Судебный акт
Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
Документ от 15.08.2017, опубликован на сайте 28.08.2017 под номером 67923, 2-я гражданская, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Нефёдов О.Н.                                                                  Дело № 33а-3281/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      15 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Трифоновой Т.П.,

судей Смирновой Ю.В., Зуевой Н.В., 

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» на решение Ульяновского областного суда от 15 июня 2017 года, по которому постановлено:

 

административное исковое заявление Стифатова Вячеслава Павловича удовлетворить.

Устранить в сведениях Единого государственного реестра недвижимости реестровую ошибку путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области», кадастровую стоимость по состоянию на 01 января 2011 г. земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 4431 кв.м, расположенного по адресу: У*** область, город Д***, проспект А***, исходя из удельного показателя для 3-й группы видов разрешенного использования.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих изменений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя             Стифатова В.П. -  Панкрашкиной  А.И., просившей решение  суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Стифатов В.П. обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), Правительству Ульяновской области, Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: У*** область, г. Д***, проспект А***.

Требования мотивированы тем, что он является собственником указанного земельного участка. Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» кадастровая стоимость участка составляет 11 467 925 руб. 67 коп.

При проведении государственной кадастровой оценки изначально участок был отнесен к 13-й группе видов разрешенного использования, и его кадастровая стоимость была рассчитана из удельного показателя 327 руб. 74 коп. за кв.м, составила 1 452 217 руб. 27 коп.

В последующем кадастровая стоимость была пересчитана с применением удельного показателя для 5-й группы видов разрешенного использования – 2588 руб. 11 коп. Соответствующее изменение утверждено постановлением Правительства Ульяновской области от 23.05.2014 № 193-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 № 21-П».

Правильно стоимость должна была быть определена из удельного показателя кадастровой стоимости 3-й группы видов разрешенного использования - 609 руб.            73 коп.

В связи с чем просил устранить в сведениях Единого государственного реестра недвижимости реестровую ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером ***,  расположенного по адресу: У*** область, г. Д***, проспект А***, путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка исходя из удельного показателя для 3-й группы видов разрешенного использования в размере, равном 609 руб. 73 коп. за кв.м.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (Управление Росреестра по Ульяновской области), администрация города Димитровграда,  ООО  «КО-ИНВЕСТ».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  не соглашается с решением, просит его изменить, дополнив  резолютивную часть решения указанием на  отказ в удовлетворении  требований к  ФГБУ «ФКП Росреестра».

В обоснование жалобы указывает, что решение необоснованно в части удовлетворения требований к ФГБУ «ФКП Росреестра», поскольку не содержит исчерпывающих выводов, вытекающих из установленных фактов, а именно: в решении отсутствуют выводы о том, какими действием или бездействием органа регистрации прав были нарушены права и законные интересы административного истца.

Орган кадастрового учета не может быть надлежащим ответчиком по данной категории дел, в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель  участия не принимал, полномочия по методологии определения кадастровой стоимости не относятся к его компетенции, кадастровая стоимость земельного участка утверждена на основании Постановления Правительства Ульяновской области, соответственно основания для удовлетворения требований, заявленных к ФГБУ «ФКП Росреестра», у суда отсутствовали.

В судебное заседание  Стифатов  В.П., представители ФГБУ «ФКП Росреестра», Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, Управления Росреестра по Ульяновской области, администрация города Димитровграда,  ООО  «КО-ИНВЕСТ» не явились. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации  налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 данного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу под. 7 п. 1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).

В соответствии с п.1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным  кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28
«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

В ходе рассмотрения дела установлено,  что Стифатов В.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 4431 кв.м, расположенного по адресу: У*** область, город Д***, проспект А***.

В кадастровой выписке и в свидетельстве о государственной регистрации права вид разрешенного использования земельного участка поименован: для платной автостоянки. Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области
от 18.01.2012 № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 была определена в размере 1 452 217 руб. 27  коп. исходя из удельного показателя 13-й группы видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, на основании отчета № 429/11 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, составленного оценщиком ООО «КО-ИНВЕСТ».

08.08.2013 органом кадастрового учета было принято решение о необходимости исправления кадастровой ошибки в кадастровых сведениях, в том числе в отношении указанного земельного участка.

ООО «КО-ИНВЕСТ» в рамках исполнения гарантийных обязательств произвело перерасчет и определило кадастровую стоимость указанного земельного участка – 11 467 925 руб. 67 коп. исходя из удельного показателя 5-й группы видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 23.05.2014  № 193-П соответствующие изменения в части кадастровой стоимости спорного земельного участка были внесены в постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012  № 21-П.

Согласно п.2 постановления Правительства Ульяновской области
от 23.05.2014  № 193-П оно распространяется на правоотношения, возникшие
с 28.01.2012, то есть с даты вступления в силу постановления Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 № 21-П.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В соответствии с ч.3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015  № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Федеральным законом (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с п. 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила), и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации  от 15.02.2007 № 39 (далее – Методические указания), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

Пунктом 1.2 Методических указаний установлены, в том числе следующие группы разрешенного использования земельных участков: «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» (подпункт 1.2.3) и «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (подпункт 1.2.5).

Как следует из материалов дела, при проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ульяновской области определялась в разрезе видов разрешенного использования земельных участков, установленных в пункте 1.2 Методических указаний.

Земельный участок предоставлен Стифатову  В.П. для эксплуатации автостоянки, что относится к 3-ей группе видов разрешенного использования  земельных участков. Факт использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, отнесенного к  5-й группе Типового  перечня, материалами  дела не подтвержден.

При таких обстоятельствах  при проведении государственной кадастровой оценки земель, оценщик  неправомерно  отнес земельный участок  к 5-й группе видов

разрешенного использования.

Доводы апелляционной  жалобы о предъявлении исковых требований к ненадлежащему ответчику являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, предусматривающих обязанность органа кадастрового учета, каковым является ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»,  исправить кадастровую ошибку.

Это согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации (определение от 25 августа 2015 года по делу № 4-КГ15-38) о том, что в результате разрешения спора об устранении кадастровой ошибки обязанность по ее исправлению может быть возложена только на орган кадастрового учета, которым внесены недостоверные сведения в государственный кадастр, в связи с чем суду следует разрешать вопрос о привлечении данного государственного органа к участию в деле в качестве ответчика.

Данная позиция была учтена судом первой инстанции.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ульяновского областного суда от 15 июня 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи