что свидетельство о смерти Клетанина А.Г. от *** №***, выданное *** (Испания), заверенное апостилем от *** № ***, является документом, приравненным к справке о смерти по форме № 33, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1247.

Дело рассмотрено в отсутствие Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», третьих лиц - Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерства финансов Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Клетанина В.В. 25.01.2017 обратилась в Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску с заявлением о назначении социального пособия на погребение мужа Клетанина А.Г. В заявлении истица указала, что Клетанин А.Г. умер *** в *** Испания, находясь на отдыхе.

В качестве подтверждения смерти супруга Клетанина В.В. представила выписку из актовой записи о смерти Клетанина А., заверенную гербовой печатью  территориального управления Министерства юстиции *** Испании.

30.01.2017 истице было отказано в назначении указанного пособия, в связи с отсутствием в предоставленном пакете документов справки о смерти         Клетанина А.Г.

Полагая отказ незаконным, Клетанина В.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В силу п.1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ) в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение.

Согласно п.2 ст.10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ) формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Бланк справки о смерти утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» - форма № 33, которая выдается органом ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти.

Справка о смерти по форме № 33 должна содержать сведения об умершем лице, а также причинах смерти, месте смерти и месте государственной регистрации смерти. 

Согласно  ст. 7 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ  для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ  основанием для государственной регистрации смерти является документ о смерти, выданный медицинской организацией, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность.

В силу п.3 ст. 4 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ  государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти (ст. 5 данного Закона).

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Легализация документов не требуется в отношениях между странами - участниками Гаагской конвенции 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (далее - Конвенция). Участниками данной Конвенции являются Российская Федерация и Испания.

В соответствии со ст. 13 Конвенции документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения.

Согласно ст. 2 Конвенции единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Органы записи актов гражданского состояния иностранных государств при выдаче документов установленного образца применяют свое национальное законодательство, регулирующее соответствующие вопросы (статья 8 Конвенции).

Судом установлено, что представленный Клетаниной В.В. документ иностранного государства о смерти ее супруга не содержит сведений о причинах смерти Клетанина А.Г., обязательных при выдаче справки о смерти по форме № 33. При этом в консульское учреждение Российской Федерации на территории Испании по вопросу регистрации смерти супруга Клетанина В.В. не обращалась, медицинское заключение о причинах смерти супруга не представила.

При таких обстоятельствах, с учетом требований вышеуказанных нормативных правовых актов, отказ в выплате пособия на погребение супруга на основании представленного Клетаниной В.В. документа, выданного иностранным государством, является правомерным.

Доводы, приведенные Клетаниной В.В. в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку истицей не представлены документы, предусмотренные действующим российским законодательством.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 июня 2017 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу                                              Клетаниной Валентины Васильевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: