Судебный акт
Объекты культурного наследия-постановка на учет как бесхозяйных вещей
Документ от 08.08.2017, опубликован на сайте 22.08.2017 под номером 67880, 2-я гражданская, О возложении обязанности принять установленные законом РФ меры к постановке на учет бесхозяйственного объекта культурного наследия регионального значения Церковь в честь покрова Пресвятой Богородицы, 1823 года (Барышский район, с. Малая Хомутерь, ул. Полевая,д.57), постановленного на государственную охрану Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 04.04.2016 г. №40, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Челбаева Е.С.                                                           Дело № 33а-3110/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            08 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П. и Смирновой Ю.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 26 мая 2017 года, по которому постановлено:

 

Иск Правительства Ульяновской области – Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения «Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы» 1823 г., расположенную по адресу: Ульяновская область, Барышский район, с. Малая Хомутерь, ул. Полевая, д. 57, поставленную на государственную охрану Приказом Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 04 апреля 2016 года №40.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя администрации МО «Барышский район» Чумаченко Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области (далее по тексту Управление) обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области о возложении обязанности принять меры к постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения- «Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы» 1823 г., расположенного по адресу: Ульяновская область, Барышский район, с. Малая Хомутерь, ул. Полевая, д. 57.

В обоснование иска указало, что согласно государственным спискам недвижимых памятников истории и культуры (народов России) на территории муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области находится указанный выше объект культурного наследия регионального значения, который до настоящего времени собственника не имеет. Полномочиями по постановке на учет вышеуказанного объекта культурного наследия как бесхозяйного имущества обладает орган местного самоуправления, на территории которого находится данный объект культурного наследия - администрация муниципального образования «Барышский район». Однако соответствующие действия администрацией МО «Барышский район» не производятся.

В связи с этим Управление просило возложить на ответчика обязанность принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объект культурного наследия регионального значения «Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы» 1823 г., расположенную по адресу: Ульяновская область, Барышский район, с. Малая Хомутерь, ул. Полевая, д.57.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Барышский район» Ульяновской области не соглашается с решением, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает на то, что у администрации МО «Барышский район» отсутствует обязанность по постановке на учет как бесхозяйного имущества объекта культурного наследия, поскольку данный объект не находится в собственности муниципального района, не является объектом культурного наследия местного (муниципального) уровня. Данная церковь является объектом культурного наследия регионального значения.

Истцом и судом неправомерно применяется термин «бесхозяйный объект культурного наследия», поскольку данный термин отсутствует в системе законодательства РФ.  Объект культурного наследия по своему смыслу и статусу, установленному действующим законодательством, не может быть бесхозяйным. Согласно положениям Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной    собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности. Установление статуса культурного объекта регионального значения автоматически устанавливает обязанность органа исполнительной власти Ульяновской области организовать весь спектр действий по оформлению права собственности выявленного объекта регионального культурного значения.

Указанная церковь с момента её создания и до настоящего времени используется для проведения обрядов местной религиозной организацией – православный приход храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы с.Малая Хомутерь Барышского района Ульяновской        области Барышской епархии Русской православной церкви.   В соответствии со ст. 234 ГК РФ право собственности на данный объект культурного наследия в силу приобретательской давности  может быть признано за Русской православной церковью.  Именно к ней, а не к администрации МО «Барышский район»,  должны быть предъявлены исковые требования. Правопритязания на данный объект культурного наследия со стороны  всех государственных и муниципальных органов отсутствуют.

В судебное заседание не явились представители Управления по охране объектов культурного наследия администрации губернатора Ульяновской области, администрации МО «Малохомутерьское сельское поселение», Барышский епархии русской Православной церкви. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании приказа Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области №40 от 04.04.2016 Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы 1823г., расположенная по адресу: Ульяновская область, Барышский район, с.Малая Хомутерь, ул. Полевая, д. 57, как вновь выявленный объект культурного наследия, включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу пункта 1 статьи 33  Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1 ст. 48 Федерального закона  №73-ФЗ).

Согласно сообщению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  информация о зарегистрированных правах собственности на объект недвижимости - Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы 1823 г., расположенную по адресу: Ульяновская область, Барышский район, с.Малая Хомутерь, ул.Полевая, д. 57, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.

В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

12.10.2016 Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области направляло в адрес Главы администрации МО «Барышский район»  информацию о необходимости принятия мер по постановке данного объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного. Однако никаких мер со стороны администрации МО «Барышский район» предпринято не было.

С учетом предоставленных доказательств, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что объект культурного наследия, в отношении которого возник спор, в чьей-либо собственности не находится, кто-либо притязаний на приобретение его в собственность в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не заявляет. Исходя из понятия, изложенного в ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, данный памятник культурного наследия является бесхозяйным недвижимым имуществом. 

Согласно п.5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Указанные выше положения закрепляют общий порядок постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В данном случае речь идет о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта культурного наследия. В связи с этим решением этого вопроса должен заниматься орган местного самоуправления с учетом предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.

При рассмотрении дела суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопросы местного значения сельского поселения перечислены в ч.3 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона. Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, к вопросам местного значения сельского поселения не относятся.

Пунктом 19.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.

Вышеприведенный объект культурного наследия распложен на территории МО «Барышский район» Ульяновской области. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что обязанность обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по вопросу постановки объекта культурного наследия на учет как бесхозяйного имущества лежит именно на администрации указанного муниципального образования.

Довод апелляционной жалобы о том, что данный объект культурного наследия подлежит оформлению в государственную собственность Ульяновской области, поскольку он отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, является несостоятельным, поскольку основан на неверной трактовке действующего законодательства.

Положения ст. 234 ГК РФ о приобретательской давности в данном случае неприменимы, поскольку правом на обращение в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательской давности обладает лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати. В данном случае никаких притязаний со стороны Барышской епархии Русской Православной церкви на данный объект культурного наследия заявлено не было.

Учитывая, что при принятии решения судом не было допущено нарушений норм действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. 

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 26 мая 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: